Лоббизм в России и странах Запада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:58, реферат

Описание

С распадом СССР, отказом от модели командно-административной экономики, появлением частного сектора, ликвидацией монополии государства на
внешнеэкономическую деятельность появилась возможность внедрения российского бизнеса на зарубежные рынки и лоббирования своих интересов в органах власти других стран для облегчения этого процесса.

Содержание

1. Введение
2. Институциональная структура лоббизма в США. Основные схемы лоббизма.
3. Внутренний и внешний лоббизм в ЕС. Основные схемы лоббизма.
4. Текущее состояние лоббизма и соотношение бизнеса и власти в России и перспективы развития на среднесрочный период. Перспективы развития на среднесрочный период.

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 68.78 Кб (Скачать документ)

структурами Евросоюза обусловили исключительную, беспрецедентную роль

лоббизма  в принятии и стратегических, и сугубо конкретных управленческих

решений. Многочисленные исследования лоббистской практики в Евросоюзе,

равно как  и отношений бизнеса с его  институтами в целом убедительно  свидетельствуют о том, что на каждом этаже интеграционного процесса, особенно перед принятием Единого  европейского акта в 1987 г. и в последующий период, роль лоббистских групп, типа ЕКС и ассоциации «Бизнес-Европа»

была едва ли не решающей. Во многом то же самое  относится к сотням и тысячам  регулярно принимаемых законов  и постановлений более частного по-

рядка. При  этом как в том, так и в другом случае метод выработки и принятия решений, как уже отчасти отмечалось выше, носил и носит «согласи-

тельный»  характер, лоббисты и лоббируемые  выступают преимущественно

как партнеры. Это, конечно, не означает, что в процессе взаимодействия не

возникает острых коллизий и даже конфликтных ситуаций. Правилом, однако, остается то, что возникающие  противоречия разрешаются путем  компромисса и консенсуса, в ходе которых обе стороны проявляют  заинтересованность в сохранении доверительных  отношений. Как бы ни был силен  тот или иной лоббист, он отлично осознает, что вне такого рода отношений его

лоббистский потенциал может снизиться едва ли не до нуля.

В силу изложенных выше обстоятельств «европейский»  лоббизм — это

не только политика, но и искусство, требующее  от его участников высокой

степени профессионализма и компетентности, а также умения ориентироваться в сложных и  постоянно меняющихся обстоятельствах.

Характер  и особенности «внутреннего»  лоббизма в ЕС во многом предопределяют и специфику лоббизма «внешнего». Этот последний также играет здесь более весомую роль, чем тот, который нацелен на политические институты национальных государств. Сами масштабы ЕС как «общего рынка» и как политического образования, равно как и особая роль бизнеса в системе принятия решений, «притягивают» к нему массу внешних игроков, нацеленных на то, чтобы через институты ЕС повлиять в выгодную для себя сторону на принимаемые и в самом Союзе, и во входящих в него странах экономические и Своего рода средоточием этого согласования выступают упомянутые выше комитеты и комитетская система, играющие, в отличие от комитетской системы отдельных государств, значительно более весомую роль и представляющие органическую часть самой политической структуры ЕС. Подробно о комитетской системе и ее роли в институциональной структуре политические решения. Особенно возрастает роль «внешнего» лоббизма в связи с процессами глобализации и усилением роли транснационального бизнеса, частью которого уже стали многие «еврокорпорации». Причем возрастает эта роль не только в экономике, но и, что не менее важно, в политике.

Учитывая  все разнообразие корпоративных  «контрагентов» и их связей с ЕС, мы ограничимся лишь одним «азимутом» этих связей, а именно —

североамериканским. И не только потому, что они наиболее развиты, но и

потому, что  на их фоне будет легче и проще  идентифицировать те проблемы,

с которыми сталкивается в отношениях с ЕС корпоративный  бизнес России.

Как и внутри ЕС, лоббистская активность американского  бизнеса развивается преимущественно  по линии бизнес-групп и бизнес-ассоциаций. Наиболее влиятельной из них является Американская торговая палата в Евро-

союзе (American Chamber of Commerce to the European Union — AMCHAMEU).

Ее членами  являются 140 крупнейших корпораций, имеющих  «американские корни». 40 из них входят в число 100 ведущих компаний США  из cписка, ежегодно публикуемого журналом «Fortune». Как пишет в упоминавшемся исследовании Дж. Гринвуд, «Палата является одной из наиболее

эффективных и престижных еврогрупп».

Ее официальный  статус — «неприбыльная ассоциация, осуществляющая лоббистскую активность», а главная цель — «обеспечение благоприятных

условий для  экономического роста и инвестиционного  климата компаний —

членов палаты в Евросоюзе». Определяя стратегическое видение своей «мис-

сии», Палата заявляет на своем официальном сайте, что она стремится стать

«наиболее востребованным (valuable) лобби в Евросоюзе, представлять в нем

американский  бизнес и быть пользующимся доверием партнером-дискутантом для европейских институтов и правительств».

Для реализации этих целей в Палате создано 14 комитетов  по основным направлениям ее деятельности, а также один мозговой трест (task force).

Кроме того, на той же постоянной основе функционируют  несколько рабочих

групп. Члены  всех этих структур регулярно встречаются  с официальными

представителями Комиссии и других институтов ЕС, осуществляя  тесное

взаимодействие  с ними.

Результатом интенсивной экспертно-аналитической  деятельности Па-

латы являются специальные записки (position papers), причем только за

2008 г. было  подготовлено около 40 такого рода  «бумаг» (на сайте Палаты

они не только перечислены, но и даны их тексты). Палата также практикуют

более пространные  разработки (одна из последних —  «трансатлантическая

экономика в 2009 г.») и брошюры по актуальным проблема мировой и

«трансатлантической»  экономики. В 2007—2009 гг. опубликовано 8 таких

брошюр. Среди  них «Конверсия регулятивной практики в ЕС и США», брошюра по проблемам  инновационной деятельности и др.

Наиболее  ответственную деятельность по взаимоотношениям с инсти-

тутами ЕС ведет «Президентская группа», или  «высший дипломатический

корпус» Палаты, его основная цель — «оказывать влияние на повестку дня

Европейского  совета», а также инициировать диалоги  с высшими должностными лицами Евросоюза.

Влияние американских корпораций в ЕС осуществляется и  через непосредственное их участие  в отраслевых ассоциациях стран  Евросоюза, т.е. в

тех же еврогруппах, но уже «второго эшелона». Однако, поскольку многие

представители делового сообщества ЕС считают их выражающими интересы

скорее американского, а не европейского бизнеса, многие отраслевые ассоциации препятствуют участию этих фирм в своих организациях.

Противоречия  между европейским и американским бизнесом в ЕС

проявляются и на более высоких уровнях, однако, принимая установившиеся

в Евросоюзе  правила игры, американские корпорации декларируют «приверженность к  достижению лучшего взаимопонимания  между ЕС и США в

вопросах, связанных с деятельностью бизнеса» и подчеркивают, что они являются «лояльными сторонниками европейской интеграции».

В условиях прогрессирующей транснационализации крупного бизнеса

и возникающей  в связи с этим необходимостью более оперативно решать вопросы  экономического и политического  взаимодействия ТНК по обе стороны

Атлантики, в 1995 г. была создана принципиально  новая организация, кото-

рая в отличие  от всех упоминавшихся ранее представляет одновременно и

европейский, и американский бизнес. Эта организация  — «Трансатлантический диалог бизнеса» (Transatlantic Business Dialogue — TABD), в которую на

начало 2009 г. входят руководители 33 крупнейших американских и европейских ТНК. Как подчеркивают авторы исследования, посвященного анализу  характера и роли организации, она  существенным образом укрепляет

«стратегические преимущества взаимодействия бизнеса  и институтов США и

ЕС». Рассматривая указанное взаимодействие как элемент  политической

стратегии американского  и европейского бизнеса, авторы исследования подчеркивают, что его результатом является усиление наднациональных начал и глобального измерения Евросоюза. Примечательно, что ТАВD создан в результате прямой договоренности европейской Комиссии и Государственного

департамента  США и нацелен, помимо прочего, на содействие «более тесной

кооперации  между правящими кругами двух стран и выработки совместных

рекомендаций  для администраций США и ЕС». Одна из его задач, пишут ав-

торы, «создавать давление на ЕС в пользу глобализации». Многие члены

Диалога являются одновременно членами ассоциации «Бизнес-Европа», ЕКС

и АМСНАМ. Помимо проводимых TABD регулярных форумов при  нем соз-

дано пять рабочих групп и сорок подгрупп, нацеленных на разработку конкретных рекомендаций по основным вопросам развития европейского бизнеса, включая промышленную, экологическую, информационно-технологическую  политику малого и среднего бизнеса  и др.

Отличительной чертой Диалога является участие  в проводимых им мероприятиях представителей Европейской комиссии, Европарламента, правительства и Конгресса США.

Главными, хотя и далеко не единственными мероприятиями  его являются ежегодно проводимые сессии, на которых принимаются развернутые

рекомендации  для высшего политического руководства  ЕС и США. В рекомендациях сессии 2008 г., опубликованных на сайте Диалога, содержится

целый ряд  предложений, главным из которых  является принятие мер по углублению интеграции торговых и финансовых рынков и создание «открытого

климата для  взаимных инвестиций».

В числе последних  мероприятий — совещание исполнительного  комитета в Давосе в январе 2009 г., в ходе которого подчеркивалась необходимость  избегать протекционистских мер  и осуществлять «интенсивные меры

по координации  усилий, нацеленных на восстановление глобальной экономики», а также поддерживать благоприятный и основанный на взаимном доверии инвестиционный климат. На совещании присутствовали представители

Европейской комиссии и Организации экономического сотрудничества и раз-

вития (ОЕСD).

В том же месяце участники Диалога обсудили на созванном им Круг-

лом столе, вместе с высокопоставленными представителями политических

кругов США  и ЕС, вопросы, связанные с предстоящим  формированием новой

американской  администрации и возможными его  последствиями для социально-экономического развития страны и ее отношений с  ЕС.

Диалог публикует  на полгода вперед планируемые им мероприятия,

издает ежемесячный  бюллетень, в котором освещаются важнейшие направления его деятельности, имеет офисы в Брюсселе и Вашингтоне.

В целях более  оперативного взаимодействия с высшим политическим

руководством  США и ЕС Диалог в 2007 г. создал (совместно  с трансатлантическими диалогами  потребителей и юристов) Группу советников (Advisory Group), которая готовит рекомендации для сформированного в том же году «Трансатлантического экономического совета» (Transatlantic Economic Council) — организации из высокопоставленных чиновников США и ЕС, призванной способствовать более успешному продвижению трансатлантической экономической интеграции в ряде ключевых ее областей.

Сопредседателями  Совета являются помощник президента США по

международным экономическим отношениям и вице-президент  Европейской

комиссии  по вопросам промышленности и предпринимательства.

Будучи влиятельной  площадкой для согласования позиций  сторон и

выработке совместных рекомендаций по важнейшим направлениям экономического взаимодействия США  и ЕС, ТАВD является одновременно и местом приложения лоббистских усилий с обеих сторон. Механизм лоббирования весьма схож с тем, который сложился в рамках ЕС, однако в отличие от последнего лоббирование здесь носит скорее опосредованный, двуступенчатый характер. Первая ступень — это, в основном, воздействие по линии бизнес —бизнес, где в процессе взаимного лоббирования достигаются консенсус и компромисс. Вторая ступень — это уже воздействие Диалога в целом на политические круги обеих стран. Результаты согласования на первой ступени здесь переносятся на политический уровень, где обе стороны действуют уже не каждая сама по себе, а как весьма влиятельный совокупный лоббист. Основное назначение последнего — оказать давление на высшее политическое руководство обеих сторон, там, где оно, с точки зрения участников Диалога, не проявляет должной активности или даже противодействует продвижению приоритетных для бизнеса целей и задач.

Момент этот крайне важный и, как мы увидим ниже, в отношениях

России и  ЕС он имеет не менее, а, возможно, и  более существенное значение.

Наглядным проявлением  такого рода совместного лобби можно  считать

опубликованное  на сайте ТАBD письмо сопредседателей его исполкома со-

председателям ТЕС, в котором выражается недовольство по поводу сохранения инвестиционных, регулятивных . (ed.и торговых барьеров между США и ЕС.

Авторы письма решительно призывают руководство  ТЕС предпринимать настойчивые  усилия для достижения прорывных (unparalleled) результатов во

всех направлениях.

Информация о работе Лоббизм в России и странах Запада