Парламент в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание

Российская федерация на современном этапе развития претерпевает существенную модернизацию основополагающих государственно-правовых институтов, перестановку ценностных приоритетов в ходе конституционного строительства. За последнее двадцатилетие неоднократно менялись парадигмы формирования политической системы нашего государства: от выстраивания «вертикали власти» до суверенной демократии и консерватизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Федеральное Собрание России в системе разделения властей………………6
2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания России………..13
3. Компетенция палат Федерального Собрания РФ…………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………..……………………..39
Приложение…………………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

курсовик на 4 КПРФ.docx

— 83.97 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...…3

  1. Федеральное Собрание России в системе разделения властей………………6
  2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания России………..13
  3. Компетенция палат Федерального Собрания РФ…………………………….27

Заключение………………………………………………………………………….37

Список литературы…………………………………………..……………………..39

Приложение…………………………………………………………………………42

 

ВВЕДЕНИЕ

Российская федерация  на современном этапе развития претерпевает существенную модернизацию основополагающих государственно-правовых институтов, перестановку ценностных приоритетов в ходе конституционного строительства. За последнее двадцатилетие неоднократно менялись парадигмы формирования политической системы нашего государства: от выстраивания «вертикали власти» до суверенной демократии и консерватизма.

В рамках данной курсовой работы проводится всестороннее исследование Парламента Российской Федерации, выбранная тема занимает одно из ключевых мест в науке Конституционное право РФ. Кроме того, актуальность обусловлена грядущими выборами в Государственную Думу Российской Федерации 6-го созыва, которые пройдут 4 декабря 2011 г.

По результатам  опроса проводимого Фондом Общественного Мнения 24-25 сентября 2011 г. около 80% опрошенных респондентов пророчат победу на выборах партии «Единая Россия»; КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Справедливая Россия» - по 2 % соответственно; 11% респондентов затрудняются в ответе. В связи с этим, возникает необходимость разобраться в вопросе о деятельности Парламента РФ, выражающего волю народа РФ.

Целью данной курсовой работы становится системное рассмотрение Парламента Российской Федерации - Федерального Собрания РФ, а также анализ мнений ведущих специалистов по предмету Конституционное право РФ по данному вопросу.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи, которые формируют структуру данной курсовой работы:

- изучить хронологию формирования  парламента, понятие, принципы;

- рассмотреть конституционно-правовое  регулирование деятельности Федерального Собрания РФ;

- рассмотреть Федеральное Собрание  в системе органов государственной  власти РФ;

- дать характеристику палат  Федерального Собрания РФ и  изучить их компетенцию.

Объектом исследования является  Федеральное Собрание РФ.

Исследование данного вопроса  базировалось, в основном, на нормах Конституции РФ»1, Федеральных законах «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»2, «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»3, «О политических партиях»4, «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами, которые являются предметом исследования.

Согласно Конституции РФ ст. 95, Федеральное  Собрание представительный и законодательный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, то есть опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и её конституционной компетенцией в сфере законодательства.

В ходе исследования изучались работы ученых в области Конституционного права РФ: М.В. Баглая, Д.Б. Каткова, О.Е. Кутафина, М.В.Золотарёвой и других, а также публикации в периодических изданиях «Конституционное и муниципальное право» В.И. Ерыгиной, Е.В. Фатьяновой, А.А. Жилина и других.

При написании работы использовались методы: системный анализ изучаемых процессов и явлений, синтез информации об объекте исследования, обработка теоретических материалов и индукция.

Данная работа имеет следующую  структуру: Введение, 3 Главы и Заключение.

В результате исследования даётся представление  о парламенте РФ как законодательного органа, со сложной внутренней структурой, различной компетенции палат, их связей с другими органами государственной власти.

Рассмотрен порядок выборов  и отражены изменения в законодательстве в преддверии выборов в Государственную  Думу 6-го созыва. Выводы проведенного исследования помещены в заключении.

 

1.ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИИ  В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Начиная с конца XIX века и начала XX одним из проблемных вопросов являлось определение сущности государственной  власти и возможности изменения  её форм, формирования и функционирования органов народного представительства, создания и деятельности политических партий и других политико-правовым проблемам.

История парламента как государственно-правового  института берет начало с ХП—XIII века и проходит эволюцию от сословно-представительного учреждения времен феодализма до общенационального представительного органа в настоящее время.

В ходе реформирования монархии европейские  народы пришли к выводу, что носителем  суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен признаваться сам народ, который образует выборный представительный орган, именуемый парламентом.

Прерогативой парламента является принятие законов, которые охраняют права и свободы человека, обеспечивают решение общественных проблем в  интересах всех граждан. Такая идея выборного представительного органа была принята во многих государствах, где народное представительство соединило суверенитет народа и государственную власть, что в результате позволило принять всей системе правления демократический характер.5

Исторически предшественниками органов  народного представительства считают учреждения в государствах Древней Греции и Древнем Риме, далее с XII века сословно-представительные учреждения в Англии, ограничивающие власть монарха, впоследствии парламенты США и европейских стран. В России парламент появился после издания Манифеста 17 октября 1905 г., как результат длительной борьбы с самодержавием.

Идея народного представительства, выдвинутая и разработанная Дж. Локком, Ш.Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо и другими выдающимися мыслителями, воспринимается как антипод абсолютизма и единственная разумная основа организации государственной власти, которая в разных странах воплощается в различных конституционно-правовых формах в зависимости от формы правления.

В парламентской республике и парламентской  монархии парламент формирует и контролирует правительство, а в президентской (полупрезидентской) республике и дуалистической монархии он делит власть с главой государства, который сам формирует и контролирует правительство. Государственный строй, основанный на верховенстве парламента, называют парламентаризмом.

О.Е. Козлова и О.Е. Кутафин6  обращают внимание на то, что парламент и парламентаризм понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены, к примеру Российская Федерация. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разделение властей, представительность и законность.

Заметим М.В. Баглай и В. И. Ерыгина7  замечают, что «Парламентаризм - не идеальная система управления государством, и как идейно-теоретическая концепция, и как реальный политико-правовой институт он имеет недостатки, служившие основанием для критики».

Одна из проблем парламентаризма - это взаимоотношения партийного парламента и правительства. Она  связана с вопросом о контроле парламента над политикой исполнительной власти. Так, в государствах, где правительство может существовать только при наличии в парламенте большинства поддерживающих его депутатов, легко проводит нужные ему законы и игнорирует критику оппозиции. Эта форма правления эффективна при стабильной двухпартийной политической системе, при многопартийности стабильность невозможна так как происходит частая смена правительства и трудности в принятии законов. В дуалистических формах правления возможны трудности в проведении законов, так как глава государства и формируемое им правительство не находят поддержки большинства из-за наличия оппозиционных партий.

С другой стороны, в тоталитарных государствах парламент всегда фиктивен, так как он лишь оформляет решения правящей партии. Ярким примером такого «представительства» является представительство в СССР. Верховный совет искусственно включал представителей всех слоев «трудового народа» и формально олицетворял верховенство власти. Возрождение парламента связывают с учреждением в годы перестройки двухпалатного высшего представительного органа государственной власти — Верховного Совета РСФСР. Однако на деле он функционировал как однопалатный орган, поскольку большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, и весьма серьезную роль играли общие для всего Верховного Совета органы: Председатель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета. Деятельность Верховного Совета завершилась с принятием Конституции РФ в 1993 г.8

Согласно статье 94 Конституции РФ9 российский парламент - Федеральное Собрание РФ - авторитетный представительный орган власти, выполняющий важные государственные функции, основную среди них занимает законотворчество. Только это общенациональное учреждение, организованное на началах выборности и представительности, может принимать поправки к Конституции РФ (за исключением глав 1, 2, 9), федеральным конституционным и федеральным законам.

Федеральное собрание основывается на принципиально новом понимании  народного представительства по сравнению с советским временем. Законодательные органы теперь не образуют единую вертикаль подчиняющихся снизу вверх всех Советов. Федеральное собрание отражает реальный федерализм, построенный на строгом разделении предметов ведения полномочий органов государственной власти.

Согласно ст. 95 Конституции РФ, Федеральное  Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума — нижняя палата - представляет всё население Российской Федерации, а Совет Федерации - именуемый верхней палатой - состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем, Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руководителей иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает  совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в России «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.10

Г.Н. Комкова и Е.В. Колесников отмечают, что в качестве органа народного представительства деятельность Федерального Собрания основана на следующих принципах:

1) конституционные положения закрепляют что порядок избрания депутатов Госдумы и порядок формирования Совета Федерации устанавливаются федеральными законами;

2) депутаты Федерального Собрания уполномочены народом осуществлять государственную власть;

3) только этому органу принадлежит право принятия федерального бюджета и контроля за его исполнением;

4) Федеральное Собрание назначает выборы Президента РФ и может отрешить его от должности;

5) парламент может сдерживать деятельность Правительства РФ путём выражения недоверия ему и судебной власти путём дачи согласия на назначение судей высших федеральных судебных органов.

Последовательное осуществление  всех этих положений приводит к тому, что Федеральное Собрание не только выражает общую волю народа, но и  воплощает её в законах и иных актах, не будучи в этом отношении  никому непосредственно, кроме народа, подконтрольно.

Федеральное Собрание является высшим представительным и законодательным органом РФ. Оно действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти.

На наш взгляд, следует обратиться к принципу разделения властей, который закреплён в Конституции Российской Федерации в статье 1011:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.

Информация о работе Парламент в России