Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:58, реферат
С распадом СССР, отказом от модели командно-административной экономики, появлением частного сектора, ликвидацией монополии государства на
внешнеэкономическую деятельность появилась возможность внедрения российского бизнеса на зарубежные рынки и лоббирования своих интересов в органах власти других стран для облегчения этого процесса.
1. Введение
2. Институциональная структура лоббизма в США. Основные схемы лоббизма.
3. Внутренний и внешний лоббизм в ЕС. Основные схемы лоббизма.
4. Текущее состояние лоббизма и соотношение бизнеса и власти в России и перспективы развития на среднесрочный период. Перспективы развития на среднесрочный период.
представители деловых кругов США и ЕС в случаях, когда считают необходимым, прибегают не к самому дипломатическому языку. За строками письма явно ощущаются голоса тех, кто чувствует себя вправе «советовать», что должно делать политическое руководство для продвижения целей, которые
бизнес-сообщество обеих стран считает важными и неотложными.
Хотя чисто внешне и первая, и вторая ступень лоббизма по линии
TABD выглядят
для обеих сторон «
документов и их стратегическая направленность указывают на то, что давление на ЕС — о нем пишут цитировавшиеся выше Д. Коен и У. Грант — осуществляется не только в пользу глобализации, но и в пользу общей либерализации экономических отношений, которые, по крайней мере вплоть до наступившего в 2008 г. финансового, а затем и экономического кризиса, являлись основной характерной чертой экономики США.
По образцу
американо-европейских
и отношений в последние годы стали выстраиваться и отношения ЕС с корпоративным бизнесом ряда других стран, о чем можно получить достаточно
подробную информацию на соответствующих сайтах Евросоюза в Интернете.
Однако те
механизмы и способы
которые удалось создать американским корпорациям и их политическим
представителям, остаются для всех этих стран, по крайней мере на сегодняшний день, недосягаемой «вершиной». В полной мере этот вывод можно
отнести и к России.
Текущее состояние лоббизма и соотношение бизнеса и власти в России и перспективы развития на среднесрочный период. Перспективы развития на среднесрочный период.
Термин “лоббизм” в России имеет исключительно негативный оттенок в глазах населения. Причин этому несколько, в т.ч. отсутствие адекватной законодательной базы, на основе которого деятельность подобного характера должна осуществляться, и менталитет россиян, для которых любая деятельность, связанная с государственными структурами ассоциируется со взятками, подкупами, теневыми финансовыми потоками.
Еще одной
особенностью российского лоббизма,
на мой взгляд, является тот факт,
что на первых позициях в рейтинге
лучших лоббистов находятся
Начиная с 1994 года, началось образование крупных корпоративных структур, борьба между которыми охватывает сегодня все стороны жизни в России. Источниками финансовых ресурсов сегодня являются импортно-экспортные операции, которые приносят значительную прибыль, банковско-финансовые операции, налоговые льготы, приватизация государственной собственности и т.д. Такой перечень диктует направления и методы лоббистской деятельности отраслевых группировок.
В условиях государственного устройства современной России существует четыре основных направления лоббирования – Аппарат Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ и регионы.
Основным различием российского лоббизма и лоббизма западного состоит в том, что для России характерна лоббистская деятельность в законодательном вакууме, в отличие от Запада, где она законодательно регулируется, пусть не в совершенстве, но тем не менее.
Федеральные законы, закрепляющие основы лоббистской деятельности в РФ, такие как ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ”, ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”, конечно, имеются, но, как показывает практика, механизмы их реализации оставляют желать лучшего.
Из всего вышесказанного следует, что лоббистская деятельность в современной России находится явно в плачевном состоянии. Основная причина – отсутствие приемлемой законодательной базы. Закон о лоббизме был бы выгоден и государству, и обществу, и коммерческим структурам. Согласно экспертному опросу представителей бизнеса, органов власти и общественных институтов, проведенном IABC Russia и НИИНЭ при поддержке КГ PROтект в 2009 году, “Со стороны всех субъектов есть запрос и интерес в регламентации деятельности по продвижению интересов со стороны всех участников процесса. Большая часть экспертов поддерживает инициативу в целом, но при этом сомневается в эффективности любого нормативного акта в российских условиях”.
Все различия
в технологиях лоббизма проистекают
из различия политических систем России
и Западных стран (именно Запад мы
берём за эталон "прозрачного"
лоббизма). В России лоббистские
технологии не институализированы, а
все нормы лоббистской
К сожалению, в России мы не наблюдаем ни один из трёх признаков институционализации лоббизма.
Закон о лоббизме
однозначно необходим, однако он не должен
стать средством защиты официальных
государственных лоббистов от лоббистов
из среды гражданского общества, и
первоочередным шагом для реализации
данной цели должно стать законодательное
обеспечение нормы запрета
Что касается перспектив разрешения данной проблемы на ближайшее будущее, то здесь прогнозировать сложно. С одной стороны, тенденция государства проникать во все сферы жизни общества и в дела бизнес-структур несомненно не будет способствовать принятию закона о цивилизованном лоббизме в России. Глядя на то, как реализуются существующие нормативные акты, на неготовность России принять “западную” модель отношений бизнеса и власти, будущее лоббистской деятельности в нашей стране не кажется особо радужным.
С другой стороны, государство начинает проявлять заинтересованность в узаконивании лоббистской деятельности, делать первые шаги, говоря представителям бизнеса: “предлагайте, мы будем принимать решения в вашу сторону”.
И все бы было замечательно, если бы не одно “НО”. Для современных представителей бизнеса уже стала привычной схема “цель – взятка – успех”. Сейчас стало ясно, что если не приходить к правительству, то возникнут экономические и финансовые трудности. Кому реально государство помогло, тот оказался в реально выгодном положении, нежели те, кто не успел своевременно проявить инициативу. Банки проявили “лоббистский” подход, сумели убедить, доказать. Без помощи государства у них были бы проблемы, а через эту систему и у других институтов, связанных с экономической сферой.
В целом, если подвести итог всего вышесказанного, вырисовывается следующая картина. Люббизм в России есть, но он практически не регулируется. Для того, чтобы ввести нормы по его регулированию, следует подготовить благодатную почву в виде законов о коррупции и т.п. В свою очередь, чтобы сделать этот шаг вперед, необходимо изменить направление мышления россиян с позиции “власть всегда берет взятки” на “а ведь власть не такая уж и плохая”. Опять же, для этого власть со своей стороны должна перестроиться с ориентации на личную выгоду и продвижение сугубо персональных интересов на “всеобщее благо”, ну, или хотя бы частично похожую на нее, для чего необходима правовая база, позволяющая действовать во всеобщих интересах не в ущерб интересам собственным.
Что получается? – Замкнутый круг. В связи с этим, я считаю, что лоббизм в России, по крайней мере, в среднесрочной перспективе, не имеет шанс стать “узаконенным”. Что же будет на самом деле – жизнь покажет. Если нынешней власти удастся сделать хотя бы 10% из того, что от нее требуется, то это уже станет большим ее достижением.
Вывод
Институт лоббирования в Российской Федерации находится на стадии развития. Российское общество еще не готово к этому институту, который характерен для стран с развитой системой парламентаризма, гражданского общества и т.п.
Основная проблема для лоббизма в России - отсутствие единой этической и правовой системы контроля за лоббистской деятельностью. Проблемы российского лоббизма - отражение проблем всей политической системы России. Когда центр принятия важнейших государственных решений оказывается в руках правящей бюрократии, а реально действующие управленческие структуры, по самой логике функционирования классической бюрократической машины, находятся в тени, - то существующие группы влияния отходят от форм партийного представительства (а значит, и от общественного контроля), в сторону непубличных практик обрастания ведомственными связями. Ключевыми механизмами учета интересов всё чаще становится кулуарная политика и патрон-клиентские отношения. В подобной системе неоспоримо доминирование бюрократии, а из ее партнеров наибольшие преимущества имеет крупный бизнес - при условии лояльности госаппарату и регулярности контактов с ним.
И тем не менее, лоббизм в России имеет все шансы превратиться в такой же влиятельный институт, каким он является в странах Запада.
Список использованной литературы: