Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:08, курс лекций

Описание

У каждой науки есть своя история. Не является исключением и политология, которая ведет свое начало от политических учений глубокой древности. Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции_политология.doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, суммарно можно выделить следующие основные признаки президентской  республики: 1) нет дуализма исполнительной власти, президент является и главой государства, и главой правительства; 2) президент избирается непосредственно народом; 3) президент и парламент независимы друг от друга, поскольку парламент не вправе сместить президентское правительство с помощью вотума недоверия, а президент не может распустить парламент.

Полупрезидентская республика. Наряду с чрезмерным усилением власти президента в одной группе стран в других странах обнаружились тенденции  смягчения президентского всевластия. Так, парламент может выразить недоверие министрам, кроме того, президент в определенных случаях не увольнять министра даже после вотума недоверия парламента.

Президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, может  уволить главу правительства  только при определенных условиях, имеет право издавать указы, получившие санкцию правительства; президент не является главой правящей партии и формально с ней не связан.

Т. о., основные черты, определяющие республику как полупрезидентскую таковы: 1) президент избран всеобщим голосованием и получил соответствующую власть; 2) премьер-министр и правительство ответственны перед парламентом.

Парламентская республика. Парламентская  республика распространена гораздо  меньше, чем президентская Это  Австрия, Германия, Индия, Италия. Здесь президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа и не мог противопоставить себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией (Германия).

Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием отличий  парламентарной республики от президентской  и полупрезидентской. Главное состоит  в порядке назначения правительства и его политической ответственности. В парламентарной республике глава государства не является главой правительства и не свободен в выборе премьер-министра, которым становится лидер партии, имеющей большинство в парламенте. Это означает, что правительство формируется партией победившей на парламентских (а не на президентских) выборах.

В парламентарной республике президент  по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может только по предложению правительства. Правительство же несет ответственность только перед парламентом. Вотум недоверия, принятый парламентом обязывает правительство уйти в отставку.

Т. о., основные признаки парламентской (парламентарной) республики являются следующие: 1) разделение исполнительной власти на главу государства и кабинет министров; 2) политическая ответственность кабинета перед парламентом; 3) формирование правительства партией, победившей на парламентских выборах.

Парламентская республика, как и  президентская, испытывает в наше время давление, направленное на рационализацию парламентаризма. Суть этого давления состоит в том, чтобы ограничить возможность использования вотума недоверия., создать стабильное правительство (в Италии за 50 лет сменилось более пятидесяти кабинетов министров). С этой целью применяются различные приемы, относящиеся к партийным комбинациям членов парламента.

Во Франции президент рассматривается  как арбитр в государстве: на него возлагается конституционная обязанность  обеспечивать свои арбитражем функционирование государственных институтов. Развитие Франции в связи с разделенным правлением показывает, что парламент усиливает свои полномочия, а влияние президента ослабляется. Элементы "рационализованного парламентаризма" присущи всем постсоветским полупрезидентским республикам.

 

 

 

Формы территориально-политического  устройства государства

Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного  или политического значения, в  которых проживает население  с целью управления им.

Традиционно различаются три формы  территориально-политического устройства государства: унитарное, федеративное и конфедеративное государство.

Понятие унитарного государства. Унитарное  государство - это единое государство, состоящее не из государственных образований ( штатов и т. п.), а из административно-территориальных единиц (Областей, провинций, губерний), которые затем делятся на районы, уезды, а последние - на общины, коммуны. Наиболее распространено деление типа область - район - община. В каждой из административно-территориальных единиц имеются органы управления: иногда государственные (назначенные сверху губернаторы), иногда избираемые органы местного самоуправления, иногда (Франция, Украина) и те, и другие.

ФОРМЫ унитарных государств. Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальных единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы, которых нет в простом.

В широком смысле слова автономия  означает предоставление какой-либо части  государства (Аландские о-ва в Финляндии; Крым на Украине) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. В большинстве случаев, однако под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, быта, традиций проживающего в них населения (Сев. Ирландия в Великобритании, Корсика во Франции)

В зависимости от объема полномочий существуют два вида автономий: политическая (государственная, законодательная) и  административная. Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она обладает правом законодательства по местным вопросам, создается местный парламент. Законы принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей.Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти.

Различные формы политической автономии  существуют во многих странах. Это Сев. Ирландия в Великобритании, Аландские  о-ва в Финляндии, населенные преимущественно  шведами, Гренландия в Дании.

Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Так, в Китае представительные органы автономных образований могут принимать акты (положения) об автономии, могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям, участвовать во внешнеэкономических отношениях в соответствии с законами государства.

Наряду с двумя формами территориальной  автономии в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп.

Понятие ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА. В отличие от унитарного, составными частями федеративного государства являются государственные образования (штаты, земли, провинции).Обобщенно их принято называть субъектами федерации.

Большинство федераций - крупные и  средние государства, в которых  в совокупности проживает около трети населения Земли. Создание федераций происходило по-разному. Некоторые из них были созданы на основе союза, объединения независимых государств, другие - актами государственной власти. Первые стали называться федерациями на основе союза или договорными федерациями. Вторая группа - федерации на основе автономии или конституционные федерации.

Субъекты федерации и их правовое положение. Подавляющую часть территории федеративных государств занимают субъекты федерации, число которых колеблется от 2 в Танзании до 89 в РФ.

Субъекты федерации часто имеют  свои конституции, которые они принимают  сами и которые не нуждаются в  утверждении центральных органов. Субъекты ф. создают свои парламенты, которые издают местные законы, они  могут иметь свое гражданство, представительство в других государствах (с разрешения МИДа).

Субъекты федераций представлены во второй палате федерального парламента, которая считается специфическим  органом выражения их интересов. Они имеют в этой палате или  равное представительство, независимо от численности населения (по 2 сенатора от каждого штата США, по 3 - в Бразилии), или неравное, которое зависит от численности населения, хотя и не пропорционально ему.

Существует несколько способов размежевания предметов ведения  федерации и ее субъектов, в основе которых лежит различное сочетание четырех элементов:

 

1) исключительные полномочия федерации; 

 

2) исключительные полномочия субъектов; 

 

3) совместная компетенция федерации  и субъектов; 

 

4) остаточные полномочия, не охваченные  ни одним из перечисленных элементов.

 

 

Кроме того, существует множество  форм участия субъектов федерации  в решении общегосударственных  вопросов.

 

К их числу относятся:

 

1) осуществление совместной компетенции  федерации и ее субъектов; 

 

2) создание особой палаты в парламенте, обычно называемой сенатом и рассматриваемой как орган специфического представительства субъектов. Федеральный закон не может быть принят без согласия этой палаты;

 

3) автоматическое включение по  должности должностных лиц субъектов  федерации в общефедеральные органы;

 

4) периодически созываемые совещания  премьер-министра федерации и  премьер-министров ее субъектов; 

 

5) совещания президента и глав  исполнительной власти субъектов; 

 

6) совещания руководителей одноименных  министерств (департаментов) федерации и ее субъектов, которые во многом формируют политику в данной отрасли экономики.

 

 

Наряду с политико-территориальными образованиями существуют и такие, которые созданы на основе международных  соглашений и регулируются в основном нормами международного права. Традиционным образованием такого рода является КОНФЕДЕРАЦИЯ.

В отличие от федерации это не союзное государство, а союз государств. Конфедерация может иметь свой парламент  наряду с парламентами государств-членов, главу конфедерации наряду с главами государств-членов, свое правительство, но в отличие от федерации акты общих органов не действуют непосредственно на территориях государств-членов. Эти акты вступают в силу в частях конфедерации только после ратификации соответствующими органами государст-членов.

Некоторые элементы конституционно-правового  регулирования имеет британское Содружество, Европейский союз, СНГ.

 

 

Основы организации государственной  власти

Конституционные нормы, содержащие термин "государственная власть" обычно немногословны. К тому же определение "государственная" отсутствует, говорится просто о власти или о суверенитете народа. Эти краткие формулировки получают развитие во многих главах и статьях основных законов, в текущем законодательстве о целях государственной политики, о системе органов государственной власти, о системе органов государства и их взаимоотношениях и др. В своей совокупности они образуют институт государственной власти.

Государственную власть следует отличать от политической, т. к. политическая власть не всегда является государственной. Обобщение конституционно-правовых норм на мировом уровне свидетельствует о том, что структура конституционно-правового института государственной власти складывается из различных норм, образующих его элементы.

 

Это:

 

1) положения об источнике государственной  власти и ее социальных носителях,  субъектах ( в большинстве конституций  это народ);

 

2) положения о характере государственной  власти;

 

3) положения о целях и принципиальных  направлениях деятельности государственной власти;

 

4) положения о структуре государственной  власти (разделение властей);

 

5) положения об органах, осуществляющих  государственную власть;

 

6) положения о путях, формах, методах осуществления государственной  власти.

 

 

Рассмотрим названные элементы более подробно.

Нормы об источнике государственной  власти и ее социальных носителях  в большинстве конституций ограничиваются положениями о принадлежности власти народу. К ним примыкают нормы  о демократическом и социальном государстве. Иначе решается этот вопрос конституциями стран тоталитарного социализма, где принята концепция власти трудящихся. В конституциях, дарованных монархами, обычно провозглашается, что власть исходит от монарха, а в конституциях мусульманских государств говорится, что суверенитет принадлежит Аллаху, а народ является лишь исполнителем его воли.

Исходя из вышесказанного можно  утверждать, что если источник и  субъект власти - народ, то формирование органов, выражающих его волю, должно основываться на принципах всеобщего  избирательного права, какие-либо ограничения тех или иных социальных групп в избирательных правах недопустимы. Если же власть принадлежит определенному классу или трудящимся, то такие ограничения не только допустимы, но и необходимы.

Информация о работе Лекции по "Политологии"