Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:09, курс лекций
Основы конституционного строя России.
Общая характеристика Конституции 1993 года.
Основы конституционного строя России.
Конституционное право и политические институты.
Принципы организации государственной власти.
Выборы. Социальные функции выборов зависят от политического режима.
В демократии:
В недемократиях:
Классификация выборов:
По срокам проведения:
По охвату избирателей
По уровню избираемых органов или должностных лиц
По характеру участия
По результату участия
По результату голосования
Избирательная компания проходит в несколько этапов, которые называют стадиями избирательного процесса:
Организация и проведение выборов зависит от предусмотренной в законе модели избирательной системы.
Избиратели пользуются субъективным избирательным правом, которое является комплексным и охватывает несколько правомочий. Например, право быть внесенным в списки избирателей, право голосовать.
Субъективное избирательное право основано на положениях объективного избирательного права, т.е. совокупности норм права, регулирующих выборы. Источники избирательного права: законы, в том числе органические (конституционные), подзаконные акты, правовые обычаи, судебные прецеденты. Законы о выборах могут быть общими и специальными. ФЗ от 12 июня 2002 года №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ от 10 января 2003 №19 «О выборах президента РФ», ФЗ от 18 мая 2005 №51 «О выборах депутатов Госдумы». Это также могут быть указы и распоряжения президента.
Избирательное право в объективном смысле основано на нескольких принципах:
Референдум.
В современном государстве референдум выполняет 2 функции:
Как правило, круг вопросов, выносимых на референдум, ограничен. Не могут обсуждаться на всенародном голосовании вопросы налогообложения, бюджета и иные финансовые вопросы, вопросы амнистии и помилования, ратификация международных договоров.
Инициаторами проведения референдума могут быть граждане страны, (федеральные) органы гос власти, орган учредительной власти (в России – Конституционное собрание).
Виды референдумов:
По способу проведения
В зависимости от предмета
*Если референдум преследует политические цели, он является плебисцитом.
По масштабу проведение
В связи с референдумом возникают 2 проблемы: какое место в иерархии источников права занимают решения, принятые на референдуме? Можно ли считать народное вето под видом референдума, так называемым отменительным референдумом?
Глава государства.
Место главы гос в политической системе определяется прежде всего формой правления: в абсолютной монархии глава государства объединяет в своих руках все важнейшие полномочия ; в дуалистической монархии он делит власть с парламентом, но обладает возможностью в любой момент парализовать его деятельность; в парламентской монархии он реализует представительные функции, а центр власти смещается к правительству или парламенту, но в любой момент монарх может воспользоваться «спящими прерогативами короны», кроме того, именно монарх решает вопрос о кандидатуре премьер министра и политическом курсе. В президентской республике глава государства взаимодействует с судебной и законодательной властью как глава исполнительной власти. В парламентской республике роль главы государства вторична по сравнению с ролью главы правительства. В смешанных республиках глава государства стоит вне системы разделения властей над всеми ветвями власти. В советской республике глава государства, как правило, формально возглавляет постоянно действующий орган типа Президиума при высшем законодательном органе, но фактически главой государства является глава правящей партии.
В монархиях пост главы государства замещается либо путем престолонаследия (по закону или завещанию), либо ограниченным выборным путем (ОАЭ). Монарх может добровольно отречься от престола в любой момент – абдикация (отставка монарха) - или отречься под давлением.
В республике глава государства занимает свой пост путем выборов – прямых или косвенных (многоступенчатые, случаи, когда глава гос выбирается парламентом). Срок полномочий на усмотрение государства, но есть минимальный срок – 4 года и максимальный – 7 лет.
Политические:
Политико-правовые:
В монархиях также сохраняются традиционные полномочия: глава церкви, решение вопросов о богослужениях, чеканка монеты и т.д.
Процедура привлечения к ответственности: вопрос поднимает парламент, а решает суд (Франция, Италия, Португалия) или референдум (Австрия, Исландия, Румыния) либо парламент самостоятельно решает вопрос об ответственности президента (США, страны Латинской Америки). Существуют более мягкие формы ответственности президента, например, порицание в форме постановления палаты парламента.
Законодательная власть.
Законодательная власть и парламент не совпадают. Законодательная власть может осуществляться в 3 формах: 1) надпарламентская (монарх в абсолютной или дуалистической монархии, в советской республике постоянно действующий комитет - Президиум); 2) внепарламентская (референдум, регламентарная власть = делегированное законодательство); 3) парламентская (законодательная власть = парламентская).
Одна из причин несовпадения этих понятий заключается в том, что закон может пониматься в формальном и материальном смыслах. В формальном смысле закон – это НПА, приняты соответствующим органом власти по определенной процедуре. Закон в материальном смысле – это НПА, содержание которого относится к компетенции законодательной власти в самом широком значении, кто бы её ни осуществлял.
Первые парламенты появляются
в скандинавских странах и
Исландии в 11 веке. В 12 веке – в Испании,
13 – Англии, в начале 14 века –
Франции. Существенное отличие парламента
от предшествующих ему форм сословного
представительства заключается
в большей автономии
В конце 19 века во Франции формируется новая модель взаимоотношений парламента и исполнительной власти, которая называется рационализированный парламентаризм. Эта модель фиксирует реальное положение вещей, при котором законодательную власть осуществляет не только парламент.
Функции: