Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:09, курс лекций
Основы конституционного строя России.
Общая характеристика Конституции 1993 года.
Основы конституционного строя России.
Конституционное право и политические институты.
Принципы организации государственной власти.
Полномочия:
Структура:
Бикамеральный – 2 палаты. Представляют территориальные интересы, отличные от общенациональных. Сдерживание демократичной нижней палаты. Повышение качества принимаемых законов. Представительство корпоративных интересов. Делятся на те, в которых вторая палата обеспечивает представительство территориальных интересов субъектов федерации (Сенат в США, Совет Федерации в РФ), и двухпалатные парламенты в унитарных государствах. Они представляют интересы аристократии (Палата Лордов в Великобритании) или верхняя палата в них дублирует нижнюю палату, но отличается от неё порядком избрания, условиями активного и пассивного избирательного права, сроком полномочий.
Монокамеральный – 1 палата. В большинстве с унитарным устройством.
Сама по себе одно- или двухпалатная модель парламента не характеризует политический режим и форму правления. Но с точки зрения гос устройства, как правило, в унитарных государства –однопалатный парламент, а в федеративных – двухпалатный. При установлении авторитарного и тоталитарного режима удобнее использовать однопалатную парламентскую модель.
Порядок формирования:
Организация и работа парламента:
Основным правовым документом, определяющим порядок организации и работы парламента, является регламент.
Кворум: необходимое число
депутатов для начала работы парламента;
необходимое число депутатов
для признания результатов
Комитеты и комиссии могут быть постоянными, межпалатными, временными и т.д.
Фракции – отдельные группы депутатов, объединяющие членов одной партии.
Кнут – партийный организатор.
Председатель парламента. Может играть чисто номинальную функцию, а может играть активную роль, определяя порядок голосования, влияя на дисциплину и порядок проведения голосования.
Парламент независим от исполнительной и судебной власти. Он сам определяет структуру, порядок голосования и устав.
Депутат защищен от посягательств со стороны органов власти иммунитетом и индемнитетом.
Иммунитет – это гарантия неприкосновенности депутата в случае совершения им правонарушения, т.е. защита от привлечения к юридической ответственности.
Индемнитет – это гарантия неприкосновенности депутата за его политическую деятельность и высказывания. Депутатский индемнитет означает, что депутат не несет ответственности за свои выступления в парламенте и за решения, которые он поддержал своим голосованием.
Основной формой работы парламента является законодательный процесс, который распадается на несколько стадий: 1) законодательная инициатива. Парламент может участвовать, если законодательная инициатива исходит от депутатов. 2) обсуждение законопроекта – чтения. 3) принятие путем голосования законопроекта. Квалифицированное/обычное большинство. 4) подписание закона главой государства и его обнародования (промульгация).
Бюджетный процесс. Подготовка бюджета и внесение его проекта в парламент – прерогатива правительства. Особенности процедуры принятия: как правила, вносится в нижнюю палату парламента. Верхняя палата обладает ограниченными полномочиями по обсуждения проекта бюджета. Конституция может устанавливать различные ограничения для внесения изменений в проект бюджета. Контроль за исполнением бюджета парламент осуществляет в 2 формах: оперативный и за исполнением бюджета в целом.
Особенности российского парламента:
Федеральное Собрание отличается от законодательных органов власти советского периода двумя особенностями: 1) парламент больше не образует единой вертикали власти с другими законодательными органами, не является верховным органом власти, не имеет возможности прямого контроля за исполнительной властью. Депутаты современного российского парламента работают на постоянной профессиональной основе и имеют только представительный мандат. Независимость российского парламента проявляется в том, что он вправе принимать/не принимать практически любой закон; не подлежит контролю со стороны исполнительной власти; самостоятельно определят величину своих расходов, фиксируя их в государственном бюджете; создает вспомогательный аппарат, независимый от исполнительной власти; определяет свою внутреннюю организацию и процедуру; обладает прерогативой по принятию законов в формальном смысле слова. В связи со становлением современного российского парламентаризма можно отметить 2 проблемы: 1) проблема закрепления в Конституции закрытого перечня полномочий парламента в законодательной сфере по примеру Франции; четкое нормативное регулирование делегирования законодательных полномочий, т.е. так называемой регламентарной власти.
Правительство.
В российской правовой науке термин правительство используется как обобщающий для коллегиальных органов исполнительной власти при любых формах правления. В зарубежной науке особое внимание уделяется советникам президента в президентской республике, которые не образуют единого коллегиального органа, не несут коллективной ответственности, и поэтому не могут рассматриваться в качестве правительства.
Место правительства в системе органов власти определяется его взаимоотношениями с ними.
Взаимоотношения правительство с главой государства:
В президентской республике правительство подконтрольно и подотчетно президенту и фактически стоит за его спиной. В остальных типах республик и монархиях глава государства реализует свои полномочия с помощью или через правительство, но остается автономным.
Взаимодействие правительства и парламента:
В президентской республике правительство не ответственно перед парламентом, кроме процедуры импичмента. В остальных типах государства правительство формируется при участии парламента и ответственно перед ним.
Взаимодействие с органами конституционного контроля:
Акты правительства подлежат конституционному контролю/Конституционный суд в спорных случаях решает вопрос о компетенции правительства.
Порядок формирования:
Состав правительства:
Состав:
Полномочия:
Основным элементом
Конституционные основы судебной власти.
Понятие судебной власти определяется теми функциями, которыми её наделяет конституционное право:
Таким образом, судебная власть реализует 2 группы функций: правоприменительная и правоохранительная.
В Конституциях понятие судебная
власть может интерпретироваться очень
широко и включать в себя не только
суды, но и органы судейского сообщества
и прокуратуры. На конституционном
уровне находят отражение такие
аспекты организации и
Основным понятием, характеризующим организацию судебной власти, является судебная система. Она усложняется за счет выделения в ней звеньев, инстанций и выделения в ней специализированных судов.
Автономный характер судебной
власти обусловливает формирование
органов судейского сообщества, так
называемых советов магистратур, которые
решают организационные, консультативные,
кадровые, дисциплинарные и иные вопросы,
связанные с деятельностью
Административные суды. Решают вопросы исполнительной власти. Существует 3 модели административной юстиции:
В административных судах используются нестандартные процедуры, например могут не действовать принципы гласности, устности. Система административных судов строится по вертикали и как правило, состоит из 2 инстанций: на первом уровне рассматривается основная часть дел, на второй-апелляция и кассация.
Общественные суды. Создаются в помощь государственным судам. Действуют на стадии досудебного рассмотрения споров.
Религиозные суды: