Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:46, контрольная работа
Какое место отвести НЭП в общеисторическом процессе? Можно ли говорить об упущенном в двадцатые годы историческом шансе социализма; и вообще существовал ли НЭП как исторический процесс или следует говорить только об интересном, но нереализованном проекте реформ? А если принять его как состоявшийся исторический процесс, что же представляла из себя новая экономическая политика молодого Советского государства: узкую антикризисную платформу или широкую программу строительства социалистического общества на основе товарно-денежных отношений?
Введение. 3
1. Причины введения НЭП. 4
2. Основные мероприятия.
1. НЭП в сельском хозяйстве. 6
2. НЭП в промышленности. 8
3. НЭП в финансово-денежной сфере 12
3. Свёртывание НЭП 15
Заключение. 18
Литература. 19
оружие, которое создавалось на советской территории. Советская сторона, в
свою очередь, получала доступ к новейшим технологиям. Зарубежные фирмы
ожесточенно конкурировали между собой, предлагая свои услуги Советскому
Союзу. Они приобретали концессии, поставляли новую технику, оборудование,
принимали у себя советских инженеров-стажеров. Так, в 1925/1926 годах
стажировку на западных предприятиях прошли 320 инженеров из Советского
Союза, в 1927 - 1928 годах - более 400, а в 1928/1929 годах - более 500
человек. Советский Союз умело использовал конкуренцию между западными
фирмами. В середине 1929 года были заключены соглашения с 27 германскими и
15 американскими фирмами, а в конце 1929 года - уже 40 американских фирм
сотрудничали с СССР (хотя официально США признали нашу страну лишь в 1933
году).
Исходя из всего этого, следует сказать, что многочисленные утверждения
советского руководства о международной «блокаде», «экономической изоляции»,
враждебном отношении «капиталистических акул» к советской стране не вполне
соответствовали действительности. Имеются данные о том, что до 95%
советских промышленных предприятий получали в 1920-е годы западную
техническую помощь, которая помогла достаточно быстро восстановить многие
отрасли экономики. Но как только зарубежное оборудование и технологии
осваивались нашими специалистами, Советское правительство разрывало
договоры о концессиях и других формах сотрудничества с иностранными
партнерами.
В некоторых отраслях удельный вес концессионных предприятий и
смешанных акционерных обществ, созданных с участием иностранного капитала,
был весьма заметным. В середине 1920-х годов они давали более 60% добытого
свинца и серебра, почти 85% марганцевой руды, 30% золота, 22% производимой
одежды и галантереи. Однако в целом роль концессий была невелика: в
1926/1927 хозяйственном году насчитывалось всего 117 действующих
соглашений, они охватывали предприятия, на которых работало всего 18 тыс.
человек и выпускалось чуть больше 1% промышленной продукции.
Кроме капиталов, в нашу страну направился поток рабочих- эмигрантов
из многих стран мира, и, прежде всего из США. Более ста квалифицированных
рабочих с заводов Форда в 1921 - 1922 годах налаживали производство на
Московском автомобильном заводе (АМО). С помощью американских профсоюзов
была создана Российско-американская индустриальная корпорация (РАИК),
которой были переданы шесть текстильных и швейных фабрик в Петрограде,
четыре - в Москве. Иностранные рабочие помогали восстанавливать угольные
шахты Донбасса, десятки инженеров работали на различных заводах страны. С
сентября 1920 по сентябрь 1921 года в Советскую Россию прибыли более 10
тыс. американцев, в том числе 2,6 тыс. квалифицированных промышленных
рабочих. В 1921 году в Кузбассе была создана Автономная индустриальная
колония (АИК «Кузбасс»). Американские колонисты добывали уголь на шахтах,
работали на заводах по производству кокса. Для создания образцовых хозяйств
на селе американцы привезли породистый скот, трактора, удобрения. К концу
1923 года в АИК работало около 8 тыс. человек. В 1927 году эта колония
была реорганизована в государственный трест. Всего же в 1920 - 1925 годах в
СССР приехало 20 тыс. иммигрантов из США и Канады. Развитие торговли было
одним из элементов государственного капитализма. Первоначально, в марте
1921 года, предполагалось во имя подлинной «смычки города и деревни»
проводить
широкий товарообмен в
Для этого предусматривалось обязать государственные предприятия сдавать
продукцию в специальный товарообменный фонд республики. Но неожиданно для
руководителей страны местный товарообмен оказался тесным для развития
экономики, и уже в октябре 1921 года он превратился в свободную торговлю со
всеми ее необходимыми признаками. В этот период В.И. Ленин называл торговлю
основным звеном в хозяйственной политике, «за которое надо всеми силами
ухватиться», чтобы построить фундамент социализма. В свете этого был взят
курс на развитие торговли, перестройку хозяйственных органов, ведающих
вопросами внутренней торговли. В мае 1921 года вопросы торгового
регулирования были переданы от ВСНХ и Наркомпрода в специально созданную
комиссию «Комвнутор», которая в 1924 году была преобразована в
самостоятельный Наркомат внутренней торговли. В сферу торговли был допущен
частный капитал в соответствии с полученным разрешением от государственных
учреждений на производство торговых операций. Особенно заметным было
присутствие частного капитала в розничной торговле, где его удельный вес в
общем обороте достигал 83%. Но в оптовой торговле основные позиции занимало
государство: до 77% товарооборота принадлежало государственным торговым
организациям, 8% - кооперации, 15% - частному капиталу. При этом частный
капитал совершенно не допускался в сферу внешней торговли, которая
осуществлялась исключительно на основе государственной монополии.
Международные торговые соглашения заключались только с органами
Наркомвнешторга. Основной формой управления производством в государственном
секторе стали тресты, то есть объединения однородных или взаимосвязанных
между собой предприятий. Уже к концу 1922 года около 90% промышленных
предприятий объединились в 421 трест, из них 40% были центрального, а 60% -
местного подчинения. В связи с этими преобразованиями ВСНХ, потерявший
большинство своих полномочий, и, прежде всего право вмешиваться в
оперативную деятельность предприятий и трестов, превратился в
координационный центр. При этом был резко сокращен его огромный аппарат,
который разросся в годы «военного коммунизма» до 250 тыс. человек, в то
время как во всей государственной промышленности было занято всего 1,2 млн.
человек, а во всем народном хозяйстве страны было 5 млн. рабочих. Тресты
наделялись широкими полномочиями, они самостоятельно решали, что
производить, где реализовывать продукцию, несли материальную
ответственность за организацию производства, качество выпускаемой
продукции, сохранность государственного имущества. Предприятия, входящие в
трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам
ресурсов на рынке. Все это получило название «хозяйственный расчет»
(хозрасчет), в соответствии с которым предприятия получали полную
финансовую независимость, вплоть до выпуска долгосрочных облигационных
займов. После обязательных фиксированных платежей в государственный бюджет
предприятия распоряжались доходами от реализации продукции, самостоятельно
используя прибыль и покрывая убытки. В соответствии с принципами хозрасчета
тресты были обязаны направлять на формирование резервного капитала не менее
20% полученной прибыли, при этом резервный капитал должен был достигать
величины, равной половине уставного фонда. Позже этот норматив был снижен:
в резервный капитал надо было отчислять не менее 10% прибыли до тех пор,
пока он не достигал трети первоначального капитала.
Одновременно с образованием трестовской системы стали возникать и
синдикаты, то есть добровольные объединения нескольких трестов для оптового
сбыта их продукции, закупок сырья, кредитования, регулирования торговых
операций на внутреннем и внешнем рынке. В конце 1922 года 80% тестированной
промышленности было охвачено синдикатами. К 1928 году в стране
насчитывалось 23 синдиката, действовавших почти во всех отраслях
промышленности и сосредоточивших в своих руках, в основном, оптовую
торговлю. Кстати, именно 1920-е годы отмечены активным развитием
полноценной оптовой торговли. В стране функционировала широкая сеть
товарных бирж, ярмарок, торговых фирм (домов), при помощи которых
реализовывалась готовая продукция, сырье, оборудование и др.
В промышленности и других отраслях экономики была восстановлена
денежная оплата труда, введена тарифная система, по которой заработная
плата выплачивалась в зависимости от квалификации рабочих и от количества
произведенной продукции, были сняты ограничения на увеличение заработков
при росте выработки и, таким образом, отменялась уравниловка в оплате
труда, распространенная в годы «военного коммунизма». Были ликвидированы
основные ограничения на перемену места работы, связанные со всеобщей
трудовой повинностью, разрешался свободный наем рабочей силы. Были
учреждены биржи труда, где проходила регистрация безработных, численность
которых увеличилась с 1,2 млн. человек в 1924 году до 1,7 млн. человек в