Новая Экономическая Политика (НЭП)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:46, контрольная работа

Описание

Какое место отвести НЭП в общеисторическом процессе? Можно ли говорить об упущенном в двадцатые годы историческом шансе социализма; и вообще существовал ли НЭП как исторический процесс или следует говорить только об интересном, но нереализованном проекте реформ? А если принять его как состоявшийся исторический процесс, что же представляла из себя новая экономическая политика молодого Советского государства: узкую антикризисную платформу или широкую программу строительства социалистического общества на основе товарно-денежных отношений?

Содержание

Введение. 3
1. Причины введения НЭП. 4
2. Основные мероприятия.
1. НЭП в сельском хозяйстве. 6
2. НЭП в промышленности. 8
3. НЭП в финансово-денежной сфере 12
3. Свёртывание НЭП 15
Заключение. 18
Литература. 19

Работа состоит из  1 файл

Новая Экономическая политика.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

к  капиталистам,  называл  основные  формы  реализации  новой  экономической

политики: аренда, кооперация, концессия, торговля. Троцкий  об  этом  пишет:

«Необходимость  восстановления рынка  Ленин  мотивировал  наличием  миллионов

изолированных крестьянских хозяйств, которые иначе, как через  торговлю,  не

привыкли  определять свои отношения с внешним  миром. Торговый  оборот  должен

был   установить   «смычку»   между   крестьянином   и   национализированной

промышленностью. Теоретическая формула смычки очень  проста:  промышленность

должна  доставлять  деревне  необходимые  товары  по  таким   ценам,   чтобы

государство  могло   отказаться   от   принудительного   изъятия   продуктов

крестьянского труда.»

Государства поощряло развитие разнообразных форм  простой  кооперации:

потребительской, снабженческой,  кредитной,  промысловой.  Так,  в  сельском

хозяйстве этими формами  кооперации  к концу 1920-х годов было  охвачено

больше  половины крестьянских дворов. Известно, что в России и  до  революции

существовало  мощное  кооперативное  движение,  но   к   концу   1928   года

непроизводственной  кооперацией различных видов  было  охвачено  уже  28  млн.

человек, или в тринадцать раз больше, чем  в 1913 году.

Развивалось    и    производственное    кооперирование     в     форме

сельскохозяйственных  коммун, артелей и товариществ  по  совместной  обработке

земли, куда входили, в основном, бедняки и середняки: около 84% всех  членов

кооперативов  составляли  однолошадные  и  безлошадные  крестьяне.   В   эти

кооперативы государство направляло сельскохозяйственные  орудия,  удобрения,

племенной скот, семена, денежные средства.

Осенью 1923 года в стране разразился так называемый  «кризис   сбыта»,

когда был собран хороший урожай, но крестьяне  не торопились сдавать хлеб  по

низким  ценам, поскольку они  не  компенсировали   затраты  на  производство.

Крестьяне не могли купить необходимые  промышленные  товары,  которыми  были

забиты  все склады и магазины.  Деревня  стала  задерживать  сдачу  хлеба  по

продналогу  кое-где по стране прокатились  массовые  крестьянские  восстания,

которые были  подавлены.   Государство  снова  стояло  перед  необходимостью

пойти  на   уступки   сельскохозяйственным   производителям.   В   1924/1925

хозяйственном  году произошли некоторые изменения  в ценовой  политике,  была

разрешена аренда земли  и  использование  наемного  труда.  Был  осуществлен

переход к  денежному налогообложению крестьянства,  что дало  им   больше

свободы в развитии своих  хозяйств.  Тем  не  менее,  обстановка  в  деревне

оставалась  напряженной. Дело  в том, что правительство  осуществляло  четкую

социально  ориентированную  политику   в   аграрном   секторе,   поддерживая

экономически  беспомощные  бедняцко-середняцкие  хозяйства,   создавая   так

называемый   «культ  бедноты».  Так,   беднякам   предоставлялись   льготные

кредиты, отменялись или снижались  налоги,  их  снабжали  семенами,  рабочим

скотом, сельскохозяйственным инвентарем,  но,  как  правило,  все  это  мало

помогало  таким хозяйствам. Зачастую и семенное зерно, и скот  использовались

ими в  качестве дополнительного продовольствия. В то же время,  правительство

всемерно сдерживало развитие хозяйств зажиточных  крестьян  -  кулаков,  чей

удельный  вес составлял примерно 5% всего  сельского населения.  По  отношению

к  этим  хозяйствам  постоянно  проводились  уравнительные  переделы  земли,

изъятие земельных излишков,  что  влекло  за  собой дробление крестьянских

дворов,  снижение  их  мощности  и   урожайности.   Слабеющие   крестьянские

хозяйства не могли эффективно использовать  появляющуюся  новую  технику.  В

1926 году 40% пахотных орудий  по-прежнему  составляли  деревянные  сохи,  а

треть хозяйств не имела даже лошадей, поэтому  уровень урожайности был  одним

и самых  низких в Европе.  Аренда  земли,  на  которую  зажиточные  крестьяне

возлагали определенные надежды,  была сопряжена  с  большими  ограничениями.

Фактически запрещалось образование хуторских хозяйств.

Следствием  провозглашенной  политики  «ограничения  кулачества»  стало

снижение  во второй половине 1920-х годов товарности  крестьянских  хозяйств,

их рыночной ориентации. Так, почти в два  раза,  по  сравнению  с  довоенным

уровнем, сократилась доля продукции, направляемой крестьянами на продажу.  В

1926/1927 хозяйственном  году они потребляли  до  85%  своей  продукции,  что

означало  фактически возврат к натуральному  хозяйству.  Постепенно  снижался

объем сдачи зерна в государственные фонды. 

Новая экономическая политика в промышленности.

Бурно развивающееся кооперативное движение охватило не только сельское

хозяйство, но и торговлю, промышленность. В 1928 году  60-80%  товарооборота

в обобществленной  розничной торговле приходилось на  кооперативную,  и  лишь

20-40% - собственно  на государственную. До  13%  всего  объема  промышленной

продукции   давали   кооперативные   предприятия.   В   стране   действовало

кооперативное законодательство,  получили  развитие  кредитные  и  страховые

организации по обслуживанию кооперативов.

Трудные  времена   переживала   промышленность,   значительная   часть

предприятий была разрушена или закрыта во время гражданской  войны,  заметно

сократились поставки сырья, снизилась численность рабочих и их  качественный

уровень. Восстановление промышленности шло  с большим трудом. Хотя  некоторые

показатели  к  1925  году  были  значительно  выше  уровня  1913  года,  это

относится к производству электроэнергии, продукции  машиностроения, легкой  и

пищевой промышленности,  общий  объем  промышленного  производства  все  еще

составлял 75,5% от уровня 1913  года.  Добыча  угля  составила  16,5  млн.т.

против 29,1 млн.т в 1913 году, железной руды  -  соответственно  3,3  и  9,2

млн. т. Грузооборот железных дорог составлял  не  более  80%  от  довоенного

уровня.  Требовались  радикальные  перемены  для  ликвидации  многочисленных

проблем в промышленности.

Развивая  идею о государственном капитализме,  правительство  разрешило

частному  предпринимательству брать в аренду мелкие и средние промышленные  и

торговые  предприятия. Фактически эти предприятия  принадлежали  государству,

программа их работ утверждалась  в  учреждениях  государственной  власти  на

местах,   но   производственная   деятельность    осуществлялась    частными

предпринимателями.  Арендовать   предприятия   могли   как   государственные

организации, так и  частные  лица,  в  том  числе  и  их  бывшие  владельцы.

Арендованные  частниками   фабрики   порой   насчитывали   200-300   наемных

работников.

Было   денационализировано   небольшое   количество    государственных

предприятий. Разрешалось открывать собственные  предприятия частным  лицам  с

числом  занятых не более 20 человек,  позже  этот  «потолок»  был  поднят.  К

середине 1920-х годов на долю частного сектора приходилось от  20  до  25%

производства  промышленной  продукции.  Одним  из  признаков   НЭП   явилось

развитие  концессий, то есть  предприятий,  действующих  на  основе  договора

между  государством  и  иностранными  фирмами  как  в  добывающих,   так   и

обрабатывающих  отраслях. Несмотря  на  большевистские  лозунги,  призывавшие

идти  на «последний и решительный бой» против  мировой  буржуазии,  Советское

правительство  понимало,  что  нужны  огромные  средства  для   выхода   из

экономического  кризиса и своими силами  восстановить  разрушенное  хозяйство

без иностранной  помощи страна не сможет.

К тому же  руководители  государства  рассчитывали  использовать  опыт

концессионных предприятий, их воздействие  на  повышение  производительности

труда и организацию  работ  на  аналогичных  отечественных  предприятиях.  С

помощью иностранных предпринимателей Советская  Россия рассчитывала  завязать

необходимые  международные  связи  на  мировом   рынке,   утраченные   после

революции.

В апреле 1922 года  в  г.  Рапалло  (Италия)  был  подписан  советско-

германский  договор,  по   которому   были   восстановлены   дипломатические

отношения между  двумя  странами.  После  подписания  Рапалльского  договора

начался период признания Советской республики  многими  странами  мира.  Это

позволило заключить различные экономические  договоры, причем многие  из  них

не ограничивались только сферой международной торговли, но охватывали  также

технические  и  технологические  связи,  прежде  всего  с  Германией,   США,

Англией. После заключения Рапалльского договора более  двух  тысяч  немецких

инженеров  и  техников  прибыли  в  Россию  для  участия  в   восстановлении

промышленности.  Особый  интерес  представляло   германо-советское   военное

сотрудничество. Поскольку Версальский договор 1919  года  запретил  Германии

иметь и производить современное вооружение (самолеты, танки),  то  некоторые

немецкие  фирмы перевели  часть  своих  мощностей  в  Советский  Союз.  Таким

образом, Германия могла обходить Версальский  договор  и  получать  новейшее

Информация о работе Новая Экономическая Политика (НЭП)