Лоббизм в России и странах Запада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:58, реферат

Описание

С распадом СССР, отказом от модели командно-административной экономики, появлением частного сектора, ликвидацией монополии государства на
внешнеэкономическую деятельность появилась возможность внедрения российского бизнеса на зарубежные рынки и лоббирования своих интересов в органах власти других стран для облегчения этого процесса.

Содержание

1. Введение
2. Институциональная структура лоббизма в США. Основные схемы лоббизма.
3. Внутренний и внешний лоббизм в ЕС. Основные схемы лоббизма.
4. Текущее состояние лоббизма и соотношение бизнеса и власти в России и перспективы развития на среднесрочный период. Перспективы развития на среднесрочный период.

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 68.78 Кб (Скачать документ)
n:justify">Данное письмо — показательный пример того, как  высокопоставленные

представители деловых кругов США и ЕС в случаях, когда считают необходимым, прибегают не к самому дипломатическому языку. За строками письма явно ощущаются голоса тех, кто чувствует себя вправе «советовать», что должно делать политическое руководство для продвижения целей, которые

бизнес-сообщество обеих стран считает важными  и неотложными.

Хотя чисто  внешне и первая, и вторая ступень  лоббизма по линии

TABD выглядят  для обеих сторон «равновесными», содержание приведенных

документов  и их стратегическая направленность указывают на то, что давление на ЕС — о нем пишут цитировавшиеся выше Д. Коен и У. Грант — осуществляется не только в пользу глобализации, но и в пользу общей либерализации экономических отношений, которые, по крайней мере вплоть до наступившего в 2008 г. финансового, а затем и экономического кризиса, являлись основной характерной чертой экономики США.

По образцу  американо-европейских корпоративно-политических связей

и отношений  в последние годы стали выстраиваться  и отношения ЕС с корпоративным  бизнесом ряда других стран, о чем  можно получить достаточно

подробную информацию на соответствующих сайтах Евросоюза  в Интернете.

Однако те механизмы и способы продвижения  собственных интересов,

которые удалось  создать американским корпорациям  и их политическим

представителям, остаются для всех этих стран, по крайней  мере на сегодняшний день, недосягаемой «вершиной». В полной мере этот вывод можно

отнести и  к России.

 

Текущее состояние лоббизма и соотношение  бизнеса и власти в России и  перспективы развития на среднесрочный  период. Перспективы развития на среднесрочный период.

Термин “лоббизм” в России имеет исключительно негативный оттенок в глазах населения. Причин этому несколько, в т.ч. отсутствие адекватной законодательной базы, на основе которого деятельность подобного характера должна осуществляться, и менталитет россиян, для которых любая деятельность, связанная с государственными структурами ассоциируется со взятками, подкупами, теневыми финансовыми потоками.

Еще одной  особенностью российского лоббизма, на мой взгляд, является тот факт, что на первых позициях в рейтинге лучших лоббистов находятся представители  власти: государственные чиновники  и руководители госкорпораций, а профессиональные GR-менеджеры находятся среди “отстающих”.

Начиная с 1994 года, началось образование крупных  корпоративных структур, борьба между  которыми охватывает сегодня все  стороны жизни в России. Источниками  финансовых ресурсов сегодня являются импортно-экспортные операции, которые  приносят значительную прибыль, банковско-финансовые операции, налоговые льготы, приватизация государственной собственности  и т.д. Такой перечень диктует  направления и методы лоббистской  деятельности отраслевых группировок.

В условиях государственного устройства современной  России существует четыре основных направления  лоббирования – Аппарат Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное  Собрание РФ и регионы.

Основным  различием российского лоббизма и лоббизма западного состоит  в том, что для России характерна лоббистская деятельность в законодательном вакууме, в отличие от Запада, где она законодательно регулируется, пусть не в совершенстве, но тем не менее.

Федеральные законы, закрепляющие основы лоббистской  деятельности в РФ, такие как ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ”, ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”, конечно, имеются, но, как показывает практика, механизмы их реализации оставляют желать лучшего.

Из всего  вышесказанного следует, что лоббистская  деятельность в современной России находится явно в плачевном состоянии. Основная причина – отсутствие приемлемой законодательной базы. Закон о  лоббизме был бы выгоден и государству, и обществу, и коммерческим структурам. Согласно экспертному опросу представителей бизнеса, органов власти и общественных институтов, проведенном IABC Russia и НИИНЭ при поддержке КГ PROтект в 2009 году, “Со стороны всех субъектов есть запрос и интерес в регламентации деятельности по продвижению интересов со стороны всех участников процесса. Большая часть экспертов поддерживает инициативу в целом, но при этом сомневается в эффективности любого нормативного акта в российских условиях”.

Все различия в технологиях лоббизма проистекают  из различия политических систем России и Западных стран (именно Запад мы берём за эталон "прозрачного" лоббизма). В России лоббистские  технологии не институализированы, а  все нормы лоббистской деятельности - условны. Необходимо отметить, что  институционализация того или иного  вида политической практики (в т.ч. лоббизма) подразделяется на несколько уровней. Первый уровень (реляционный) - определяет ролевую структуру системы представительства  интересов. Второй - регулятивный, указывающий  допустимые рамки лоббистских действий и санкции, карающие выход за эти  рамки. Третий уровень - культурный, т.е. внутреннее усвоение норм и правил участниками политического процесса.

  К сожалению, в России мы не наблюдаем ни один из трёх признаков институционализации лоббизма.

Закон о лоббизме однозначно необходим, однако он не должен стать средством защиты официальных  государственных лоббистов от лоббистов  из среды гражданского общества, и  первоочередным шагом для реализации данной цели должно стать законодательное  обеспечение нормы запрета чиновникам исполнительной власти на любых ее уровнях, равно как и парламентариям, занимать должности в бизнесе, в  том числе и находящемся в  акционерной или иной собственности  государства.

Что касается перспектив разрешения данной проблемы на ближайшее будущее, то здесь прогнозировать сложно. С одной стороны, тенденция  государства проникать во все  сферы жизни общества и в дела бизнес-структур несомненно не будет способствовать принятию закона о цивилизованном лоббизме в России. Глядя на то, как реализуются существующие нормативные акты, на неготовность России принять “западную” модель отношений бизнеса и власти, будущее лоббистской деятельности в нашей стране не кажется особо радужным.

С другой стороны, государство начинает проявлять  заинтересованность в узаконивании лоббистской деятельности, делать первые шаги, говоря представителям бизнеса: “предлагайте, мы будем принимать решения в вашу сторону”.

И все бы было замечательно, если бы не одно “НО”. Для современных представителей бизнеса уже стала привычной схема “цель – взятка – успех”. Сейчас стало ясно, что если не приходить к правительству, то возникнут экономические и финансовые трудности. Кому реально государство помогло, тот оказался в реально выгодном положении, нежели те, кто не успел своевременно проявить инициативу. Банки проявили “лоббистский” подход, сумели убедить, доказать. Без помощи государства у них были бы проблемы, а через эту систему и у других институтов, связанных с экономической сферой.

В целом, если подвести итог всего вышесказанного, вырисовывается следующая картина. Люббизм в России есть, но он практически не регулируется. Для того, чтобы ввести нормы по его регулированию, следует подготовить благодатную почву в виде законов о коррупции и т.п. В свою очередь, чтобы сделать этот шаг вперед, необходимо изменить направление мышления россиян с позиции “власть всегда берет взятки” на “а ведь власть не такая уж и плохая”. Опять же, для этого власть со своей стороны должна перестроиться с ориентации на личную выгоду и продвижение сугубо персональных интересов на “всеобщее благо”, ну, или хотя бы частично похожую на нее, для чего необходима правовая база, позволяющая действовать во всеобщих интересах не в ущерб интересам собственным.

Что получается? – Замкнутый круг. В связи с  этим, я считаю, что лоббизм в  России, по крайней мере, в среднесрочной  перспективе, не имеет шанс стать  “узаконенным”. Что же будет на самом деле – жизнь покажет. Если нынешней власти удастся сделать хотя бы 10% из того, что от нее требуется, то это уже станет большим ее достижением.

 

Вывод

 

Институт  лоббирования в Российской Федерации  находится на стадии развития. Российское общество еще не готово к этому  институту, который характерен для  стран с развитой системой парламентаризма, гражданского общества и т.п.

Основная  проблема для лоббизма в России - отсутствие единой этической и правовой системы контроля за лоббистской деятельностью. Проблемы российского лоббизма - отражение проблем всей политической системы России. Когда центр принятия важнейших государственных решений оказывается в руках правящей бюрократии, а реально действующие управленческие структуры, по самой логике функционирования классической бюрократической машины, находятся в тени, - то существующие группы влияния отходят от форм партийного представительства (а значит, и от общественного контроля), в сторону непубличных практик обрастания ведомственными связями. Ключевыми механизмами учета интересов всё чаще становится кулуарная политика и патрон-клиентские отношения. В подобной системе неоспоримо доминирование бюрократии, а из ее партнеров наибольшие преимущества имеет крупный бизнес - при условии лояльности госаппарату и регулярности контактов с ним.

И тем не менее, лоббизм в России имеет все шансы превратиться в такой же влиятельный институт, каким он является в странах Запада.

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы эффективности взаимодействия общества и власти / Под ред. В.И. Быкова, Л.Н. Галенской, Л.В. Сморгунова. - СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2006.
  2. Журнал «Fortune» / Под ред. Эндрю Сервью, 2004-2011
  3. Журнал «Forbes» / Под ред. Уилльяма Болдуина , 2004-2011

Информация о работе Лоббизм в России и странах Запада