Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:58, реферат
С распадом СССР, отказом от модели командно-административной экономики, появлением частного сектора, ликвидацией монополии государства на
внешнеэкономическую деятельность появилась возможность внедрения российского бизнеса на зарубежные рынки и лоббирования своих интересов в органах власти других стран для облегчения этого процесса.
1. Введение
2. Институциональная структура лоббизма в США. Основные схемы лоббизма.
3. Внутренний и внешний лоббизм в ЕС. Основные схемы лоббизма.
4. Текущее состояние лоббизма и соотношение бизнеса и власти в России и перспективы развития на среднесрочный период. Перспективы развития на среднесрочный период.
Америки с системой внешнеторговых преференций. Именно поэтому Канаде
не нужно быть среди лидеров по лоббистским расходам, чтобы обеспечить
первенство по объему внешней торговли. Кроме того, непременными условиями эффективного иностранного лоббизма в США являются не только тесные контакты по дипломатическим каналам с различными представителями
политического истеблишмента, но и длительные дружеские отношения со
СМИ, академической элитой и различными «мозговыми центрами»39. Если
же глава государства не завсегдатай приемов в Белом доме (Индонезия), то,
чтобы влиять на политику в Вашингтоне, остается только попытаться купить
это влияние, наняв ту лоббистскую фирму, сотрудники которой вхожи в Белый дом. Но это удел слабых, и дивиденды от подобных инвестиций не всегда оправдывают ожидания.
Необходимо отметить существенное значение лоббизма американских
корпораций за рубежом. Они используют опыт корпоративного продвижения
интересов, выработанный в США, и переносят его в зарубежные страны.
Прежде всего, создаются отделения Торговой палаты США в столицах иностранных государств. Активно работают Американская торговая палата в ЕС,
Американская торговая палата в России, Американская торговая палата в
Корее и многие другие. Коллективное
представительство интересов
Внутренний и внешний лоббизм в ЕС. Основные схемы лоббизма.
Особенности экономических и политических отношений ЕС в целом и
в лоббистской практике в частности определяются прежде всего характером
этого образования, исключительной сложностью и многообразием его системообразующих структур и институтов. Уже сама по себе множественность
самостоятельных политических акторов, взаимодействующих как на межнациональной, так и наднациональной основе, обусловливает весьма своеобразную систему отношений в ЕС, которые, имея определенные черты иерархии,
в основном функционируют на «согласительной» основе как сложная сетевая
структура. Тот же «согласительный» характер носят и отношения внутри от-
дельных институтов ЕС, начиная с Европейского совета, Комиссии, Совета
министров, и кончая чисто консультативными учреждениями, типа Экономического и социального Совета.
Характеризуя
суть и особенности
руководитель Центра по изучению Евросоюза при Сассекском университете
Великобритании Элен Уоллес пишет, что структура эта представляет «новый
тип политической системы», в которой происходит сплав (fusion) инструментов, процедур и сетей, взаимодействующих на различных уровнях публичной
политики. В числе этих официальных и неофициальных акторов она по-
мимо основных политических институтов ЕС особо выделяет 1400 в высшей
степени неординарных и различных по своим назначениям комитетов и рабочих групп, функционирующих при этих институтах. К 2005 г. число комитетов возросло до 1800, и в них было занято 80 тыс. специалистов.
О чрезвычайной сложности и своеобразии как формальных, так и неформальных институтов и групп интересов ЕС пишут и многие другие исследователи. Один из них, профессор Сассекского университета К. Миддлмас посвятил даже целый большой том своего изыскания системе неформальных
политических практик в рамках ЕС, сравнив существующую в нем систему
отношений с «оркестром», слаженная «игра» которого оказывается возможной лишь благодаря теснейшему взаимодействию всего многообразия «политических инструментов». Указанные обстоятельства обусловливают тот
факт, что сам характер выработки и принятия решений в Союзе оказывается
во многом
опосредованным участием не входящих
непосредственно в
крупные корпорации, и организации гражданского общества, региональные
и этнические образования входящих в Союз стран, множество культурных,
научных и иных образований.
В этих условиях методы обычного, «прямого» лоббирования, исходящего и от этих, и от всех других «заинтересованных групп», чаще всего не
срабатывают,
возникает необходимость
усложненных способов воздействия или, точнее, взаимодействия их с официальными, полномочными органами ЕС. Причем, как пишет один из наиболее авторитетных исследователей структуры внутренних отношений в ЕС голландский профессор Ринус ван Шенделен, «в этом взаимодействии и сами
институты, офисы и агентства, комитеты и другие органы официального механизма ЕС могут рассматриваться как группы интересов».
В результате особого характера формальных и неформальных отношений Евросоюза, пишет он, «на уровне ЕС никакая группа не может повлиять
на своего контрагента, прибегая лишь к таким способам традиционного лоббизма, как оказание силового давления (coercion), попытками “загнать в угол” (encapsulation), а также убеждениями и аргументами в своей правоте». Здесь требуется нечто большее, а именно «переговоры и компромисс, успех которых зависит от предварительного исследования и выполнения массы домашней работы (a lot of homework). И если та или иная группа интересов хочет укрепить свои шансы для получения необходимого ей результата, она должна практиковать профессиональные действия, исходящие из этих принципов.
Об особом значении «домашней работы» пишут и другие исследователи лоббизма в Евросоюзе. Известный британский специалист в области от-
ношений между группами интересов и институтами ЕС Джастин Гринвуд
указывает, что такого рода работа — это серьезные экспертные обоснования
выдвигаемых предложений, причем они создаются не только для самих
лоббистов,
но и для соответствующих
кругу проблем, которые находятся в сфере ее компетенции, Комиссия, пишет он, «напрямую зависит от того вклада в ее деятельность, который ис-
ходит от внешних интересов».
Подчеркивая особую роль бизнеса и бизнес-групп в такого рода взаимодействии, Гринвуд приводит весьма интересный документ самой Комиссии, в котором говорится, что «Комиссия всегда была и остается институтом открытым для взаимодействия вовне (open to outside input). Она считает этот процесс фундаментальным для разработки своей политики. Такого рода диалог взаимовыгоден как для Комиссии, так и для внешних акторов».
Одним из важнейших условий успеха подобного взаимодействия является обязательные для «внешних акторов» правила игры, важнейшим из
которых является формирование так называемых коалиций или «евро-
группп», т.е. акторов, объединяющих ряд функционально родственных
компаний
и организаций, способных представлять
(и обосновывать) значимые для Комиссии
и других институтов ЕС аналитические
материалы. Среди них особо выделяются
влиятельные организации
среди которых принадлежит Союзу промышленных и предпринимательских
конфедераций Европы (с начала 2007 г. — ассоциация «Бизнес-Европа»), в
который входят 40 национальных предпринимательских организаций,
большинство которых, в свою очередь, состоит из ряда отраслевых ассоциаций. Это самая массовая организация европейского бизнеса, включающая
практически все виды бизнес-структур, и в том числе — мелкого и среднего
предпринимательства. Однако решающую роль в ней играют крупные корпорации, и этот факт подчеркивается практически всеми исследователями
Евросоюза, включая и отечественных.
Основная экспертно-аналитическая работа «Бизнес-Европы» осуществляется в рамках семи специализированных «политических комитетов», в со-
став которых входит 60 рабочих групп, насчитывающих в общей сложности
1200 сотрудников — экспертов, направляемых из входящих в эту ассоциацию
национальных федераций. Как констатируется на официальном сайте организации, именно рабочие группы готовят аналитические записки (position
papers) по актуальным вопросам взаимодействия с Комиссией и другими руководящими органами ЕС. В течение года изготавливается около сотни таких
записок, все
они поступают в
который призван продвигать их выше и добиваться, чтобы высказанные в
них рекомендации
«принимались во внимание» теми, кто
принимает окончательные
В числе комитетов ассоциации «Бизнес-Европа» — комитет по международным делам, одна из рабочих групп которого специализируется по проблемам России. Как можно выяснить на том же сайте, в числе последних «position papers» (тексты которых открыты для прочтения), одна посвящена так называемому газовому конфликту между «Газпромом» и «Нафтгазом» Украины.
Сказанное выше о «Бизнес-Европе» как об организации, равно как и
ее «особые отношения» с Комиссией и другими институтами ЕС, делают ее
важнейшей частью всей системы подготовки и принятия решений в Евросоюзе. Именно это обстоятельство обусловливает ту роль, которую играет ассоциация «Бизнес-Европа» и бизнес-сообщество ЕС в целом не только в складывающейся системе взаимодействия европейского и российского бизнеса, но и в системе политических отношений сторон.
Весьма влиятельной организацией бизнеса в ЕС является Круглый
стол промышленников, объединяющий около 50 крупнейших еврокорпораций. Что касается Европейской торговой палаты, объединяющей торговые
палаты стран-участниц,
несмотря на столь широкое
по оценке специалистов, является скорее организацией «второго уровня».
В числе «еврогрупп», серьезно влияющих на выработку и принятие
решений Комиссии, Совета министров, Европарламента и других институтов
ЕС — отраслевые еврофедерации и федерации бизнеса национального уровня,
так называемые межсекционные группы.
Что касается индивидуальных крупных корпораций, то их лоббистская активность, оставаясь весьма высокой, претерпела в течение последних
10—15 лет существенные изменения. Если в середине 1990-х годов и ранее
они предпочитали действовать поодиночке, то в связи с отмеченной выше
«коалиционной
стратегией» лоббизма, им пришлось
перестраиваться и в
как правило, весьма подвижны, их границы четко не обозначены. В зависи-
мости от обстоятельств меняются и приоритетные направления их деятельно-
сти49. Действия «в одиночку» не только становились малоэффективными, но
и не позволяли диверсифицировать усилия по ряду направлений, каждое из
которых требовало инкорпорацию в различные еврогруппы. Такого рода обстоятельства привели к существенному изменению в лоббистских подразделениях корпораций в Брюсселе. Если в середине 1990-х годов там насчитывалось более 314 офисов отдельных корпораций и 527 — офисов предпринимательских ассоциаций, то в начале 2000-х годов число первых осталось примерно тем же, а число ассоциаций возросло до 83250. Примечательно, что, по данным ван Шенделена, в начале 2000-х годов среди брюссельских лоббистов насчитывалось 520 коммерческих консультантов, т.е. тех самых специалистов, на долю которых выпадала значительная часть экспертной работы, а также организации связей и контактов представителей корпораций и ассоциаций с чиновниками Комиссии и других институтов ЕС.
По официальным данным самого Евросоюза, в число зарегистрированных лоббистских групп на начало 2009 г. входят 143 отдельных корпорации
и 344 бизнес-ассоциации.
На деле число офисов крупных корпораций и бизнес-групп в Брюсселе
значительно превышает приведенное выше количество официально зарегистрированных, поскольку многие корпорации и ассоциации предпочитают
практиковать более гибкие формы своего представительства и взаимодейст-
вия с институтами ЕС.
Как мощнейший
лоббистский потенциал