Лекции по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:09, курс лекций

Описание

Основы конституционного строя России.
Общая характеристика Конституции 1993 года.
Основы конституционного строя России.
Конституционное право и политические институты.
Принципы организации государственной власти.

Работа состоит из  1 файл

Лекции.docx

— 74.84 Кб (Скачать документ)

Полномочия:

  • Законодательные: принятие, корректировка, отмена законов.
  • Финансовые.
  • Ратификация международных договоров.
  • Формирование других органов власти и назначение должностных лиц.
  • Полномочия в области обороны и безопасности: вопросы войны и мира, участие в решении вопросов о введении чрезвычайного положения.
  • Судебные полномочия: импичмент.
  • Назначение референдумов.

Структура:

Бикамеральный – 2 палаты. Представляют территориальные интересы, отличные от общенациональных. Сдерживание демократичной нижней палаты. Повышение качества принимаемых законов. Представительство корпоративных интересов. Делятся на те, в которых вторая палата обеспечивает представительство территориальных интересов субъектов федерации (Сенат в США, Совет Федерации в РФ), и двухпалатные парламенты в унитарных государствах. Они представляют интересы аристократии (Палата Лордов в Великобритании) или верхняя палата в них дублирует нижнюю палату, но отличается от неё порядком избрания, условиями активного и пассивного избирательного права, сроком полномочий.

Монокамеральный – 1 палата. В большинстве с унитарным устройством.

Сама по себе одно- или  двухпалатная модель парламента не характеризует  политический режим и форму правления. Но с точки зрения гос устройства, как правило, в унитарных государства  –однопалатный парламент, а в федеративных – двухпалатный. При установлении авторитарного и тоталитарного режима удобнее использовать однопалатную парламентскую модель.

Порядок формирования:

  • Путем выборов. Верхняя палата формируется путем непрямых выборов, что объясняется проявлением недоверия к народу и обеспечивает более строгий отбор кандидатов и (Австрия, Ирландия, Юар, Белоруссия, Малазия, Алжир).
  • Нижняя палата участвует в формировании верхней.
  • Верхняя палата назначается полностью главой государства (Иордания, Таиланд).
  • Во многих странах в парламенте присутствуют депутаты по должности или назначаемые главой государства депутаты. Это могут быть бывшие политики, наиболее выдающиеся люди, главы местных органов власти.
  • Вестминстерская модель: глава государства включен в состав парламента.

Организация и работа парламента:

Основным правовым документом, определяющим порядок организации  и работы парламента, является регламент.

Кворум: необходимое число  депутатов для начала работы парламента; необходимое число депутатов  для признания результатов голосования  легитимными.

Комитеты и комиссии могут  быть постоянными, межпалатными, временными и т.д.

Фракции – отдельные группы депутатов, объединяющие членов одной  партии.

Кнут – партийный организатор.

Председатель парламента. Может играть чисто номинальную  функцию, а может играть активную роль, определяя порядок голосования, влияя на дисциплину и порядок  проведения голосования.

Парламент независим от исполнительной и судебной власти. Он сам определяет структуру, порядок голосования  и устав.

Депутат защищен от посягательств  со стороны органов власти иммунитетом  и индемнитетом.

Иммунитет – это гарантия неприкосновенности депутата в случае совершения им правонарушения, т.е. защита от привлечения к юридической ответственности.

Индемнитет – это гарантия неприкосновенности депутата за его политическую деятельность и высказывания.  Депутатский индемнитет означает, что депутат не несет ответственности за свои выступления в парламенте и за решения, которые он поддержал своим голосованием.

Основной формой работы парламента является законодательный процесс, который распадается на несколько  стадий: 1) законодательная инициатива. Парламент может участвовать, если законодательная инициатива исходит от депутатов. 2) обсуждение законопроекта – чтения.         3) принятие путем голосования законопроекта. Квалифицированное/обычное большинство.     4) подписание закона главой государства и его обнародования (промульгация).

Бюджетный процесс. Подготовка бюджета и внесение его проекта в парламент – прерогатива правительства. Особенности процедуры принятия: как правила, вносится в нижнюю палату парламента. Верхняя палата обладает ограниченными полномочиями по обсуждения проекта бюджета. Конституция может устанавливать различные ограничения для внесения изменений в проект бюджета. Контроль за исполнением бюджета парламент осуществляет в 2 формах: оперативный и за исполнением бюджета в целом.

Особенности российского парламента:

Федеральное Собрание отличается от законодательных органов власти советского периода двумя особенностями: 1) парламент больше не образует единой вертикали власти с другими законодательными органами, не является верховным органом власти, не имеет возможности прямого контроля за исполнительной властью. Депутаты современного российского парламента работают на постоянной профессиональной основе и имеют только представительный мандат. Независимость российского парламента проявляется в том, что он вправе принимать/не принимать практически любой закон; не подлежит контролю со стороны исполнительной власти; самостоятельно определят величину своих расходов, фиксируя их в государственном бюджете; создает вспомогательный аппарат, независимый от исполнительной власти; определяет свою внутреннюю организацию и процедуру; обладает прерогативой по принятию законов в формальном смысле слова. В связи со становлением современного российского парламентаризма можно отметить 2 проблемы: 1) проблема закрепления в Конституции закрытого перечня полномочий парламента в законодательной сфере по примеру Франции; четкое нормативное регулирование делегирования законодательных полномочий, т.е. так называемой регламентарной власти.

 

 

Правительство.

  1. Понятие и место правительства в системе органов государственной власти.

В российской правовой науке  термин правительство используется как обобщающий для коллегиальных  органов исполнительной власти при  любых формах правления. В зарубежной науке особое внимание уделяется  советникам президента в президентской  республике, которые не образуют единого  коллегиального органа, не несут коллективной ответственности, и поэтому не могут рассматриваться в качестве правительства.

Место правительства в  системе органов власти определяется его взаимоотношениями с ними.

Взаимоотношения правительство с  главой государства:

В президентской республике правительство подконтрольно и  подотчетно президенту и фактически стоит за его спиной. В остальных  типах республик и монархиях  глава государства реализует  свои полномочия с помощью или  через правительство, но остается автономным.

Взаимодействие правительства  и парламента:

В президентской республике правительство не ответственно перед  парламентом, кроме процедуры импичмента. В остальных типах государства  правительство формируется при  участии парламента и ответственно перед ним.

Взаимодействие с органами конституционного контроля:

Акты правительства подлежат конституционному контролю/Конституционный суд в спорных случаях решает вопрос о компетенции правительства.

  1. Порядок формирования и состав правительства.

Порядок формирования:

  • Парламентский способ формирования правительства. Используется в парламентских республиках и парламентарных монархиях. Сначала назначается глава правительства – лидер партийного большинства в парламенте. Затем глава государства утверждает остальных членов правительства.
  • Внепарламентский способ. Глава государства назначает председателя и министров сам, не зависимо от результатов парламентских выборов.

Состав правительства:

  • Континентальная модель. Правительство обозначено в Конституции как орган исполнительной власти. Его состав конституционно определен, и оно реально осуществляет свою исполнительную власть.
  • Англо-саксонская модель. Реально осуществляющий функции исполнительной власти орган не оформлен конституционно. Его статус размыт. Это Кабинет министров. Он реально осуществляет исполнительную власть. Официально признаваемый орган не имеет реальной власти. Это тайный совет.

 

Состав:

    • В состав правительства входят все руководители органов общенационального уровня, т.е. не только министры, но и главы ведомств.
    • Только министры.
    • Министры и некоторые главы других исполнительных органов.

Полномочия:

  • Исполнение законов
  • Управление госаппаратом
  • Взаимодействие с парламентом в законодательной сфере
  • Нормоустанавливающая деятельность
  • Составление и исполнение бюджета
  • Осуществление внешней политики

Основным элементом исполнительной власти является министерство, главная  отличительная особенность которого единоначалие. Министерства могут быть отраслевыми (например, науки и образования), межотраслевыми (экономики, финансов), территориальные. Министерство является публичным юридическим лицом, к которому предъявляются иски в суде. Его структура определяется либо каждым министром, либо регламентируется постановлением правительства или Конституцией.

 

Конституционные основы судебной власти.

  1. Понятие судебной власти и её место в системы разделение властей.

Понятие судебной власти определяется  теми функциями, которыми её наделяет конституционное право:

  • Разрешение правовых конфликтов
  • Применение мер юридической ответственности
  • Суд обеспечивает юридические гарантии действия Конституции
  • Су защищает права и свободы человека и гражданина
  • Суд толкует конституцию и создает прецедентное право
  • может выполнять функции исполнительной власти, если речь об административной юстиции

Таким образом, судебная власть реализует 2 группы функций: правоприменительная  и правоохранительная.

В Конституциях понятие судебная власть может интерпретироваться очень  широко и включать в себя не только суды, но и органы судейского сообщества и прокуратуры. На конституционном  уровне находят отражение такие  аспекты организации и деятельности судебной власти, как:

  • характеристика судебной власти в качестве элемента системы разделения властей
  • основы организации судебной системы
  • гарантии прав граждан в их отношениях с органами юстиции
  • основы правового статуса судей

Основным понятием, характеризующим  организацию судебной власти, является судебная система. Она усложняется  за счет выделения в ней звеньев, инстанций и выделения в ней  специализированных судов.

  1. Конституционные принципы организации и деятельности судебных систем.
  • Независимость судебной власти. Автономность судебных учреждений по отношению к гос и общественным институтам. Беспристрастность судей. Подчинение судей только закону.
  • Осуществление правосудия только законными и надлежащими судьями. Правосудие осуществляется только органами судебной власти. Спор рассматривается только тем судом, к компетенции которого он отнесен законом.
  • Запрет на создание чрезвычайных судов
  • Публичность. Гласность, открытость судебных слушаний
  • Состязательность процесса
  • Мотивированность судебных решений

 

  1. Высшие  органы судейского сообщества.

Автономный характер судебной власти обусловливает формирование органов судейского сообщества, так  называемых советов магистратур, которые  решают организационные, консультативные, кадровые, дисциплинарные и иные вопросы, связанные с деятельностью судов  и судей. Их структуру возглавляет  Высший Совет магистратуры, который  может формироваться как самим  судейским сообществом, так и  парламентом или президентом  республики. Возглавляет этот совет  либо президент республики, либо председатель Верховного суда.

  1. Специализированные органы правосудия.

Административные суды. Решают вопросы исполнительной власти. Существует 3 модели административной юстиции:

  1. Континентальная. Система специализированных административных судов.
  2. Англо-американская. Суды общей юрисдикции решают вопросы административной юстиции.
  3. Смешанная. Отдельные вопросы решают суды общей юрисдикции, отдельные – специализированный административные суды.

В административных судах  используются нестандартные процедуры, например могут не действовать принципы гласности, устности. Система административных судов строится по вертикали и как правило, состоит из 2 инстанций: на первом уровне рассматривается основная часть дел, на второй-апелляция и кассация.

Общественные суды. Создаются в помощь государственным судам. Действуют на стадии досудебного рассмотрения споров.

Религиозные суды:

  • Суды, которые на основе канонического права решают только внутрицерковные вопросы
  • Суды, которые на основе канонического права рассматривают внутрицерковные и другие вопросы
  • Шариатские суды, которые решают вопросы личного статуса по спорам между мусульманами или лицами, выразившими желание на рассмотрение из дела на основе норм Шариата
  • Шариатские суды с универсальной юрисдикции
  • Суды на основе обычного права

Информация о работе Лекции по "Конституционному праву"