Парламент в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание

Российская федерация на современном этапе развития претерпевает существенную модернизацию основополагающих государственно-правовых институтов, перестановку ценностных приоритетов в ходе конституционного строительства. За последнее двадцатилетие неоднократно менялись парадигмы формирования политической системы нашего государства: от выстраивания «вертикали власти» до суверенной демократии и консерватизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Федеральное Собрание России в системе разделения властей………………6
2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания России………..13
3. Компетенция палат Федерального Собрания РФ…………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………..……………………..39
Приложение…………………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

курсовик на 4 КПРФ.docx

— 83.97 Кб (Скачать документ)

С момента начала работы Госдумы нового созыва полномочия Госдумы прежнего созыва прекращаются.

Госдума и Совет Федерации заседают раздельно, более того, у них разные резиденции. На заседании Госдумы  вправе присутствовать члены Совета Федерации. Палаты могут собираться совместно для обсуждения и решения политически значимых вопросов, установленных в ч.3 ст. 100 Конституции РФ.

Заседания Госдумы являются открытыми. В случаях, предусмотренных Регламентом  палаты, она вправе проводить закрытые заседания, что бывает весьма редко. Деятельность Госдумы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Депутаты работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.

Заседание Госдумы является правомочным, если на нем присутствует большинство  от общего числа депутатов палаты.

Во время сессии Госдумы проводятся заседания палаты, заседания Совета Госдумы, заседания комитетов и  комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах  и комиссиях, во фракциях и в депутатских  группах, а также с избирателями.

Каждая последняя неделя месяца предназначена для работы депутатов  с избирателями. Госдума может быть распущена Президентом РФ до истечения срока своих полномочий только в ряде случаев, предусмотренных основными

нормами.

В случае трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур на пост Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе сам назначить Председателя Правительства РФ, распустить Госдуму и назначить новые выборы31.

Когда Госдума дважды в течение  трех месяцев выразит недоверие  Правительству РФ, Президент РФ вправе либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Госдуму32.

Если Председатель Правительства  РФ ставит вопрос о доверии перед  Госдумой, а она ему в таком доверии отказывает, то Президент РФ в течение семи дней может, либо объявить об отставке Правительства РФ, либо о роспуске Госдумы и назначении новых выборов.

При этом по второму и третьему основанию Госдума не может быть распущена в течение года после ее избрания. Во всех случаях Госдума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ, в период действия на всей территории страны военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Не имеет права распускать Госдуму исполняющий обязанности Президента РФ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Российской Федерации Федеральное  Собрание как парламент республики, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации, пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

В разветвленной системе органов  государства Федеральное Собрание выполняет разнообразные функции.

Во-первых, как орган народного  представительства оно (его члены) представляет различные слои населения, а также субъекты РФ. Тем самым  Федеральное Собрание олицетворяет волю всего народа России, представительство его общих интересов и специфических интересов различных социальных, территориальных, национальных, профессиональных и иных коллективов.

Во-вторых, парламент выполняет  общегосударственную законодательную функцию. Федеральное Собрание принимает федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы о поправках к Конституции РФ, которые выражают согласованную волю народа и обладают, после Конституции, высшей юридической силой.

В-третьих, Федеральное Собрание, его  палаты осуществляют решающее участие  в верховном руководстве делами государства. Правда, ч. 3 ст. 80 Конституции РФ гласит, что Президент РФ «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Однако в этой же статье говорится, что он делает это в соответствии с Конституцией и федеральными бонами, а такие законы принимает парламент. Парламент утверждает Государственный бюджет, дает согласие на введение чрезвычайного положения, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, обсуждает основные проблемы различных сфер жизни общества и Принимает соответствующие решения.

В-четвертых, Федеральное Собрание или его палаты формируют или  участвуют в формировании, назначении или освобождении от должности других высших и центральных органов государства, должностных лиц.

В-пятых, парламент осуществляет в  различных, хотя в недостаточно развитых формах, ограниченных условиями полупрезидентской, полупарламентарной республики, парламентский контроль в отношении органов исполнительной власти, в области различных сфер государственного строительства, в частности за исполнением государственного бюджета. Предлагается использовать опыт европейских государств, где контрольные органы, с функциями подобными Счётной Палате РФ, входят в состав парламента, но данный вопрос на данном этапе остаётся дискуссионным.

Замечено, что за последнее время  было принято множество поправок, которые повышают эффективность деятельности Парламента нашей страны. К ним относятся: увеличение сроков выборов депутатов в Государственную Думу РФ с 4 до 5 лет; снижение проходного барьера в Государственную думу партий с 7 до 5 %, что позволит, по мнению Президента РФ Дмитрия Медведева, попасть в думу малым партиям; изменения при формировании Совета Федерации РФ, вступающих в силу 2011г. и другие.

В целом, дальнейшее совершенствование  деятельности Парламента РФ законодательных, организационных и процедурных изменений позволит качественно улучшить его функционирование.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.

2. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 22.06.2010) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.2002, № 24, ст. 2253.

3. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 22.04.2010) // «Собрание законодательства РФ», 23.05.2005, № 21, ст. 1910.

4. «О политических партиях» ФЗ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. От 04.06.2010) // «Собрание законодательства РФ», 16.07.2001, № 21, ст. 2950.

5. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» ФЗ от 5.08.2000 № 113-Ф3 (ред. 21.07.2007) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, № 32, ст. 3336.

6. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи со снижением минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» ФЗ от 19.10.2011 № 287-ФЗ // «Российская Газета», 21.10.2011.

7. «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» ФЗ от 27.12.2005 г. № 196-ФЗ (ред. 30.12.2006) // Собрание законодательства РФ», 02.01.2006, №1, ст.7.

8. «О назначении выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва части 2 ст. 6 Ф «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»Указ Президента РФ от 29.11.2011.

9. «Список политических партий, имеющих право в соответствии  с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве избирательных объединений» (Минюст РФ) от 31.08.2011 // «Российская Газета» - Федеральный выпуск 31.08.2011 г, №5568.

Литература:

1. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие для вузов. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.

2. Вишняков В.Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Государство и право. 1998. N 10 - 12. С. 24.

3.Золотарева М.В. Асимметрия  в федеративном устройстве России // Вестник МГУ. Право. 1999. N 1. С. 74 - 84.

4. Государственное право РФ. Учебник./ Под ред. О. Е. Кутафина. - М.: Юр литература, 1996. - 584 с.

5. Конституционное право./ Под ред. В. В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1998. - 544 с.

6. Конституционное право России./ Учебник под ред. Коздова А. Е. - М.: Изд-во БЕК, 1996. - 464 с.

7. Конституционное право Российской Федерации/Учебник под ред. Комкова Г.Н., Е.В.Колесников, КулушеваМ.А.-М.:ЮРАЙТ,201 1-369с.

8. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юрид. вузов и фак./ М. В. Баглай. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 541 с.

9. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юрид. вузов и фак./ М. В. Баглай. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - С. 92. Ю.Невинский В.В. Остаточная (исключительная) компетенция субъектов Российской Федерации: понятие, содержание и проблемы реализации//Российский федерализм: конституционные предпосылки и политическая реальность: Сб. докладов/Под ред. Н.В. Варламовой, Т.А. Васильевой. М., 2000. С. 68 - 72.

10. Постатейный комментарий к Конституции российской Федерации./ Под общ. ред. Окунькова Л. А. - М.: Юрист, 1995. - С. 9 12.Основы конституционного права: Учеб пособие/Под ред. Глотова В. В. Воронеж: Изд-во Воронеж ГосТехнУн-та, 1997. - 1 19с.

11. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации/Под общ. ред. Кудрявцева Ю. В. - М.: Юрист, 1997.-274с. М.Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд: Учебное пособие для вузов. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.

12. Ерыгина В.И. Теоретические проблемы парламентаризма в истории политико-правовой мысли России конца XIX — начала XX века // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - №7.

13. Фатьянова Е.В. Контрольные функции палат Федерального Собрания в сфере финансов // Конституционное и муниципальное право. - 2011. | №8.

14. Стародубцева И. А. Особенности конституционной системы «сдержек и противовесов» в России и Франции: от теории к развитию в законодательстве // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - №3.

15. Д.Б.Катков, Е.В. Корчиго Конституционное право/Отв. ред. Д.Б.Катков. // http://www.vuzlib.net/beta3/html/l/15025/

16. Е.И.Козлова О.Е.кутафин Конституционное право России http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-4/index.html

17. Постникова А.Е. Статья 10 Конституции РФ // http://www.az- libr.ru/index.shtml?Law&Constn/KRF93/krf010 свободный.

18. Сайт Центральная Избирательная Комиссия Российской Фeдepaции//http://www.cikrf.ru/banners/duma_2011 /norm_base/cik/inde x.html.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 95.

2 См.: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 22.06.2010) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.2002, № 24, ст. 2253

3 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 22.04.2010) // «Собрание законодательства РФ», 23.05.2005, № 21, ст. 1910.

4 «О политических партиях» ФЗ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. От 04.06.2010) // «Собрание законодательства РФ», 16.07.2001, № 21, ст. 2950.

5 См:Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2005. – С. 468.

6 См.: Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин Конституционное право России//http://www.bibliotekar.ru/kx.htm

7 См.: Ерыгина В.И. Теоретические проблемы парламентаризма в истории политико-правовой мысли России конца XIX – начала XX века // Конституционное и муниципальное право. – 2010. - №7

8  См.: Ковалевский М.М. Происхождение современной демократии. М.: 1895. Т.2, С. 453.

9 См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.

10 См.: Конституционное право Российской Федерации / Учебник под ред. Комкова Г.Н., Е.В. Колесников, Кулушева М.А. – М.: ЮРАЙТ, 2011. – 369 с.

11 См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.

12 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2007. – С. 471..

13 См.: Постникова А.Е. Статья 10 Конституции РФ // http://www.az-libr.ru/index.shtml?Law&Constn/KRF93/krf010.

14 См.: Д.Б.Катков, Е.В. Корчиго Конституционное право/Отв. ред. Д.Б.Катков // http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/15025/

15 См.: Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

16 См.: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

17См.: ФЗ от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 20.10.2011) «О выборах депутатов ГД  ФС РФ»

18 См.: «О политических партиях» ФЗ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 04.06.2010) // «Собрание законодательства РФ», 16.07.2001, № 21, ст. 2950.

19 См.: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи со снижением минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» ФЗ от 19.10.2011 № 287-ФЗ // «Российская Газета», 21.10.2011.

20 См.: «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» ФЗ от 5.08.2000 № 113-ФЗ (ред. 21.07.2007) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, № 32, ст. 3336.

Информация о работе Парламент в России