Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:08, курс лекций

Описание

У каждой науки есть своя история. Не является исключением и политология, которая ведет свое начало от политических учений глубокой древности. Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции_политология.doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)

Говоря о влиянии социологической  мысли на политико-социологическую  традицию, нельзя не упомянуть имя  Эмиля ДЮРКГЕЙМА (1858-1917), одного из авторов  теории "социальной солидарности", которая широко используется для  объяснения различных процессов политической и общественной жизни. Социальная солидарность формируется под влиянием разделения труда в обществе. В развитом обществе каждый индивид выполняет какую-либо одну специальную функцию в соответствии с разделением общественного труда, ставя себя в зависимость от других индивидов и тем самым способствуя формированию органической солидарности. Под углом зрения идей социальной солидарности, Дюркгейм истолковывал роль и значение государства в обществе. Государство в его представлении, - это коллективный разум, поставленный на место темного инстинкта, это надклассовый орган, обеспечивающий единство и внешнюю безопасность. Его главная задача - думать и действовать за все остальное общество, а наиболее важная функция - защищать права и интересы личности, обеспечивать достижения ею собственной автономии. Существенной функцией государства является освобождение индивидуальных личностей. Подчеркивая важную роль государства в защите прав и интересов личности, Дюркгейм в тоже время предостерегал от чрезмерного преувеличения его функций.

 

 

 

Политология - наука, которая имеет  своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного  явления:

 

1) выявление на макро- и микроуровне  ее необходимых структурных элементов,  внутренних и внешних связей и отношений;

 

2) определение основных тенденций  и закономерностей, действующих  в различных общественно-политических  системах, ближайших и конечных  перспектив развития,

 

3) выработка объективных критериев  социального измерения политики.

Объектом политологии является политика, политическая сфера жизни общества. Существуют три уровня изучения политики.

 

1) Политическая теория, изучающая  наиболее общие закономерности  становления, развития и смены  политических систем; понятия и  категории. 

 

2) Рассмотрение реальных политических процессов применительно к конкретному этапу общественного развития, разработка теории и методики исследования политической жизни.

 

3) Конкретные исследования политических  институтов, ситуаций, деятельности  субъектов политики.

К исследованию политики, однако, имеют  отношение не только политология, но и другие области гуманитарного  знания: философия, социология, политическая экономия, психология, география, юридическая  наука (которой мы коснемся позднее) и другие науки. Понятия и категории,, разрабатываемые на других уровнях общественного знания, не механически переносятся в сферу политологии, а наполняются там новым содержанием. Так, например, проблема сознания в социологии исследуется как проблема группового сознания, в теории государства и права - как проблема правового сознания, а в политологии - как проблема политического сознания.

 

Поскольку политика есть специфическая  форма теоретической и практической деятельности классов, наций, социальных групп и индивидов, направленная на завоевание, удержание и использование политической власти, постольку важным объектом внимания политологии служит сама политическая власть, определение ее сущности и структуры, механизм распределения и осуществления этой власти в обществе. А это наилучшим образом может быть осуществлено лишь тогда, когда политика рассматривается в системе различных связей и отношений, ибо чтобы действительно знать предмет, надо всесторонне изучить его.

Существует ряд практических и  теоретических предпосылок, обусловливающих значение этой отрасли социального знания, ее включение в структуру гуманитарного образования.

В первую очередь к ним относятся  потребности практического характера, т.к. политология имеет дело с  таким массовым общественным явлением как политика. Заниматься политикой в условиях происходящих ныне преобразований - значит рассматривать общественную жизнь с точки зрения того, какие массы людей вовлечены в эти преобразования,, как они воспринимают их, на какие социальные инициативы готовы, какую активность проявляют в них. Кроме того, политология исследует особую сферу общественной жизни - политическую, в которой сосредоточены основные рычаги управления обществом - государство, партии, профсоюзные и иные общественно-политические организации. От того, как будут взаимодействовать между собой эти организации, каким содержанием будет наполняться их деятельность зависит не только сам процесс радикальных преобразований, но и их результаты.

Существуют и очевидные потребности  организационного характера, появление  которых обусловлено необходимостью подготовки специалистов самого широкого политического профиля, способных решать практические и теоретические проблемы. Кроме того, существуют потребности теоретического и исторического характера.

Как и в любой другой области  общественного знания, содержание политологии наиболее полно проявляется в ее функциях. К числу важнейших функций политологии следует отнести :

 

1) теоретическую, 

 

2) методологическую.

 

3) практическую и 

 

4) прогностическую.

 

 

Теоретическая функция политологии имеет своей целью прежде всего разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер развития общества на его разных этапах.

Неспособность прежних теоретических  установок (типа полной и окончательной  победу социализма, развитого социализма) служить подлинно научными политическими парадигмами обусловлена не только тем. что они были оторваны от реальной общественной жизни, но и тем, что они исходили из ее жесткой экономической, социально-структурной, политической и духовно-идеологической заданности. Сегодняшние процессы в нашей стране идут в русле парадигмы политического плюрализма, который активно заявил о себе в конце 80-х гг. Процесс ее реализации происходил по следующей схеме: плюрализм мнений - плюрализм действий - плюрализм организаций - плюрализм общества в целом.

Что касается методологической функции  политологии, то она состоит в  том, чтобы вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности. Надежность этого способа  зависит от того, в какой степени  она опирается, с одной стороны, на общефилософские принципы, законы и категории, применяемые во всех областях научного знания, а с другой - на конкретные приемы и процедуры, разработанные частными науками в ходе эмпирического анализа различных явлений общественной и природной жизни.

Общефилософские законы, принципы и  категории, составляющие методологическую базу политологии, не только не исключают, но, наоборот, предполагают частные  методы, которые в зависимости  от специфики исследования различных  аспектов политики подразделяются на:

дифференцированный анализ социальных общностей, их роль в политической жизни;

структурно-функциональный анализ политических институтов;

системный анализ больших и малых  политических структур;

комплексный анализ политического  руководства и управления обществом;

коммуникационный анализ взаимодействия элементов политического процесса;

метод сопоставления близких и  разных политических систем;

методы  политического планирования и прогнозирования.

С учетом перечисленных  методов разрабатывается и конкретная методика политических исследований, под которой имеется в виду совокупность технических приемов, их последовательность и взаимосвязь. Эти приемы по существу мало отличаются от тех, которые используются в других областях эмпирического исследования. Их можно подразделить на три следующие группы. К первой относятся те, которые связаны со сбором первичной информации, например наблюдение, изучение документов, опросы и т.д. Вторую группу образуют приемы, используемые в целях обработки и анализа исходных данных: описание, классификация, типологизация, статистический, математический анализ и т.п. Третья группа включает в себя такие приемы, которые используются для проверки научной гипотезы либо для достижения соответствующего эффекта в практической политической деятельности. К ней следует отнести прежде всего социальное экспериментирование и моделирование.

Многое  дает применение поведенческого подхода  к исследованию политической жизни, который развивался прежде всего  в бихевиоризме, который, несмотря на свои недостатки, безусловно обладает и определенными преимуществами. Во-первых , он ориентирует на использование количественных методов изучения политических явлений, обеспечивающих большую точность и объективность, и, во-вторых, он предполагает анализ политического поведения людей сквозь призму их психологических установок.

Говоря  о практической функции политологии, следует иметь в виду два тесно  связанных между собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного  значения политологии. Он находит свое выражение прежде всего в ее обращенности к самой политической жизни, в реагировании на потребности политической практики. Второй аспект практической функции политологии касается ее взаимоотношений с властью.

Немаловажную  роль в жизни современного общества играет прогностическая функция политологии. Эта функция предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества. Прогностическая функция предполагает, во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта.

Прогностическая функция политологии предполагает, в-третьих, моделирование политических процессов и отношений.

Теоретическая, методологическая, практическая и прогностическая функции политологии в наибольшей степени отражают ее связь с жизнью. Вследствие осуществления именно названных функций политология выступает как наука действующая, а не созерцательная.

 

 

 

У каждой науки  есть своя история. Не является исключением  и политология, которая ведет свое начало от политических учений глубокой древности. Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности.

Политические  учения являются специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической реальности. Они составляют неотъемлемый компонент политической культуры общества, социальных групп и личностей, существенный атрибут теоретической и практической деятельности людей в государственно-организованном обществе.

История политической науки - это история возникновения, развития, обновления и смены множества  политических учений, разработанных представителями разных стран и народов.Анализ этих учений дается, как правило, в хронологическом (временном), пространственном (географическом) и портретном измерениях. Кроме того мы будем анализировать историю политических учений с позиций религиозной, юридической и политико-социальной традиций.

РЕЛИГИОЗНАЯ традиция в развитии политической мысли  исторически предшествовала всем другим. Сказанное объясняется тем. что  религия возникла значительно раньше, чем другие формы общественного  сознания. Поскольку в сознании того времени доминировала мифология, постольку свое первоначальное выражение традиция в истории политических учений получила в форме мифа.

В числе  прочих особенностей мифологического  истолкования политических явлений  господствующим является представление о божественном происхождении земных порядков и установлений. Другими словами, божественное начало выступает и первоисточником, и ведущим принципом, и основной моделью земного общественного и политического устройства, и одновременно господствующей тотальной идеологией, не имеющей конкуренции в лице иных представителей, взглядов, точек зрения и т.п.

Будучи  порождением божественного начала, земные порядки и установления тем  не менее различаются между собой  в зависимости от способа связи  этого начала с земными отношениями. В Древнем Китае, например, основным и единственным звеном, связывающим земные порядки и отношения с высшими, небесными силами, является фигура императора, в руках которого сконцентрирована вся власть. Что касается остальных должностных лиц, то они выступают лишь в качестве проводников власти императора.

Несколько иначе обстояло дело в Древнем  Египте, где боги, являясь источником власти правителя, наряду с ним оставались ее вершителями на земле.В целом  система власти в Египте напоминала пирамиду, вершину которой составляли боги и их избранник фараон, а основание - простой народ. Между ними располагались жрецы и знать. Поведение в обществе и государстве определялось кастовой принадлежностью человека. Аналогичным образом строилась система власти в Древней Индии.

Классический  вариант религиозной традиции в  истории политической мысли представлен  в учениях средневековья, переходной ступенью к которым была политическая теория АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА (Блаженного Августина) (353 - 430). Именно в этой теории были сформулированы важнейшие догматы христианской церкви, положенные в основу господствующего мировоззрения новой общественно-экономической формации. По мнению Августина, там, где государство не подчиняется церкви, оно ничем не отличается от шайки разбойников; там, где нет поклонения Богу, нет и права, нет общей пользы. Все политические и государственные порядки являются следствием греховности человека. Сама же эта греховность предопределена Богом, наделившем человека свободной волей, т.е. способностью жить по-своему, а не по-божески.

Вершиной  религиозной политической мысли  эпохи средневековья стало учение ФОМЫ АКВИНСКОГО (Аквината) (1225 - 1274), который  после смерти причислен католической церковью к лику святых. Фома Аквинский  различает три элемента власти: сущность, форму (приобретение и устройство) и использование. По своей исконной сути власть есть установление божественное, а поэтому всегда несет людям хорошее. Однако конкретные формы и способы приобретения власти, ее устройства и использования могут быть дурными, несправедливыми. Отсюда повиноваться властям следует в той степени, в какой она проистекает от Бога.

Информация о работе Лекции по "Политологии"