Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:08, курс лекций
У каждой науки есть своя история. Не является исключением и политология, которая ведет свое начало от политических учений глубокой древности. Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности.
В процессе перехода от политической теории к политической практике обязательно встает проблема соотношения целей и средств.
В политике всегда существовали средства жесткие или крайние, нацеленные на быстрое получение результата с затратой максимума сил и ресурсов, требующие значительного напряжения человеческих эмоций и возможностей, и средства мягкие или умеренные, использование которых дает множество промежуточных результатов, требует большего времени и не порождает столь острых конфликтов, как первый тип средств.
Склонность к использованию крайних средств политической деятельности, неприятие каких-либо промежуточных форм называется политическим ЭКСТРЕМИЗМОМ, в рамках которого можно выделить несколько разновидностей:
- программный экстремизм, облик
которого определяется типом
идеологии, принятой цели. Такой
экстремизм характерен для
- ситуационный экстремизм, использование крайних средств политической борьбы здесь навязывается, задается положением, в котором находится субъект, не оставляющим иной возможности, кроме обращения к крайним, наиболее жестким средствам политической борьбы, например, в условиях сопротивления иностранным захватчикам, или разгуле в обществе преступности;
- эмоциональный экстремизм
В рамках экстремистских форм политической деятельности может использоваться достаточно широкий набор средств достижения целей. Но наиболее распространенным оказывается насилие, в политике выражающееся в использовании разнообразных разрушительных по отношению к противнику или политической организации действий. К насилию в политике прибегают прежде всего в силу его способности компенсировать недостаток как объективных условий, так и многих средств достижения политических целей.
Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Одно из них - политическое отчуждение, которое выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической. Менее ярко выраженная форма отчуждения - политическая пассивность.
Действие другой тенденции - движение от политического отчуждения к политической активности - начинается со специфического состояния негацци-отрицания - такой позиции личности. социальной группы, которая отвергает навязываемый ей политический порядок, политическую систему. Начальная стадия выраженной активной деятельности, когда политический субъект осуществляет четкий выбор тенденции действия, - это политическая позиция. Зрелая форма политической активности - это политическое движение, т. е. такое целенаправленное и долговременное социальное действие определенной социальной группы, которое своей целью имеет преобразование политического строя или его сознательную защиту.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО. Имея огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов, этот вид политической деятельности соединяет в себе важнейшие, существенные черты политики: власть, авторитет, влияние, руководство, выражение и представительство интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики. Политическое лидерство - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие - отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.
В результате слияния в политическом лидерстве этих двух взаимонаправленных потоков наступает состояние взаимной мобилизации всех участников политического процесса: и руководителей, т. к. они знают, что их действия опираются на поддержку и одобрение массы и уверены в своих силах, и рядовых участников политического процесса или движения, ибо они чувствуют, что их интересы понятны, а цели сформулированы. В силу этого наступает значительная интенсификация политической жизни, основанная на доверии.
Утрата доверия ведет к
Сложность и многообразие проявлений феномена политического лидерства предполагают и многообразие его типов. Варианты типологии лидерства зависят от выбора его основания. По отношению лидера к выдвинутой им цели или программе можно выделить романтиков , настойчиво стремящихся к полной и последовательной реализации ее и не останавливающихся перед препятствиями и жертвами, и прагматиков , способных четко соотносить наличные ресурсы и выдвинутые цели, отказываясь, если это требуется, от одной цели и выбирая другую, в данных условиях более реальную.
По отношению к характеру используемых средств выделяют лидеров-радикалов, сторонников решительных, дающих немедленный эффект средств, и лидеров-реформистов, уповающих на постепенные преобразования.
Поскольку лидерство - это вид авторитетного властного руководства, то на его характер влияет и тип осуществляемой лидером власти. По классификации, введенной М. Вебером, власть может быть:
- традиционной, опираться в своем осуществлении на механизм традиции и ритуала. Лидер в этом случае является носителем традиции, хранителем и знатоком ритуалов;
- легальной, опираться на
- харизматическая власть и
Харизма возникает из сложного переплетения рациональных и иррациональных моментов политической деятельности. Она складывается и из личного обаяния, и из исключительных ораторских способностей, из дальновидности и решительности, проявленных в критические моменты истории и др.
Политические процессы
Для характеристики политической системы с точки зрения изменения ее самой и ее элементов и используется понятие политического процесса, под которым понимается вся совокупность действий по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы. Существуют следующие типы политических процессов:
- формирование органов
- воспроизведение компонентов
и признаков политической
- принятие и исполнение
Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение стабильности, постоянства в политической жизни и ее изменения, динамики, творчества.
Крайними позициями в
РЕВОЛЮЦИЯ - это коренное, полное преобразование
структуры власти в обществе, радикальное
изменение его политической системы,
открывающее возможность
Революция всегда служит выражением непреодоленных социальных антагонизмов, интенсивной и разнообразной политической борьбы, проходящей с применением решительных мер, сильных средств для достижения поставленных целей. Она всегда возникает на исходе затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса и наступающего вследствие него хаоса, рассматривается сторонниками такого рода социальных преобразований как необходимый выход из катастрофы, которая в этот момент угрожает обществу и наступает вследствие войны, недальновидной политики правящих групп, затяжки в проведении назревших и необходимых преобразований. Большое значение в революции имеют программные вопросы, сопоставление различных доктрин и стратегий решений поставленных проблем, по которым внутри и вне революционного лагеря происходит интенсивная борьба.
РЕФОРМА характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечение полноты, радикальности и всесторонности их, а на доведение до конца, и этому придается ключевое значение. Считается, что такие изменения как бы вытягивают за собой цепь всех остальных социальных перемен. Большое значение при этом придается обеспечению всеобщей поддержки перемен, достижению согласия в обществе относительно их проведения, т. к. считается, что по крайней мере в первых шагах реформы заинтересовано все общество. Последствия и размах политических, социальных преобразований, наступающих в ходе реформы, может быть таким, как и в революции, в которую они, кстати, очень часто перерастают, но ее существенное отличие от революции - в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе.
Если революция и реформа нацелены на целостное в конечном счете преобразование политической системы. то такой часто встречающийся политический процесс как восстание, имеет по сравнению с ними некоторые существенные отличия. Любому ВОССТАНИЮ присущ некоторый уровень организованности и структуры, которые его обеспечивают, большую роль здесь играют руководители, выдвигаются определенные цели, хотя обычно весьма декларативные и нечеткие. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах. Восставшие руководствуются устойчивыми категориями мышления и речи (право, справедливость, народ, правда), предпринимаются идейные усилия к оправданию восстания как законного дела. Все это придает восстанию определенное созидательное начало. В это же время необходимо иметь в виду, что многие восстания не носят политического характера, не направлены на преобразование политических институтов и даже не затрагивают центров власти, а под успехом такого социального действия, как правило, его участниками подразумевается замещение функций господствующей группы в старом обществе.
БУНТ - массовое действие, имеющее
очень высокую степень
МЯТЕЖ по степени интенсивности
эмоциональной напряженности
Если же массы не присоединяются к мятежникам, то он становится ПУТЧЕМ, т. е. выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.
Все рассмотренные выше политические процессы возникают в условиях специфического состояния политической системы - ее кризиса, служащего моментом наивысшего в ней обострения. Зримыми проявлениями кризиса служат состояния, когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его частями в качестве авторитетных; деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния социального организма; а структура государственных институтов формируется вопреки традициям и историческому опыту народа.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАМПАНИЯ - это система действий, рассчитанная на достижение определенной цели, обычно в качестве таких целей в политике бывают изменения структуры власти в обществе, перераспределение политических полномочий , формирование органов власти, достижение тех или иных национальных приоритетов. Поскольку политическая кампания - это система именно коллективных действий, то ее успех в значительной степени зависит от степени поддержки выдвигаемых в ходе нее целей как можно большим количеством людей. Зримыми проявлениями поддержки могут быть количество членов организации или политического движения, регулярность выполнения гражданами своих обязанностей, число голосующих за политическую партию, кандидата на выборах.
Очевидным является значение экономической конъюнктуры, на фоне которой разворачивается политическая кампания. Необходимо также учитывать специфику динамики настроений в ходе политической кампании - она с небольшими отклонениями, вызываемыми экстраординарными обстоятельствами, подчиняется действию известного принципа усталости, выражающегося в быстром подъеме и истощении интереса людей к тем или иным политическим и социальным проблемам.