Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:08, курс лекций

Описание

У каждой науки есть своя история. Не является исключением и политология, которая ведет свое начало от политических учений глубокой древности. Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции_политология.doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)

Главным в творчестве ПЛАТОНА (427 - 347 гг. до н.э.) является учение о двух мирах, мире идей и мире явлений. Мир  идей - это истинное бытие, вечно  неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира. Мир явлений - это нечто мнимое, несамостоятельное и подвижное, точнее, это искаженная копия мира идей.

С учетом сказанного Платон подходил к анализу всех проблем политики, в том числе к характеристике идеального государства, которое трактуется им как максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Раскрывая смысл этого государства, Платон выделял следующие его особенности. Во-первых, разделение труда между гражданами, основанное на строгой иерархии основных сословий полиса: философов-правителей, воинов, ремесленников и земледельцев. Подобного рода разделение труда в государстве соответствует трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Во-вторых, хорошо отлаженную систему воспитания, которая должна способствовать поддержанию и воспроизведению иерархии сословий. И.В-третьих, аристократическую форму правления, которая обеспечивает приход к руководству государством лучших и благородных ее представителей. Аристократической форме государственного правления Платон противопоставлял четыре других, каждая из которых представляет ту или иную степень отклонения от идеала: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Переход от одной формы государственного правления к другой обусловлен искажением тех принципов, на которых каждая из этих форм зиждется.

Громадный вклад в формирование политико-социологической традиции внес АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.), который  по праву считает зачинателем  политической науки как самостоятельной области знания. Суть его идей состоит в том, что политическая жизнь индивидов концентрируется в полисе, который является особенностью и продуктом эллинской культуры. Именно в полисе как городе-государстве, олицетворяющем подлинную политическую жизнь, происходит формирование человека как существа политического.

Государство является результатом  естественного развития, а не божественного  предначертания. Его главная цель - достижение блага всех граждан. Исторически  государство представляет собой более позднее образование, чем индивид, семья и т.д., ибо возникает из разросшейся семьи. Форма государства определяется с одной стороны тем, во имя чего осуществляется само правление (во имя общей пользы или личного блага). Исходя из этого Аристотель подразделяет формы государства на правильные, при которых правители имеют в виду общую пользу, и неправильные, где в основе лежат только собственные интересы правителей. К правильным формам государства он относил монархию, аристократию и политию, а к неправильным - тиранию, олигархию и демократию. Аристотель отдавал предпочтение политии, полагая, что благодаря сочетанию в себе лучших качеств аристократии и демократии полития обеспечивает правление подлинного большинства в интересах общей пользы.

Свое дальнейшее развитие политико-социологическая традиция получила в работах многих политических мыслителей, и прежде всего в трудах представителей эпохи Возрождения. Свидетельством тому является политическое учение Никколо МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527). среди МНОГИХ ПРОБЛЕМ, РАЗРАБОТАННЫХ Макиавелли, особого внимания заслуживают следующие. Во-первых, обоснование политической науки как относительно самостоятельной области общественного знания. Оно подкреплялось собственным политическим опытом его 14-летней работы в качестве секретаря правительства республики. В своем обосновании политической науки Макиавелли четко обозначил два пути, по которым может вестись анализ политических учреждений, - путь сравнительного изучения, который Макиавелли успешно применял сам, наблюдая и сравнивая учреждения Франции и Германии с итальянскими и флорентийскими; второй путь - историко-догматический: соотношение государства и права, личности и государства, церковной и светской власти, военной организации и государственного строя, вопросы зарождения, эволюции и смены различных форм государственного устройства и управления. Во-вторых, истолкование государства как образования не тождественного всему обществу. Именно Макиавелли стал понимать государство как одно, хотя и важное, состояние общества, как его определенную политическую организацию. Он же по существу впервые в политической теории ввел в научный оборот сам термин "государство", обозначенный им "stato". Вслед за античными политическими мыслителями, Макиавелли выделяет шесть форм государства (правления),три из которых "дурны во всех отношениях" (тирания, олигархия и охлократия), а три другие "сами по себе хороши", но при определенных обстоятельствах тоже могут стать "дурными" (монархия, аристократия и демократия). Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота (монархия-тирания-аристократия-олигархия-демократия-охлократия) и связывается не с божественной волей, а с закономерным повторением определенных ситуаций и соотношений борющихся сил. Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную, составленную из трех простых - монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

В-третьих, взгляд на человека как  на индивида, наделенного разумом  и обладающего свободой воли, что  делает его не покорным слугой провидения, но активным деятелем, борцом за свои интересы и идеалы. В-четвертых, отделение политики и права от морали. Политики и право, по мнению Макиавелли, основываются не на христианских догматах, не на моральных принципах, а на практике и опыте. решающую роль в которых играет сила. Отсюда советы и рекомендации государю (правителю), которые отличаются особой прагматичностью. Они подчинены задачам достижения политической цели и включают в себя такие средства и способы, как военная сила, дипломатическая ловкость, проницательность, хитрость и жестокость.

Важную роль в утверждении политико-социологической  традиции сыграли немецкие философы 18-19 вв., в особенности Георг Вильгельм  Фридрих ГЕГЕЛЬ (1770-1831), заслуга которого состоит прежде всего в том, что он разработал и применил к анализу общественных,в том числе политических явлений диалектический метод. Весьма большое значение имеет разработка Гегелем проблем гражданского общества и государства. Гегель был первым, кто не только четко разграничил эти понятия, но и глубоко проанализировал их с точки зрения содержания и диалектической взаимосвязи. Гражданское общество - это сфера действия частного интереса. Государство - более высокая ступень развития, нежели гражданское общество. Оно представляет собой сферу всеобщих интересов. Объединяя индивидов в сословия, государство поднимается над обществом, примиряет все его противоречия. Поскольку государство определяет ,по существу, всю экономическую, социальную, политическую и духовную физиономию общества, постольку оно есть нечто первичное по отношению к гражданскому обществу. Однако отсюда не следует, что государство выделяет из себя, отчуждает куда-то вовне гражданское общество. Оно развивается одновременно с гражданским обществом, удерживая и сохраняя в себе это общество в "снятом" виде как свою преодоленную, превзойденную противоположность.

И наконец, особый и весьма существенный вклад в развитие политико-социологической  традиции внесли такие представители  классической социологической мысли  как Токвиль, Гумплович, Вебер, Парето и Дюркгейм.

В числе основных идей книги А. де ТОКВИЛЯ (1805-1859) "Демократия в Америке" особенного внимания заслуживают следующие. Во-первых, во всем мире наблюдается  неодолимый процесс упадка аристократии и утверждения демократии. Это своего рода объективный закон политической жизни. Во-вторых, хотя демократия имеет меньший по сравнению с аристократией опыт исторического развития, а средства, используемые ею, далеко не совершенны и зачастую работают против самой же демократии, тем не менее преимущества ее весьма очевидны. Несмотря на свои недостатки правление с помощью демократии способно содействовать гораздо большему процветанию общества, чем с помощью аристократии. В-третьих, свое наиболее полное воплощение демократия находит в политической жизни США, в американской конституции, структуре государственных органов, политических нравах американского народа.. И наконец, в-четвертых, говоря о преимуществах американской демократии, Токвиль не обходил вниманием и ее недостатки: а) ведение общественных дел часто по своим способностям и нравственности стоят ниже тех людей, которых могла бы привести к власти аристократия; б) Господство общественного мнения, обладающего огромной принудительной силой; в) демократии угрожает индивидуализм, который приводит к отказу участия граждан в общественной и политической жизни.

Людвиг ГУМПЛОВИЧ (1838-1909) догматизму и метафизике противопоставлял свой социологический подход к государству  и политике в целом. Социология, по его мнению, имеет то значение для практической политики, что устанавливает закономерное, а потому неизбежное направление социального развития. В этом смысле социология - это философская основа всех социальных наук, призванная осуществлять связь между ними.

Макс ВЕБЕР (1864-1920) широко известен прежде всего как автор теории государственной бюрократии. По его мнению, бюрократия - это рациональная форма коллективной деятельности людей, а капитализм - концентрированное выражение рациональности. Бюрократическая система государственной организации по своей устойчивости, строгости, дисциплине и надежности превосходит любую другую систему в современном обществе. Нормальное функционирование государственной организации связано с разработкой последовательной системы общих правил и установлений, призванных обеспечить единообразие в государственной деятельности, а точнее, определить ответственность каждого члена организации. Строгое соблюдение этих правил и установлений позволяет устранить возможные индивидуальные отклонения в процессе осуществления государственных функций и способствует успешной координации деятельности различных звеньев государственного механизма в целом. Особую роль Вебер отводил формальной безличности в процессе государственного управления.

Несомненное влияние на политико-социологическую традицию оказали работы итальянского социолога Вильфредо ПАРЕТО (1848-1923). В основе методологии исследования политической жизни общества лежит системный подход, отрицающий однолинейный характер причинно-следственных отношений в пользу совокупности переменных, находящихся в состоянии функционального взаимодействия. Модель равновесия, в которой все части жестко взаимосвязаны между собой и механически влияют друг на друга, - это и есть реальный образ политической системы, существующей в обществе. Во-вторых, обращаясь к работам Парето, современные политологи широко используют его теорию элиты. В любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть, приспосабливающаяся "к полученным от нее стимулам". В зависимости от того, в какой сфере образуется элита (в политической, экономической или интеллектуальной), она подразделяется на правящую элиту и неправящую элиту. Политическая жизнь в обществе осуществляется в форме борьбы и смены различного рода элит, путем их циркуляции: ранее господствовавшая элита постепенно теряет свои первоначальные качества и вырождается, уступая место новой элите, стремящейся к власти. Причем новая элита рекрутируется из наиболее одаренных представителей низших слоев общества, которые поднимаются вверх, пополняя ряды правящей элиты. И, наконец, в-третьих, весьма популярной является паретовская концепция идеологии. Исследуя идеологию, Парето доказывал. что она представляет собой чисто словесный покров, систему ловких демагогических ухищрений, облаченных в теоретическую форму и призванных замаскировать истинные побудительные мотивы политических действий, которые лежат в иррациональных пластах человеческой психики.

Говоря о влиянии социологической  мысли на политико-социологическую традицию, нельзя не упомянуть имя Эмиля ДЮРКГЕЙМА (1858-1917), одного из авторов теории "социальной солидарности", которая широко используется для объяснения различных процессов политической и общественной жизни. Социальная солидарность формируется под влиянием разделения труда в обществе. В развитом обществе каждый индивид выполняет какую-либо одну специальную функцию в соответствии с разделением общественного труда, ставя себя в зависимость от других индивидов и тем самым способствуя формированию органической солидарности. Под углом зрения идей социальной солидарности, Дюркгейм истолковывал роль и значение государства в обществе. Государство в его представлении, - это коллективный разум, поставленный на место темного инстинкта, это надклассовый орган, обеспечивающий единство и внешнюю безопасность. Его главная задача - думать и действовать за все остальное общество, а наиболее важная функция - защищать права и интересы личности, обеспечивать достижения ею собственной автономии. Существенной функцией государства является освобождение индивидуальных личностей. Подчеркивая важную роль государства в защите прав и интересов личности, Дюркгейм в тоже время предостерегал от чрезмерного преувеличения его функций.

 

 

 

При всей важности макросоциологического анализа политики, т.е. анализа ее на уровне общества и его структурных элементов, он тем не менее не может охватить всех аспектов этой политики, а прежде всего тех, которые связаны с действиями самой личности, с ее политическим поведением в конкретной ситуации. По этой причине такой анализ непременно должен быть дополнен микросоциологическим анализом, т.е. анализом политики на уровне личности и ее социально-психологической структуры.

При всей сложности взаимоотношений  между личностью и политикой в них отчетливо выделяются две основные внешнепротиворечивые, но внутренне связанные между собой тенденции: повышение интереса к политике со стороны широких масс населения и падение доверия к ее официальным представителям. Если иметь в виду первую тенденцию, то она находит свое выражение в многообразии демократических форм участия индивидов в политике.

Конкретные формы и уровень  политического участия в том  или ином обществе зависят от многих факторов: особенностей политического  режима, политических традиций и политической культуры; стабильности политических институтов и четкого разделения функций между ними; расстановки социально-классовых и групповых сил; культурно-образовательного уровня, материального положения, а также половозрастных, нравственных и религиозных особенностей индивидов.

Информация о работе Лекции по "Политологии"