Лекции по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:09, курс лекций

Описание

Основы конституционного строя России.
Общая характеристика Конституции 1993 года.
Основы конституционного строя России.
Конституционное право и политические институты.
Принципы организации государственной власти.

Работа состоит из  1 файл

Лекции.docx

— 74.84 Кб (Скачать документ)

Выборы. Социальные функции выборов зависят от политического режима.

В демократии:

  • Обеспечивают формирование органов государств на демократической основе
  • Опосредуют политические настроения избирателей
  • Позволяют в процессе избирательной кампании привлечь внимание власти к наиболее актуальным проблемам общества, а политическим партиям выборы позволяют предложить пути решения этих проблем
  • Обеспечение отбора наиболее мобильных и профессиональных кандидатов

В недемократиях:

    • Прикрывают отсутствие демократии
    • Создают видимость легитимности власти
    • Обеспечивают дополнительный контроль власти за политическими настроениями в обществе
    • Укрепляют у населения представления о единодушной народной поддержке власти

Классификация выборов:

По срокам проведения:

  • Очередные. Предусмотрены в Конституции.
  • Внеочередные. В случае досрочного прекращения полномочий главы государства или роспуска парламента.

По охвату избирателей

  • Всеобщие
  • Частичные. Довыборы.

По уровню избираемых органов  или должностных лиц

  • Общенациональные
  • Региональные
  • Местные

 

По характеру участия

  • Прямые
  • Непрямые
    • Косвенные
    • Многоступенчатые

По результату участия

  • Состоявшиеся
  • Несостоявшиеся

По результату голосования

  • Действительные
  • Недействительные

 

Избирательная компания проходит в несколько этапов, которые называют стадиями избирательного процесса:

  • Назначение выборов
  • Создание избирательных округов и избирательных участков
  • Формирование избирательных органов
  • Составление списков избирателей
  • Выдвижение кандидатов
  • Избирательная кампания (период агитации)
  • Голосование
  • Подведение итогов голосования
  • Объявление итогов
  • Обжалование результатов выборов

Организация и проведение выборов зависит от предусмотренной  в законе модели избирательной системы.

  • Мажоритарная. Это избирательная система, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов. Участвуют люди. Один избирательный округ.
    • Абсолютного большинства. Победитель – 50% +1
    • Относительного большинства.
    • Квалифицированное большинство 2/3, ¾ и т.д.
  • Пропорциональная. Мандаты распределяются между партиями, их объединениями пропорционально числу полученных голосов. Участвуют партии. Образуются многомандатные избирательные округа. Вводится избирательная квота (барьер, который нужно перешагнуть)
  • Смешанная

Избиратели пользуются субъективным избирательным правом, которое является комплексным и охватывает несколько  правомочий. Например, право быть внесенным  в списки избирателей, право голосовать.

Субъективное избирательное  право основано на положениях объективного избирательного права, т.е. совокупности норм права, регулирующих выборы. Источники  избирательного права: законы, в том  числе органические (конституционные), подзаконные акты, правовые обычаи, судебные прецеденты. Законы о выборах  могут быть общими и специальными. ФЗ от 12 июня 2002 года №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан РФ», ФЗ от 10 января 2003 №19 «О выборах президента РФ», ФЗ от 18 мая 2005 №51 «О выборах депутатов Госдумы». Это также могут быть указы  и распоряжения президента.

Избирательное право в  объективном смысле основано на нескольких принципах:

  • Свобода выборов. Либо свобода участия в выборах, либо свобода волеизъявления при голосовании. Абсентеизм – избиратели не ходят на выборы.
  • Всеобщее избирательное право.
  • Равное избирательное право. Либо каждый избиратель наделен таким же числом голосов, как и любой другой, либо вес голоса одного избирателя = весу голоса другого
  • Прямое (непрямое) избирательное право
  • Тайное голосование

Референдум.

В современном государстве  референдум выполняет 2 функции:

  • Внепарламентская: референдум может выступать в качестве способа принятия законов, являясь наиболее легитимной формой законотворчества. Участвуя в референдуме, граждане осуществляют свои политические права и реализуют народный суверенитет. Если на референдуме решается вопрос о принятии новой Конституции, то в этом случае народ осуществляет особый тип публичной политической власти – учредительную власть.
  • Внеизбирательная: референдум может быть использован как альтернативное обычным выборам средство легитимации органов госвласти, местного самоуправления, должностных лиц и проводимого ими политического курса.

Как правило, круг вопросов, выносимых на референдум, ограничен. Не могут обсуждаться на всенародном голосовании вопросы налогообложения, бюджета и иные финансовые вопросы, вопросы амнистии и помилования, ратификация международных договоров.

Инициаторами проведения референдума могут быть граждане страны, (федеральные) органы гос власти, орган учредительной власти (в России – Конституционное собрание).

Виды референдумов:

По способу  проведения

    • Обязательные (ФКЗ от 17 декабря 2001года №6 «О порядке принятия в Российскую федерацию и образования в её составе» нового субъекта РФ)
    • Факультативный

В зависимости  от предмета

    • Конституционный
    • Законодательный
    • Консультативный

*Если референдум  преследует политические цели, он  является плебисцитом. 

По масштабу проведение

    • Общенациональный
    • Региональный
    • Местный

В связи с референдумом возникают 2 проблемы: какое место  в иерархии источников права занимают решения, принятые на референдуме? Можно ли считать народное вето под видом референдума, так называемым отменительным референдумом?

Глава государства.

  1. Понятие и место главы государства в политической системы.

Место главы гос в политической системе определяется прежде всего  формой правления: в абсолютной монархии глава государства объединяет в своих руках все важнейшие полномочия ; в дуалистической монархии он делит власть с парламентом, но обладает возможностью в любой момент парализовать его деятельность; в парламентской монархии он реализует представительные функции, а центр власти смещается к правительству или парламенту, но в любой момент монарх может воспользоваться «спящими прерогативами короны», кроме того, именно монарх решает вопрос о кандидатуре премьер министра и политическом курсе. В президентской республике глава государства взаимодействует с судебной и законодательной властью как глава исполнительной власти. В парламентской республике роль главы государства вторична по сравнению с ролью главы правительства. В смешанных республиках глава государства стоит вне системы разделения властей над всеми ветвями власти. В советской республике глава государства, как правило, формально возглавляет постоянно действующий орган типа Президиума при высшем законодательном органе, но фактически главой государства является глава правящей партии.

 

  1. Порядок замещения поста главы государства  и освобождения от должности.

В монархиях пост главы государства замещается либо путем престолонаследия (по закону или завещанию), либо ограниченным выборным путем (ОАЭ). Монарх может добровольно отречься от престола в любой момент – абдикация (отставка монарха) - или отречься под давлением.

В республике глава государства занимает свой пост путем выборов – прямых или косвенных (многоступенчатые, случаи, когда глава гос выбирается парламентом). Срок полномочий на усмотрение государства, но есть минимальный срок – 4 года и максимальный – 7 лет.

 

  1. Требования  к кандидату
  • Гражданство
  • Возрастной ценз (35 лет в России)
  • Проживание на территории страны в течение определенного срока до выборов (10 лет)
  • Высшее образование
  • Отсутствие духовного звания
  • Свободное владение государственным языком
  • Этническая принадлежность к титульной нации

 

  1. Отставка. Президент может уйти в отставку добровольно либо быть отстраненным по результатам импичмента. В конституции могут быть закреплены нормы, регулирующие ротацию: избрание не более 2 сроков/переизбрание не более 2 сроков подряд/переизбрание не допускается/напрямую этот вопрос может быть не урегулирован, и тогда приходится толковать нормы конституции.

 

  1. Полномочия  главы государства:

Политические:

  • Полномочия по верховному представительству страны внутри и на международной арене

Политико-правовые:

  • Полномочия в законодательной сфере: назначение выборов парламента, созыв и роспуск парламента, участие в законодательном процессе (право законодательной инициативы, вето, промульгация (подписание и опубликование) законов).
  • В области государственного управления: участвует в формировании правительства, принимает решения о его отставке, влияет на работу отдельных министров, принимает нормативные подзаконные акты, участвует в формировании региональных органов власти.
  • В сфере обороны и безопасности: верховное главнокомандование, введение военного и чрезвычайного положения, может быть председателем совета обороны (безопасности)
  • Внешне-политические полномочия: подписание международных договоров, решение вопросов войны и мира.
  • В области правосудия: назначает на высшие судебные должности, участвует в формировании правоохранительных органов, принимает участие в работе высших органов судейского сообщества, решение вопросов о помиловании.
  • В сфере личного статуса граждан и иностранцев: предоставление гражданства.

В монархиях также сохраняются  традиционные полномочия: глава церкви, решение вопросов о богослужениях, чеканка монеты и т.д.

  1. Ответственность главы государства. Монарх неприкосновенен, поэтому он не несет никаой ответственности. Президент не несет политической ответственности, но может быть привлечен к юридической ответственности. Как правило, круг оснований для привлечения президента к ответственности ограничен. Это, прежде всего, гос измена, взятничество, посягательство на Конституцию и иные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Процедура привлечения к ответственности: вопрос поднимает парламент, а решает суд (Франция, Италия, Португалия) или референдум (Австрия, Исландия, Румыния) либо парламент самостоятельно решает вопрос об ответственности президента (США, страны Латинской Америки). Существуют более мягкие формы ответственности президента, например, порицание в форме постановления палаты парламента.

 

Законодательная власть.

 

  1. Понятие и происхождение института парламента.

Законодательная власть и  парламент не совпадают. Законодательная  власть может осуществляться в 3 формах: 1) надпарламентская (монарх в абсолютной или дуалистической монархии, в советской республике постоянно действующий комитет - Президиум);                            2) внепарламентская (референдум, регламентарная власть = делегированное законодательство);    3) парламентская (законодательная власть = парламентская).

Одна из причин несовпадения этих понятий заключается в том, что закон может пониматься в  формальном и материальном смыслах. В формальном смысле закон – это НПА, приняты соответствующим органом власти по определенной процедуре. Закон в материальном смысле – это НПА, содержание которого относится к компетенции законодательной власти в самом широком значении, кто бы её ни осуществлял.

Первые парламенты появляются в скандинавских странах и  Исландии в 11 веке. В 12 веке – в Испании, 13 – Англии, в начале 14 века –  Франции. Существенное отличие парламента от предшествующих ему форм сословного представительства заключается  в большей автономии представителей, в получении права решать вопросы о налогах и войне и мире.

В конце 19 века во Франции  формируется новая модель взаимоотношений  парламента и исполнительной власти, которая называется рационализированный  парламентаризм. Эта модель фиксирует  реальное положение вещей, при котором  законодательную власть осуществляет не только парламент.

  1. Функции и полномочия парламента.

Функции:

  • Выработка и принятие законов, регулирующих общественные отношения, а также контроль за исполнением этих законов. (Контроль за соблюдение прав человека через специальные парламентские комиссии или через специальных парламентских уполномоченных – омбудсмены. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти – вызов председателя правительства в парламент).
  • Представительство.
  • Участие в распоряжении гос финансами. Парламент принимает бюджет и контролирует его исполнение.
  • Обеспечение равенства, равновесия, стабильности в системе разделения властей и политической системе в целом.

Информация о работе Лекции по "Конституционному праву"