Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:08, курс лекций
У каждой науки есть своя история. Не является исключением и политология, которая ведет свое начало от политических учений глубокой древности. Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности.
Что касается второй тенденции - падения
доверия к официальным
1) ложь и дезинформация
2) широкое распространение в
сфере современной политики
3) отход от тех обещаний и программ, с которыми очередные лидеры шли к власти;
4) девальвация основных
По мнению американского политолога Р. Лэйна, "социальная структура воздействует на политическое поведение двумя способами: она влияет на мотивацию (позиции, цели, потребности, которые ассоциируются с ней) и на имеющиеся в наличии средства достижения политических целей". Влияние групп на активность своих членов осуществляется через: определение содержания морали и обязанностей; формирование позиций в отношении к социальному окружению; влияние на самооценку; воздействие на жизненные цели; снабжения средствами достижения этих целей. Многообразие отношений между человеком и политикой может быть сведено к следующим трем основным их типам:
1. Состояние приобщения человека
к политике, выражающееся в разнообразных
формах политически активного
поведения и характеризующееся
стремлением решить те или
иные жизненно важные для него
и его общности проблемы через
воздействие на систему
2. Состояние отчуждения или
чувство безвластия, когда собственное поведение не влияет на ход событий;
потеря индивидом мировоззренческих опор в поведении, когда он просто не знает, во что верить;
убеждение, что только неодобряемое поведение может способствовать достижению поставленных человеком целей;
минимальная степень уважения к ценностям и верованиям, доминирующим в обществе.
3. Полное слияние человека и
политической структуры,
конвенционализм - отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних ценностей;
несбалансированное уважение к авторитету;
перенос ответственности и враждебности вовне, с индивида на внешние силы, находящиеся вне контроля;
стремление мыслить сильными, но упрощенными категориями;
желание власти и боязнь ее;
оправдание своего поведения поведением других;
вера в наличие и
Свое наиболее полное выражение
социально-психологическое обос
К числу важнейших источников легитимности зарубежные и отечественные политологи относят идеологию, политический режим и политическое лидерство. Так, в зависимости от характера и степени выраженности указанных источников Д. Истон подразделяет легитимность на следующие три типа: 1) идеологическую легитимность, в основе которой лежит моральная убежденность индивидов в ценности того или иного общественно-политического строя и провозглашаемых им принципов; 2) структурную легитимность, основывающуюся на приверженности индивидов механизму и нормам политического режима как такового и 3) персональную легитимность, связанную с верой индивидов в личные качества политических лидеров, в их способность должным образом применять политическую власть.
Говоря об идеологии как источнике легитимности, Д. Истон отмечает, что она представляет собой, с одной стороны, определенную форму выражения нужд и потребностей индивидов (выразительный аспект идеологии), а с другой - несомненное средство контроля в руках политических лидеров за поведением этих индивидов (инструментальный или манипулятивный аспект идеологии). При этом манипулятивный аспект идеологии является преобладающим, ибо независимо от того, какой характер имеет та или иная идеология (мистифицированный, иллюзорный или реалистический), она захватывает воображение людей, объединяет их усилия и побуждает действовать в желаемом для политических лидеров направлении.
Другим источником легитимности является
политический режим. В числе факторов,
способствующих развитию привязанностей
индивидов к политическому
1) предоставление доступа к
2) повышение национального
3) установление правильных
4) внедрение и распространение различного рода символов политической власти и режима: государственных гимна и флага, конституции и других важнейших законодательных актов и т.п;
5) способность политической
Источником легитимности может быть и политический лидер. Персональная легитимность основывается как на харизматических качествах лидера, так и на умении многих политических деятелей подделываться под лидера.
Результативное вхождение
Понятие политической социализации употребляется для: 1) обозначения процесса политического созревания индивида, развития собственных политических ориентаций; 2) обозначения процесса передачи политических взглядов, идей и норм (т.е. политической культуры) от одного поколения к другим, от одних социальных групп и общностей к другим.
Существуют два вида политической социализации - индивидуальная и общественная. Индивидуальный уровень политической социализации предполагает формирование такого политического "я", которое, с одной стороны, способствовало бы политическому самовыражению личности, а с другой - соответствовало установленным в данном обществе образцам политического поведения.
Результаты проведенных
Что касается другой разновидности политической социализации - культурной трансмиссии, то ее назначение состоит в передаче политической культуры от одного поколения другими, что происходит тремя путями: 1) поддержание и сохранение существующей политической культуры; 2) преобразование и переработка как предшествующей, так и настоящей политической культуры; 3) создание новой политической культуры.
Большое внимание представители рассматриваемой теории уделяют не только отдельным разновидностям политической социализации, но и тем формам, в которой она осуществляется. Общепринятым при этом является подразделение политической социализации на прямую и косвенную. При прямой политической социализации содержание приобретаемых индивидом ориентаций носит всегда явно выраженный политический характер. Таковы ,например, представления о государственном и политическом строе той или иной страны, о деятельности различных политических партий и т.д. В случае же косвенной социализации индивид вырабатывает такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на его политическое поведение в будущем.
К основным методам прямой политической социализации обычно относят подражание, предвосхищение, политическое обучение и политический опыт, а к основным методам косвенной социализации - межличностную передачу, участие в неполитических организациях и обобщение. Проводя различия между этими формами политической социализации, западные политологи отдают предпочтение последней.
Теперь поговорим о правовом статусе личности. Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство конституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов.
Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К их числу обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности и др.
Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Эти права личности как члена политического сообщества связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (бесплатное обучение, медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в нашей стране.
В современных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в определенных аспектах и гражданина в значительной степени определяются международным правом, его общепризнанными принципами и нормами. В конституциях многих государств содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты о правах человека 1966 г. (вступили в силу в 1976 г.). Международные акты, ратифицированные государством могут действовать непосредственно, как его внутреннее право; или имплементировано, т.е. через его внутреннее право, они включены в законодательство страны.
Международное право устанавливает, что:
1) внутреннее законодательство
не может противоречить
2) нет абсолютной свободы и абсолютных прав, они могут быть ограничены, но только на основании закона и в той части, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного права;
3) запрещается злоупотребление
правами, т.е. использование
4) права личности ограничены правами других лиц.
Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с множественным гражданством.
Наиболее широкими правами пользуются граждане данного государства, они же несут и наибольшие обязанности (включая воинскую). Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, но имеют право собственности, могут получать, в том числе бесплатно, муниципальное жилье, имеют право на труд, они не обязаны служить в армии страны пребывания. Иностранцы имеют паспорт своего государства, а в стране пребывания им выдается другой документ - вид на жительство. Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев, однако, они не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства. Лица с множественным, двойным гражданством обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются.