Парламент в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание

Российская федерация на современном этапе развития претерпевает существенную модернизацию основополагающих государственно-правовых институтов, перестановку ценностных приоритетов в ходе конституционного строительства. За последнее двадцатилетие неоднократно менялись парадигмы формирования политической системы нашего государства: от выстраивания «вертикали власти» до суверенной демократии и консерватизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Федеральное Собрание России в системе разделения властей………………6
2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания России………..13
3. Компетенция палат Федерального Собрания РФ…………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………..……………………..39
Приложение…………………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

курсовик на 4 КПРФ.docx

— 83.97 Кб (Скачать документ)

Методика пропорционального распределения  депутатских мандатов.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов. Эта сумма голосов избирателей делится на 450 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. В случае передачи депутатских мандатов федеральным спискам кандидатов указанная сумма голосов избирателей делится на число депутатских мандатов, оставшихся после передачи. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов20.

Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.

Если после первичного распределения  депутатских мандатов остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления.

После распределения депутатских  мандатов проводится их распределение  внутри каждого федерального списка кандидатов между региональными  группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов (если таковая имеется). В первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.

Повторные выборы депутатов  Государственной Думы.

Если выборы депутатов  Государственной Думы признаны не состоявшимися или недействительными ЦИК РФ назначает повторные выборы. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению ЦИК РФ могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов депутатов Государственной Думы публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через три дня после принятия соответствующего решения. ЦИК РФ может распорядиться о продлении полномочий участковых избирательных комиссий либо о формировании в этих случаях участковых избирательных комиссий в новом составе.

 

2.2. Порядок формирования Совета Федерации

Совет Федерации - это вторая палата российского парламента, относимая Конституцией РФ к законодательной ветви государственной власти.

Согласно Конституции  РФ ч. 3 ст. 95 в Совет Федерации  входят по два представителя от каждого  субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Часть 2 ст. 96 Конституции РФ указывает, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Поскольку в составе Российской Федерации находятся 83 субъекта, всего  членов Совета Федерации 166 человек, из его членов выбирается Председатель Совета Федерации и его заместитель.

В 1996-2001 гг. членами Совета Федерации являлись по должности  глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов власти субъектов РФ. Согласно ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»21 предусматривается избрание члена Совета Федерации от законодательной (представительной) власти субъекта на заседании соответствующего представительного органа государственной власти большинством голосов депутатов. Глава исполнительной власти субъекта РФ назначает представителя в Совет Федерации своим указом, если данная кандидатура не будет отвергнута 2/3 депутатов представительного органа. При этом членом Совета Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства.

С 1 января 2011г. Представителем в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории того субъекта РФ, органом государственной власти которого осуществляется его избрание членом Совета Федерации.

Все члены верхней палаты (включая  председателя) работают на освобождённой основе. Срок их пребывания в данной должности соответствует сроку полномочий тех органов, которые их избрали или назначили.

 

2.3. Компетенция Федерального Собрания

Компетенция парламента складывается из основных направлений деятельности и полномочий, которыми он обладает как орган, призванный осуществлять законодательную и представительную власть в конституционном механизме разделения властей.

Мировая практика функционирования парламентских  институтов выработала три классические функции, свойственные парламентам:

1) принятие законов;

2) утверждение бюджета;

3) контроль за правительством.

Первая функция является прерогативой парламента как законодательного органа.

Вторая функция предполагает рассмотрение и утверждение федерального бюджета России, а также отчёта о его исполнении, рассмотрение и принятие законов по вопросам федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, установления размера государственного внутреннего и внешнего долга и пр.22

Федеральному Собранию в соответствии с Конституцией РФ ч. 2 ст. 101 принадлежит  право образования Счётной палаты РФ – органа, осуществляющего контроль за исполнением федерального бюджета РФ. Это единственное упоминание о непосредственном контроле в связи с деятельностью Федерального Собрания, но при анализе Федерального конституционного закона «О правительстве РФ»23 и федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»24, «О счётной палате РФ»25, Бюджетного Кодекса, регламентах палат Федерального Собрания и других документах, контрольные полномочия выделить возможно.

В большинстве зарубежных европейских  странах для повышения эффективности парламентского контроля за исполнением бюджета и расходованием государственных средств создаётся специализированный коллегиальный орган. Счётными палатами называются органы контроля в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Греции, Испании, Португалии и др. В Польше орган данного типа именуется Верховной контрольной палатой, в Словении - Счётным судом, в Финляндии - Ревизионным ведомством.

Конституции европейских государств относят счётные палаты к органам  парламента, осуществляющим контроль за исполнением бюджета, а в ряде других стран обладают статусом самостоятельного высшего органа финансового контроля или обладают судебными функциями. Характерной особенностью является то, что они подотчётны парламенту.

В Российской Федерации постоянно  действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчётным ему, является Счётная палата РФ, поэтому парламент осуществляет своим специфические контрольные полномочия через неё, то есть косвенным путём.

Содержание третьей функции  парламента различается в зависимости  от существующей в данной стране формы  правления. Так, в странах с парламентарной и смешанной формами правления понятие контроля подразумевает в первую очередь институт парламентской ответственности правительства. Президентским республикам такой институт неизвестен. Однако в президентских республиках (как и в парламентарных) существуют другие способы контроля за исполнительной властью. К ним относятся: участие парламента в формировании правительства, дебаты по политике, проводимой правительством, парламентские расследования и слушания, депутатские запросы другие.

Контрольные функции Федерального Собрания Российской Федерации в  отношении Правительства РФ. предоставленные ему Конституцией РФ. сводятся к следующему:

  1. Государственная Дума вправе решать вопрос о доверии Правительству РФ п. «б» ст. 103, однако выражение недоверия Правительству РФ не влечет его автоматическую отставку. Вопрос об отставке Правительства РФ решает Президент РФ ст. 117;

2. Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ п. «а» ст. 103;

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату для осуществления контроля за исполнением бюджета ч. 5 ст. 101;

4. Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета п. «а» ч. 1 ст. 114;

5. Депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации вправе обращаться к Правительству РФ с депутатским запросом;

6. Члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном Регламентами палат.

Компетенция Федерального Собрания, кроме законотворческое функции, которая является исключительным полномочием Федерального Собрания в целом, реализуется через раздельную (специальную) компетенцию его палат Государственной Думы и Совета Федерации. Специальная компетенция предусматривает право одной палаты принимать решение но тому или иному «опросу в полном объеме.

В ст. 102 и 103 Конституции РФ содержится перечень вопросов, которые находятся в ведении соответственно Федеральному Собранию.

В компетенцию Совета Федерации  входит решение следующих вопросов:

1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

4) назначение выборов Президента РФ;

5) отрешение Президента РФ от должности;

6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Совета Федерации, Совет Федерации принимает постановления. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

В компетенцию Государственной  Думы входит решение следующих вопросов:

1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

2) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

6) объявление амнистии;

7) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной  Думы, Государственная Дума принимает  постановления. Постановления принимаются  большинством голосов от общего числа  депутатов, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Порядок рассмотрения вышеперечисленных вопросов подробно урегулирован Регламентами палат Федерального Собрания.

Таким образом, за последнее время  произошли существенные изменения  в нормативно-правовой базе, регулирующие деятельность Федерального собрания РФ. Многие изменения, внесённые в законодательные акты, были приняты в преддверии выборов в Государственную Думу 6-го созыва, но эти качественные изменения позволят «сделать работу» российского парламента более качественной.

В 2011 г. Был изменен срок выборов  депутатов в Государственную  Думу с 4 до 5 лет, также указом президента был снижен проходной барьер для  партий с 7 до 5 % , но данные изменения  вступят в силу с 2013 года, первые выборы с данными поправками состоятся  в 2016 г. На сегодняшний день, выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе.

С 2011г. при формировании Совета Федерации может быть гражданин, являющийся депутатом законодательного органа субъекта РФ или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта РФ. За последние годы работа парламента РФ стала более слаженной и эффективной, результатом стало принятие огромного количества необходимых обществу законов, но имеются и нерешенные задачи, к примеру, многие ученые отмечают о недостаточности контрольных функций палат Федерального Собрания в сфере финансов, что ограничивает его деятельность.

Информация о работе Парламент в России