Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:08, курс лекций

Описание

У каждой науки есть своя история. Не является исключением и политология, которая ведет свое начало от политических учений глубокой древности. Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции_политология.doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)

У каждой науки есть своя история. Не является исключением и политология, которая ведет свое начало от политических учений глубокой древности. Политические учения являются формой самовыражения  общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности.

Политические  учения являются специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической реальности. Они составляют неотъемлемый компонент политической культуры общества, социальных групп и личностей, существенный атрибут теоретической и практической деятельности людей в государственно-организованном обществе.

История политической науки - это история возникновения, развития, обновления и смены множества политических учений, разработанных представителями разных стран и народов.Анализ этих учений дается, как правило, в хронологическом (временном), пространственном (географическом) и портретном измерениях. Кроме того мы будем анализировать историю политических учений с позиций религиозной, юридической и политико-социальной традиций.

РЕЛИГИОЗНАЯ традиция в развитии политической мысли  исторически предшествовала всем другим. Сказанное объясняется тем. что  религия возникла значительно раньше, чем другие формы общественного сознания. Поскольку в сознании того времени доминировала мифология, постольку свое первоначальное выражение традиция в истории политических учений получила в форме мифа.

В числе  прочих особенностей мифологического  истолкования политических явлений господствующим является представление о божественном происхождении земных порядков и установлений. Другими словами, божественное начало выступает и первоисточником, и ведущим принципом, и основной моделью земного общественного и политического устройства, и одновременно господствующей тотальной идеологией, не имеющей конкуренции в лице иных представителей, взглядов, точек зрения и т.п.

Будучи  порождением божественного начала, земные порядки и установления тем  не менее различаются между собой в зависимости от способа связи этого начала с земными отношениями. В Древнем Китае, например, основным и единственным звеном, связывающим земные порядки и отношения с высшими, небесными силами, является фигура императора, в руках которого сконцентрирована вся власть. Что касается остальных должностных лиц, то они выступают лишь в качестве проводников власти императора.

Несколько иначе обстояло дело в Древнем  Египте, где боги, являясь источником власти правителя, наряду с ним оставались ее вершителями на земле.В целом система власти в Египте напоминала пирамиду, вершину которой составляли боги и их избранник фараон, а основание - простой народ. Между ними располагались жрецы и знать. Поведение в обществе и государстве определялось кастовой принадлежностью человека. Аналогичным образом строилась система власти в Древней Индии.

Классический  вариант религиозной традиции в  истории политической мысли представлен  в учениях средневековья, переходной ступенью к которым была политическая теория АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА (Блаженного Августина) (353 - 430). Именно в этой теории были сформулированы важнейшие догматы христианской церкви, положенные в основу господствующего мировоззрения новой общественно-экономической формации. По мнению Августина, там, где государство не подчиняется церкви, оно ничем не отличается от шайки разбойников; там, где нет поклонения Богу, нет и права, нет общей пользы. Все политические и государственные порядки являются следствием греховности человека. Сама же эта греховность предопределена Богом, наделившем человека свободной волей, т.е. способностью жить по-своему, а не по-божески.

Вершиной  религиозной политической мысли  эпохи средневековья стало учение ФОМЫ АКВИНСКОГО (Аквината) (1225 - 1274), который  после смерти причислен католической церковью к лику святых. Фома Аквинский различает три элемента власти: сущность, форму (приобретение и устройство) и использование. По своей исконной сути власть есть установление божественное, а поэтому всегда несет людям хорошее. Однако конкретные формы и способы приобретения власти, ее устройства и использования могут быть дурными, несправедливыми. Отсюда повиноваться властям следует в той степени, в какой она проистекает от Бога.

Несомненной заслугой Фомы Аквинского является разработка специальной теории закона. Вечный закон заключен в Боге, тождественен ему и существует сам по себе. Что касается других законов, то они являются производными от вечного закона и связаны с ним особыми отношениями субординации. К числу таких законов относится естественный закон, которые есть не что иное. как отражение вечного закона в человеческом разуме. Конкретизацией естественного закона является человеческий закон (апозитивный закон), основное предназначение которого состоит в том, чтобы силой, страхом побуждать людей избегать зла и достигать добродетели.

Крупнейшим  идеологом Реформации был немецкий ученый-богослов МАРТИН ЛЮТЕР (1483 --1546), положивший начало лютеранскому (протестантскому) вероисповеданию.

В политическом плане основные идеи Лютера сводятся к тому,что человек живет в двух мирах - духовном и земном. В духовном мире, который охватывает только верующих в Христа, господствует Бог; в земном, к которому принадлежат все люди, господствует власть. Благополучие духовного мира зависит от мира земного, который в свою очередь зиждется на естественном, а не божественном праве. Отсюда задача власти, господствующей в земном мире состоит в том, чтобы руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом: не допускать совершения грехов, всячески препятствовать, в том числе с помощью насильственных мер, осуществлению злых намерений людей и т.п.

В противоположность  римско-католической церкви М. Лютер  стремился доказать, что человек  и его светская жизнь не должны рассматриваться как греховные в своей основе. Его знаменитые тезисы содержали основы нового понимания христианства. Они были восприняты многими социальными слоями и группами как призыв освободиться от политического и идеологического гнета церкви, придать мирским учреждениям и светскому государству силу религиозного авторитета.

Получив свое классическое выражение в средние  века, религиозная традиция не утратила значения и в последующие эпохи. Ее влияние на политическую жизнь  народов разных стран, в том числе  на политическую жизнь современности, состояло в следующем. Во-первых, религиозная традиция поддерживала и укрепляла веру людей в возможность установления справедливого общества на земле. Во-вторых, религиозная традиция накладывала своеобразный отпечаток на политическое сознание людей, на формирование их политической культуры. Так, например, именно с протестантизмом, который исповедуют 57% населения США связывается идеология американского бизнеса. Трудолюбие и успех в бизнесе провозглашаются ими в качестве способа служения Богу, а успех или неуспех в экономической деятельности - в качестве ключа к пониманию духовного состояния индивида.

В-третьих, религиозная традиция зачастую определяет характер и идеологическую направленность того или иного государства. В  качестве примера можно сослаться на социальную доктрину ислама, которая выступает как теоретическая основа национально-политического развития многих стран.

Зарождение  ЮРИДИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ происходит еще  в политических учениях древнего мира. Связанная с ней рационализация политических представлений, наблюдаемая в первом тысячелетии до н.э., означала не только отход от мифологической идеологии, но и более широкое использование для обоснования власти идеи права и закона. Для разнообразных рационалистических доктрин эпохи древности наиболее характерным является следующее истолкование права и закона. Во-первых, право и закон - это не тождественные понятия. Если право толкуется как нечто естественное, как безусловная природа вещей и отношений, то законы понимаются как нечто искусственное, как условный продукт человеческого творчества. Во-вторых, право представляет собой не совокупность юридических норм, а метаюридический комплекс идей, отношений и явлений, существующих объективно. Поэтому оно и называется естественным правом. в-третьих, в системе субординационных отношений "право-закон" приоритет принадлежит праву, которое в силу своей безусловности должно определять государственно-политические и юридические феномены вообще, Закон (и законодательство) в особенности. В-четвертых, право и закон имеют своей гласной целью утверждение надежного социального порядка в обществе и достижение блага людей.

Наглядным примером раннего формирования юридической  традиции может служить политическая и правовая мысль Древнего Рима, где особенно выделяется учение ЦИЦЕРОНА (106 - 43 гг. до н.э.) Особый интерес представляют, в частности, его идеи о формах государства, о смешанном правлении, сочетающем в себе достоинства личной, аристократической, демократической власти, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве и вечном, неизменном и неотъемлемом свойстве природы и человека, о гражданине как субъекте права и государства. Отстаивая примат легально существующих республиканских учреждений над всеми другими политическими силами и группами, выступая ярым поборником идеи всеобщего согласия и блага государства, Цицерон на протяжении всей своей практической деятельности вел активную борьбу против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.

В становлении и развитии юридической традиции безусловна велика роль древнеримских юристов. Благодаря творческим усилиям этих юристов в Древнем Риме была создана новая наука - юриспруденция, в центре внимания которой находился широкий круг проблем теоретического и практического характера: взаимодействие нормального и отклоняющегося поведения; соотношение публичного и частного права; систематизация и кодификация права; создание и применение норм права; правила и приемы толкования юридических норм. Все эти и многие другие вопросы вошли в понятие римского права, которое справедливо рассматривается в качестве классического и до сих пор непревзойденного. В числе прочих достоинств римскому праву свойственны два весьма важных и взаимосвязанных положения: во-первых, обозначение принципиальной границы между нормативно одобряемым и отклоняющимся аспектами социального порядка. И. во-вторых, включение в сферу права и правоведения обоих этих аспектов социального порядка (позитивно-нормативного и негативно-аномального) в качестве взаимосвязанных сторон единого предмета правовой регуляции.

В развитии классической римской юриспруденции  выделяют три периода: ранний, высокий  и поздний. Раннему периоду (конец 1 в. до н.э. - конец 1в. н.э.) еще свойственны  определенные черты, присущие римской юриспруденции предшествующего (республиканского) этапа. Юриспруденцией в этот период занимаются известные юристы, являющиеся, как правило, выходцами из сенаторского сословия и не состоящие на государственной службе. Для высокого периода (2 в. н.э.) наиболее существенным является то, что римская юриспруденция получает свою завершенную систематизированную разработку. Юристы этого времени очень тесно связаны с практикой и нередко занимают высокие государственные посты. В поздний период (193 - 235 гг. н.э.) все крупные юристы находятся на государственной службе и обладают правом давать ответы от имени императора. Важной стороной их деятельности является упорядочение правового материала и его комментирование, которое в ряде случаев имело силу закона.

Суть юридического мировоззрения  состоит в том, что его представители  смотрели на государство и право  с тоски зрения обыденной жизни. Они выводили их содержание из разума и опыта, а не из теологии.

В своем развитии юридическое мировоззрение  прошло три основных этапа: этап естественно-правовых теорий (17-18 вв), этап либерализма (18-19 вв) и этап позитивизма (19 в.). Видными представителями естественно-правовых теорий были Г. Гроций (1583-1645) - в Голландии, Т. Гоббс (1588 - 1679) и Д. Локк (1632-1704) - в Англии, Ш. Монтескье (1689 - 1755) и Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) - во Франции. Отличительной чертой естественно-правовых теорий явилось стремление их авторов использовать политико-юридические воззрения в целях обоснования прогрессивных для той эпохи требований буржуазии. Эти требования преподносились в качестве непреложных выводов из так называемых вечных принципов естественного права. Согласно этим требованиям старые политические порядки и учреждения объявлялись неразумными и не отвечающими естественному праву, а потому подлежащими отмене и замене новыми политическими порядками и учреждениями. В свою очередь новые политические порядки и учреждения изображались как естественные, соответствующие природе человека, находящие свое оправдание в коренных свойствах человеческого бытия.

Важную роль в теории естественного  права играла идея общественного  договора. Согласно этой идее, автономно  существующий индивид составляет первооснову  всего социального мироздания. Совокупность независимых индивидов конституирует  общество в его естественном состоянии. Переход от естественного состояния общества к государственно-организованному осуществляется путем заключения общественного договора. Причины, побуждающие индивидов к заключению такого договора могут быть разными: стремление избежать войны всех против всех, желание установить порядок и справедливость, потребность подкрепить естественное равенство индивидов их равенством по закону и т.д.

Существенно отличались друг от друга  в ряде случаев и выводы, к которым  приходили разные авторы естественно-правовых теорий. Так, например, Гоббс, исходя из того, что индивиды, заключив общественный договор между собой, вверяют затем власть и свою судьбу главе государства (который, кстати, в договоре не участвует и никакой ответственности перед договаривающимися индивидами не несет), обосновывал идею абсолютной монархии.

В свою очередь Руссо в отличие  от Гоббса, а также Локка, которые  допускали существование двух актов  общественного договора (первый - образование  государства как ассоциации народа, второй - передачу верховной власти от народа к правительству), признавал "действительным лишь один акт общественного договора, а именно - образование народа и общества (в форме демократического государства) как единственного и абсолютного источника и суверена общей воли (верховной политической власти)". Согласно Руссо, основная задача этого договора состоит в том, чтобы "найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде".

Информация о работе Лекции по "Политологии"