Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:58, реферат
С распадом СССР, отказом от модели командно-административной экономики, появлением частного сектора, ликвидацией монополии государства на
внешнеэкономическую деятельность появилась возможность внедрения российского бизнеса на зарубежные рынки и лоббирования своих интересов в органах власти других стран для облегчения этого процесса.
1. Введение
2. Институциональная структура лоббизма в США. Основные схемы лоббизма.
3. Внутренний и внешний лоббизм в ЕС. Основные схемы лоббизма.
4. Текущее состояние лоббизма и соотношение бизнеса и власти в России и перспективы развития на среднесрочный период. Перспективы развития на среднесрочный период.
структурами Евросоюза обусловили исключительную, беспрецедентную роль
лоббизма в принятии и стратегических, и сугубо конкретных управленческих
решений. Многочисленные исследования лоббистской практики в Евросоюзе,
равно как
и отношений бизнеса с его
институтами в целом
была едва ли не решающей. Во многом то же самое относится к сотням и тысячам регулярно принимаемых законов и постановлений более частного по-
рядка. При этом как в том, так и в другом случае метод выработки и принятия решений, как уже отчасти отмечалось выше, носил и носит «согласи-
тельный» характер, лоббисты и лоббируемые выступают преимущественно
как партнеры. Это, конечно, не означает, что в процессе взаимодействия не
возникает острых коллизий и даже конфликтных ситуаций. Правилом, однако, остается то, что возникающие противоречия разрешаются путем компромисса и консенсуса, в ходе которых обе стороны проявляют заинтересованность в сохранении доверительных отношений. Как бы ни был силен тот или иной лоббист, он отлично осознает, что вне такого рода отношений его
лоббистский потенциал может снизиться едва ли не до нуля.
В силу изложенных выше обстоятельств «европейский» лоббизм — это
не только политика, но и искусство, требующее от его участников высокой
степени профессионализма и компетентности, а также умения ориентироваться в сложных и постоянно меняющихся обстоятельствах.
Характер и особенности «внутреннего» лоббизма в ЕС во многом предопределяют и специфику лоббизма «внешнего». Этот последний также играет здесь более весомую роль, чем тот, который нацелен на политические институты национальных государств. Сами масштабы ЕС как «общего рынка» и как политического образования, равно как и особая роль бизнеса в системе принятия решений, «притягивают» к нему массу внешних игроков, нацеленных на то, чтобы через институты ЕС повлиять в выгодную для себя сторону на принимаемые и в самом Союзе, и во входящих в него странах экономические и Своего рода средоточием этого согласования выступают упомянутые выше комитеты и комитетская система, играющие, в отличие от комитетской системы отдельных государств, значительно более весомую роль и представляющие органическую часть самой политической структуры ЕС. Подробно о комитетской системе и ее роли в институциональной структуре политические решения. Особенно возрастает роль «внешнего» лоббизма в связи с процессами глобализации и усилением роли транснационального бизнеса, частью которого уже стали многие «еврокорпорации». Причем возрастает эта роль не только в экономике, но и, что не менее важно, в политике.
Учитывая все разнообразие корпоративных «контрагентов» и их связей с ЕС, мы ограничимся лишь одним «азимутом» этих связей, а именно —
североамериканским. И не только потому, что они наиболее развиты, но и
потому, что на их фоне будет легче и проще идентифицировать те проблемы,
с которыми сталкивается в отношениях с ЕС корпоративный бизнес России.
Как и внутри
ЕС, лоббистская активность американского
бизнеса развивается
союзе (American Chamber of Commerce to the European Union — AMCHAMEU).
Ее членами являются 140 крупнейших корпораций, имеющих «американские корни». 40 из них входят в число 100 ведущих компаний США из cписка, ежегодно публикуемого журналом «Fortune». Как пишет в упоминавшемся исследовании Дж. Гринвуд, «Палата является одной из наиболее
эффективных и престижных еврогрупп».
Ее официальный статус — «неприбыльная ассоциация, осуществляющая лоббистскую активность», а главная цель — «обеспечение благоприятных
условий для экономического роста и инвестиционного климата компаний —
членов палаты в Евросоюзе». Определяя стратегическое видение своей «мис-
сии», Палата заявляет на своем официальном сайте, что она стремится стать
«наиболее востребованным (valuable) лобби в Евросоюзе, представлять в нем
американский бизнес и быть пользующимся доверием партнером-дискутантом для европейских институтов и правительств».
Для реализации этих целей в Палате создано 14 комитетов по основным направлениям ее деятельности, а также один мозговой трест (task force).
Кроме того, на той же постоянной основе функционируют несколько рабочих
групп. Члены всех этих структур регулярно встречаются с официальными
представителями Комиссии и других институтов ЕС, осуществляя тесное
взаимодействие с ними.
Результатом
интенсивной экспертно-
латы являются специальные записки (position papers), причем только за
2008 г. было подготовлено около 40 такого рода «бумаг» (на сайте Палаты
они не только перечислены, но и даны их тексты). Палата также практикуют
более пространные разработки (одна из последних — «трансатлантическая
экономика в 2009 г.») и брошюры по актуальным проблема мировой и
«трансатлантической» экономики. В 2007—2009 гг. опубликовано 8 таких
брошюр. Среди них «Конверсия регулятивной практики в ЕС и США», брошюра по проблемам инновационной деятельности и др.
Наиболее ответственную деятельность по взаимоотношениям с инсти-
тутами ЕС ведет «Президентская группа», или «высший дипломатический
корпус» Палаты, его основная цель — «оказывать влияние на повестку дня
Европейского совета», а также инициировать диалоги с высшими должностными лицами Евросоюза.
Влияние американских корпораций в ЕС осуществляется и через непосредственное их участие в отраслевых ассоциациях стран Евросоюза, т.е. в
тех же еврогруппах, но уже «второго эшелона». Однако, поскольку многие
представители делового сообщества ЕС считают их выражающими интересы
скорее американского, а не европейского бизнеса, многие отраслевые ассоциации препятствуют участию этих фирм в своих организациях.
Противоречия
между европейским и
проявляются и на более высоких уровнях, однако, принимая установившиеся
в Евросоюзе правила игры, американские корпорации декларируют «приверженность к достижению лучшего взаимопонимания между ЕС и США в
вопросах, связанных с деятельностью бизнеса» и подчеркивают, что они являются «лояльными сторонниками европейской интеграции».
В условиях прогрессирующей транснационализации крупного бизнеса
и возникающей в связи с этим необходимостью более оперативно решать вопросы экономического и политического взаимодействия ТНК по обе стороны
Атлантики, в 1995 г. была создана принципиально новая организация, кото-
рая в отличие
от всех упоминавшихся ранее
европейский, и американский бизнес. Эта организация — «Трансатлантический диалог бизнеса» (Transatlantic Business Dialogue — TABD), в которую на
начало 2009 г. входят руководители 33 крупнейших американских и европейских ТНК. Как подчеркивают авторы исследования, посвященного анализу характера и роли организации, она существенным образом укрепляет
«стратегические преимущества взаимодействия бизнеса и институтов США и
ЕС». Рассматривая указанное взаимодействие как элемент политической
стратегии американского и европейского бизнеса, авторы исследования подчеркивают, что его результатом является усиление наднациональных начал и глобального измерения Евросоюза. Примечательно, что ТАВD создан в результате прямой договоренности европейской Комиссии и Государственного
департамента США и нацелен, помимо прочего, на содействие «более тесной
кооперации между правящими кругами двух стран и выработки совместных
рекомендаций для администраций США и ЕС». Одна из его задач, пишут ав-
торы, «создавать давление на ЕС в пользу глобализации». Многие члены
Диалога являются одновременно членами ассоциации «Бизнес-Европа», ЕКС
и АМСНАМ. Помимо проводимых TABD регулярных форумов при нем соз-
дано пять
рабочих групп и сорок
Отличительной чертой Диалога является участие в проводимых им мероприятиях представителей Европейской комиссии, Европарламента, правительства и Конгресса США.
Главными, хотя
и далеко не единственными мероприятиями
его являются ежегодно проводимые сессии,
на которых принимаются
рекомендации
для высшего политического
целый ряд предложений, главным из которых является принятие мер по углублению интеграции торговых и финансовых рынков и создание «открытого
климата для взаимных инвестиций».
В числе последних
мероприятий — совещание
по координации усилий, нацеленных на восстановление глобальной экономики», а также поддерживать благоприятный и основанный на взаимном доверии инвестиционный климат. На совещании присутствовали представители
Европейской комиссии и Организации экономического сотрудничества и раз-
вития (ОЕСD).
В том же месяце участники Диалога обсудили на созванном им Круг-
лом столе, вместе с высокопоставленными представителями политических
кругов США и ЕС, вопросы, связанные с предстоящим формированием новой
американской
администрации и возможными его
последствиями для социально-
Диалог публикует на полгода вперед планируемые им мероприятия,
издает ежемесячный
бюллетень, в котором освещаются
важнейшие направления его
В целях более оперативного взаимодействия с высшим политическим
руководством
США и ЕС Диалог в 2007 г. создал (совместно
с трансатлантическими
Сопредседателями Совета являются помощник президента США по
международным экономическим отношениям и вице-президент Европейской
комиссии по вопросам промышленности и предпринимательства.
Будучи влиятельной площадкой для согласования позиций сторон и
выработке совместных рекомендаций по важнейшим направлениям экономического взаимодействия США и ЕС, ТАВD является одновременно и местом приложения лоббистских усилий с обеих сторон. Механизм лоббирования весьма схож с тем, который сложился в рамках ЕС, однако в отличие от последнего лоббирование здесь носит скорее опосредованный, двуступенчатый характер. Первая ступень — это, в основном, воздействие по линии бизнес —бизнес, где в процессе взаимного лоббирования достигаются консенсус и компромисс. Вторая ступень — это уже воздействие Диалога в целом на политические круги обеих стран. Результаты согласования на первой ступени здесь переносятся на политический уровень, где обе стороны действуют уже не каждая сама по себе, а как весьма влиятельный совокупный лоббист. Основное назначение последнего — оказать давление на высшее политическое руководство обеих сторон, там, где оно, с точки зрения участников Диалога, не проявляет должной активности или даже противодействует продвижению приоритетных для бизнеса целей и задач.
Момент этот крайне важный и, как мы увидим ниже, в отношениях
России и ЕС он имеет не менее, а, возможно, и более существенное значение.
Наглядным проявлением такого рода совместного лобби можно считать
опубликованное на сайте ТАBD письмо сопредседателей его исполкома со-
председателям ТЕС, в котором выражается недовольство по поводу сохранения инвестиционных, регулятивных . (ed.и торговых барьеров между США и ЕС.
Авторы письма решительно призывают руководство ТЕС предпринимать настойчивые усилия для достижения прорывных (unparalleled) результатов во
всех направлениях.