Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:08, курс лекций
У каждой науки есть своя история. Не является исключением и политология, которая ведет свое начало от политических учений глубокой древности. Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности.
Определенным своеобразием отличалось истолкование естественного и позитивного права у МОНТЕСКЬЕ. Естественные законы, по его мнению, существовали до образования государственно-организованного общества. Они обеспечивали равенство, мир и относительное благополучие людей. При переходе к государственно-организованному обществу естественные законы заменяются позитивными законами, но не произвольно, а исходя из конкретной исторической обстановки. При этом большое влияние на формирование закона оказывает географическая Среда: климат, почва, рельеф местности, величина территории. Характер законов, по Монтескье, в значительной степени зависит также от формы государства. При деспотической форме правления господствуют произвол и страх, а не законы, при монархической - порядок и законопослушание, при республиканской - добродетель и политическая свобода. Гарантию безопасности граждан от беззакония и произвола Монтескье видел в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Что касается идей либерализма, то основным идеологом здесь можно считать англичанина И. Бентама (1745-1832). Его ведущим лозунгом становится "порядок и прогресс", а важнейшим критерием оценки самих либеральных концепций - степень их полезности для буржуазного общества. Бентам вошел в историю либерально-политической мысли как один из авторов теории утилитаризма, исходя из которой он считал, что принцип пользы, практической выгоды лежит в основе всей деятельности людей. Он критикует теорию естественного права, утверждая , в свою очередь, что если бы существовали естественные законы, которые управляют людьми, тогда не нужны были бы законы позитивные, принимаемые суверенной политической властью. А между тем именно они представляют собой императив, разрешающий или запрещающий определенные действия, наделяющий граждан соответствующими правами и обязанностями.
Бентам считал, что цель политики - удовлетворение разнообразных интересов личности, а наиболее важным средством для достижения этой цели является государство. Отсюда основные требования, предъявляемые Бентамом к государству: ограждение индивидов от страданий, невмешательство в их личную жизнь и предпринимательскую деятельность, демократизация государственно-правовых институтов. Последнее, в свою очередь, предполагает создание однопалатного парламента, обеспечение гласности и публичности парламентских заседаний, введение всеобщего, тайного и равного голосования (хотя и с определенными оговорками), осуществление права отзыва должностных лиц и их судебную ответственность, учреждение специальных административных процедур для защиты подданных от притеснений чиновников, уважение авторитета общественного мнения. Наиболее приемлемой формой государства, способствующей реализации указанных требований должна быть представительная демократия, в которой легислатура обладает высшей властью и контролирует правительство, а также другие исполнительные органы.
Особенность ПОЛИТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ традиции состоит в том, что ее представители не сводят исследование политики к какому-либо одному компоненту, а на основании логического и исторического анализа взаимосвязей между этими компонентами пытаются выявить наиболее важные черты, тенденции и закономерности, свойственные функционированию и развитию политики в целом. При этом сама политика рассматривается ими не изолированно, а в широком и многоплановом контексте - как часть более сложной, динамичной и самовоспроизводящейся системы, каковой является человеческое общество.
Среди первых мыслителей, внесших
существенный вклад в формирование
политико-социологической
Разумно устроенный полис олицетворяет собой общее дело всех свободных граждан и служит его опорой. Поэтому каждый обязан вносить свою лепту в это общее дело, с тем. чтобы таким образом обеспечивать достижение всеобщего благополучия, для чего существуют три пути. Первый - это воспитание, обучение и образование, в результате которых у человека формируется способность правильно мыслить, должным образом действовать и со знанием дела принимать нужные решения. Второй путь - это единомыслие, которое для Демокрита является синонимом моральной и социально-политической солидарности. Единомыслие не только не исключает, но и предполагает разнообразие мыслей, но в определенных пределах, а именно - пока разнообразие не превращается в междоусобицу. Третий путь - умелое управление, которое характеризуется Демокритом как наивысшее искусство.
Главным в творчестве ПЛАТОНА (427 - 347 гг. до н.э.) является учение о двух мирах, мире идей и мире явлений. Мир идей - это истинное бытие, вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира. Мир явлений - это нечто мнимое, несамостоятельное и подвижное, точнее, это искаженная копия мира идей.
С учетом сказанного Платон подходил к анализу всех проблем политики, в том числе к характеристике идеального государства, которое трактуется им как максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Раскрывая смысл этого государства, Платон выделял следующие его особенности. Во-первых, разделение труда между гражданами, основанное на строгой иерархии основных сословий полиса: философов-правителей, воинов, ремесленников и земледельцев. Подобного рода разделение труда в государстве соответствует трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Во-вторых, хорошо отлаженную систему воспитания, которая должна способствовать поддержанию и воспроизведению иерархии сословий. И.В-третьих, аристократическую форму правления, которая обеспечивает приход к руководству государством лучших и благородных ее представителей. Аристократической форме государственного правления Платон противопоставлял четыре других, каждая из которых представляет ту или иную степень отклонения от идеала: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Переход от одной формы государственного правления к другой обусловлен искажением тех принципов, на которых каждая из этих форм зиждется.
Громадный вклад в формирование
политико-социологической
Государство является результатом естественного развития, а не божественного предначертания. Его главная цель - достижение блага всех граждан. Исторически государство представляет собой более позднее образование, чем индивид, семья и т.д., ибо возникает из разросшейся семьи. Форма государства определяется с одной стороны тем, во имя чего осуществляется само правление (во имя общей пользы или личного блага). Исходя из этого Аристотель подразделяет формы государства на правильные, при которых правители имеют в виду общую пользу, и неправильные, где в основе лежат только собственные интересы правителей. К правильным формам государства он относил монархию, аристократию и политию, а к неправильным - тиранию, олигархию и демократию. Аристотель отдавал предпочтение политии, полагая, что благодаря сочетанию в себе лучших качеств аристократии и демократии полития обеспечивает правление подлинного большинства в интересах общей пользы.
Свое дальнейшее развитие политико-социологическая
традиция получила в работах многих
политических мыслителей, и прежде
всего в трудах представителей эпохи
Возрождения. Свидетельством тому является
политическое учение Никколо МАКИАВЕЛЛИ
(1469-1527). среди МНОГИХ ПРОБЛЕМ, РАЗРАБОТАННЫХ
Макиавелли, особого внимания заслуживают
следующие. Во-первых, обоснование политической
науки как относительно самостоятельной
области общественного знания. Оно подкреплялось
собственным политическим опытом его
14-летней работы в качестве секретаря
правительства республики. В своем обосновании
политической науки Макиавелли четко
обозначил два пути, по которым может вестись
анализ политических учреждений, - путь
сравнительного изучения, который Макиавелли
успешно применял сам, наблюдая и сравнивая
учреждения Франции и Германии с итальянскими
и флорентийскими; второй путь - историко-догматический:
соотношение государства и права, личности
и государства, церковной и светской власти,
военной организации и государственного
строя, вопросы зарождения, эволюции и
смены различных форм государственного
устройства и управления. Во-вторых, истолкование
государства как образования не тождественного
всему обществу. Именно Макиавелли стал
понимать государство как одно, хотя и
важное, состояние общества, как его определенную
политическую организацию. Он же по существу
впервые в политической теории ввел в
научный оборот сам термин "государство",
обозначенный им "stato". Вслед за античными
политическими мыслителями, Макиавелли
выделяет шесть форм государства (правления),три
из которых "дурны во всех отношениях"
(тирания, олигархия и охлократия), а три
другие "сами по себе хороши", но при
определенных обстоятельствах тоже могут
стать "дурными" (монархия, аристократия
и демократия). Смена форм государства
происходит циклически, на основе круговорота
(монархия-тирания-
В-третьих, взгляд на человека как на индивида, наделенного разумом и обладающего свободой воли, что делает его не покорным слугой провидения, но активным деятелем, борцом за свои интересы и идеалы. В-четвертых, отделение политики и права от морали. Политики и право, по мнению Макиавелли, основываются не на христианских догматах, не на моральных принципах, а на практике и опыте. решающую роль в которых играет сила. Отсюда советы и рекомендации государю (правителю), которые отличаются особой прагматичностью. Они подчинены задачам достижения политической цели и включают в себя такие средства и способы, как военная сила, дипломатическая ловкость, проницательность, хитрость и жестокость.
Важную роль в утверждении политико-
И наконец, особый и весьма существенный вклад в развитие политико-социологической традиции внесли такие представители классической социологической мысли как Токвиль, Гумплович, Вебер, Парето и Дюркгейм.
В числе основных идей книги А. де ТОКВИЛЯ (1805-1859) "Демократия в Америке" особенного внимания заслуживают следующие. Во-первых, во всем мире наблюдается неодолимый процесс упадка аристократии и утверждения демократии. Это своего рода объективный закон политической жизни. Во-вторых, хотя демократия имеет меньший по сравнению с аристократией опыт исторического развития, а средства, используемые ею, далеко не совершенны и зачастую работают против самой же демократии, тем не менее преимущества ее весьма очевидны. Несмотря на свои недостатки правление с помощью демократии способно содействовать гораздо большему процветанию общества, чем с помощью аристократии. В-третьих, свое наиболее полное воплощение демократия находит в политической жизни США, в американской конституции, структуре государственных органов, политических нравах американского народа.. И наконец, в-четвертых, говоря о преимуществах американской демократии, Токвиль не обходил вниманием и ее недостатки: а) ведение общественных дел часто по своим способностям и нравственности стоят ниже тех людей, которых могла бы привести к власти аристократия; б) Господство общественного мнения, обладающего огромной принудительной силой; в) демократии угрожает индивидуализм, который приводит к отказу участия граждан в общественной и политической жизни.
Людвиг ГУМПЛОВИЧ (1838-1909) догматизму и метафизике противопоставлял свой социологический подход к государству и политике в целом. Социология, по его мнению, имеет то значение для практической политики, что устанавливает закономерное, а потому неизбежное направление социального развития. В этом смысле социология - это философская основа всех социальных наук, призванная осуществлять связь между ними.
Макс ВЕБЕР (1864-1920) широко известен прежде всего как автор теории государственной бюрократии. По его мнению, бюрократия - это рациональная форма коллективной деятельности людей, а капитализм - концентрированное выражение рациональности. Бюрократическая система государственной организации по своей устойчивости, строгости, дисциплине и надежности превосходит любую другую систему в современном обществе. Нормальное функционирование государственной организации связано с разработкой последовательной системы общих правил и установлений, призванных обеспечить единообразие в государственной деятельности, а точнее, определить ответственность каждого члена организации. Строгое соблюдение этих правил и установлений позволяет устранить возможные индивидуальные отклонения в процессе осуществления государственных функций и способствует успешной координации деятельности различных звеньев государственного механизма в целом. Особую роль Вебер отводил формальной безличности в процессе государственного управления.
Несомненное влияние на политико-социологическую традицию оказали работы итальянского социолога Вильфредо ПАРЕТО (1848-1923). В основе методологии исследования политической жизни общества лежит системный подход, отрицающий однолинейный характер причинно-следственных отношений в пользу совокупности переменных, находящихся в состоянии функционального взаимодействия. Модель равновесия, в которой все части жестко взаимосвязаны между собой и механически влияют друг на друга, - это и есть реальный образ политической системы, существующей в обществе. Во-вторых, обращаясь к работам Парето, современные политологи широко используют его теорию элиты. В любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть, приспосабливающаяся "к полученным от нее стимулам". В зависимости от того, в какой сфере образуется элита (в политической, экономической или интеллектуальной), она подразделяется на правящую элиту и неправящую элиту. Политическая жизнь в обществе осуществляется в форме борьбы и смены различного рода элит, путем их циркуляции: ранее господствовавшая элита постепенно теряет свои первоначальные качества и вырождается, уступая место новой элите, стремящейся к власти. Причем новая элита рекрутируется из наиболее одаренных представителей низших слоев общества, которые поднимаются вверх, пополняя ряды правящей элиты. И, наконец, в-третьих, весьма популярной является паретовская концепция идеологии. Исследуя идеологию, Парето доказывал. что она представляет собой чисто словесный покров, систему ловких демагогических ухищрений, облаченных в теоретическую форму и призванных замаскировать истинные побудительные мотивы политических действий, которые лежат в иррациональных пластах человеческой психики.