Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 15:39, курсовая работа
Российская федерация на современном этапе развития претерпевает существенную модернизацию основополагающих государственно-правовых институтов, перестановку ценностных приоритетов в ходе конституционного строительства. За последнее двадцатилетие неоднократно менялись парадигмы формирования политической системы нашего государства: от выстраивания «вертикали власти» до суверенной демократии и консерватизма.
Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Федеральное Собрание России в системе разделения властей………………6
2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания России………..13
3. Компетенция палат Федерального Собрания РФ…………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………..……………………..39
Приложение…………………………………………………………………………42
С момента начала работы Госдумы нового созыва полномочия Госдумы прежнего созыва прекращаются.
Госдума и Совет Федерации заседают раздельно, более того, у них разные резиденции. На заседании Госдумы вправе присутствовать члены Совета Федерации. Палаты могут собираться совместно для обсуждения и решения политически значимых вопросов, установленных в ч.3 ст. 100 Конституции РФ.
Заседания Госдумы являются открытыми. В случаях, предусмотренных Регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания, что бывает весьма редко. Деятельность Госдумы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.
Депутаты работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.
Заседание Госдумы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты.
Во время сессии Госдумы проводятся заседания палаты, заседания Совета Госдумы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах, а также с избирателями.
Каждая последняя неделя месяца предназначена для работы депутатов с избирателями. Госдума может быть распущена Президентом РФ до истечения срока своих полномочий только в ряде случаев, предусмотренных основными
нормами.
В случае трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур на пост Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе сам назначить Председателя Правительства РФ, распустить Госдуму и назначить новые выборы31.
Когда Госдума дважды в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ вправе либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Госдуму32.
Если Председатель Правительства РФ ставит вопрос о доверии перед Госдумой, а она ему в таком доверии отказывает, то Президент РФ в течение семи дней может, либо объявить об отставке Правительства РФ, либо о роспуске Госдумы и назначении новых выборов.
При этом по второму и третьему основанию Госдума не может быть распущена в течение года после ее избрания. Во всех случаях Госдума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ, в период действия на всей территории страны военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Не имеет права распускать Госдуму исполняющий обязанности Президента РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации, пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.
В разветвленной системе органов
государства Федеральное
Во-первых, как орган народного представительства оно (его члены) представляет различные слои населения, а также субъекты РФ. Тем самым Федеральное Собрание олицетворяет волю всего народа России, представительство его общих интересов и специфических интересов различных социальных, территориальных, национальных, профессиональных и иных коллективов.
Во-вторых, парламент выполняет
общегосударственную
В-третьих, Федеральное Собрание, его палаты осуществляют решающее участие в верховном руководстве делами государства. Правда, ч. 3 ст. 80 Конституции РФ гласит, что Президент РФ «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Однако в этой же статье говорится, что он делает это в соответствии с Конституцией и федеральными бонами, а такие законы принимает парламент. Парламент утверждает Государственный бюджет, дает согласие на введение чрезвычайного положения, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, обсуждает основные проблемы различных сфер жизни общества и Принимает соответствующие решения.
В-четвертых, Федеральное Собрание или его палаты формируют или участвуют в формировании, назначении или освобождении от должности других высших и центральных органов государства, должностных лиц.
В-пятых, парламент осуществляет в различных, хотя в недостаточно развитых формах, ограниченных условиями полупрезидентской, полупарламентарной республики, парламентский контроль в отношении органов исполнительной власти, в области различных сфер государственного строительства, в частности за исполнением государственного бюджета. Предлагается использовать опыт европейских государств, где контрольные органы, с функциями подобными Счётной Палате РФ, входят в состав парламента, но данный вопрос на данном этапе остаётся дискуссионным.
Замечено, что за последнее время было принято множество поправок, которые повышают эффективность деятельности Парламента нашей страны. К ним относятся: увеличение сроков выборов депутатов в Государственную Думу РФ с 4 до 5 лет; снижение проходного барьера в Государственную думу партий с 7 до 5 %, что позволит, по мнению Президента РФ Дмитрия Медведева, попасть в думу малым партиям; изменения при формировании Совета Федерации РФ, вступающих в силу 2011г. и другие.
В целом, дальнейшее совершенствование деятельности Парламента РФ законодательных, организационных и процедурных изменений позволит качественно улучшить его функционирование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 22.06.2010) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
3. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 22.04.2010) // «Собрание законодательства РФ», 23.05.2005, № 21, ст. 1910.
4. «О политических партиях» ФЗ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. От 04.06.2010) // «Собрание законодательства РФ», 16.07.2001, № 21, ст. 2950.
5. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» ФЗ от 5.08.2000 № 113-Ф3 (ред. 21.07.2007) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, № 32, ст. 3336.
6. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи со снижением минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» ФЗ от 19.10.2011 № 287-ФЗ // «Российская Газета», 21.10.2011.
7. «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» ФЗ от 27.12.2005 г. № 196-ФЗ (ред. 30.12.2006) // Собрание законодательства РФ», 02.01.2006, №1, ст.7.
8. «О назначении выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва части 2 ст. 6 Ф «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»Указ Президента РФ от 29.11.2011.
9. «Список политических партий, имеющих право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве избирательных объединений» (Минюст РФ) от 31.08.2011 // «Российская Газета» - Федеральный выпуск 31.08.2011 г, №5568.
Литература:
1. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие для вузов. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.
2. Вишняков В.Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Государство и право. 1998. N 10 - 12. С. 24.
3.Золотарева М.В. Асимметрия
в федеративном устройстве
4. Государственное право РФ. Учебник./ Под ред. О. Е. Кутафина. - М.: Юр литература, 1996. - 584 с.
5. Конституционное право./ Под ред. В. В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1998. - 544 с.
6. Конституционное право России./ Учебник под ред. Коздова А. Е. - М.: Изд-во БЕК, 1996. - 464 с.
7. Конституционное право Российской Федерации/Учебник под ред. Комкова Г.Н., Е.В.Колесников, КулушеваМ.А.-М.:ЮРАЙТ,201 1-369с.
8. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юрид. вузов и фак./ М. В. Баглай. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 541 с.
9. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юрид. вузов и фак./ М. В. Баглай. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - С. 92. Ю.Невинский В.В. Остаточная (исключительная) компетенция субъектов Российской Федерации: понятие, содержание и проблемы реализации//Российский федерализм: конституционные предпосылки и политическая реальность: Сб. докладов/Под ред. Н.В. Варламовой, Т.А. Васильевой. М., 2000. С. 68 - 72.
10. Постатейный комментарий к Конституции российской Федерации./ Под общ. ред. Окунькова Л. А. - М.: Юрист, 1995. - С. 9 12.Основы конституционного права: Учеб пособие/Под ред. Глотова В. В. Воронеж: Изд-во Воронеж ГосТехнУн-та, 1997. - 1 19с.
11. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации/Под общ. ред. Кудрявцева Ю. В. - М.: Юрист, 1997.-274с. М.Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд: Учебное пособие для вузов. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.
12. Ерыгина В.И. Теоретические проблемы парламентаризма в истории политико-правовой мысли России конца XIX — начала XX века // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - №7.
13. Фатьянова Е.В. Контрольные функции палат Федерального Собрания в сфере финансов // Конституционное и муниципальное право. - 2011. | №8.
14. Стародубцева И. А. Особенности конституционной системы «сдержек и противовесов» в России и Франции: от теории к развитию в законодательстве // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - №3.
15. Д.Б.Катков, Е.В. Корчиго Конституционное
право/Отв. ред. Д.Б.Катков. // http://www.vuzlib.net/beta3/
16. Е.И.Козлова О.Е.кутафин Конституционное
право России http://www.bibliotekar.ru/
17. Постникова А.Е. Статья 10 Конституции
РФ // http://www.az- libr.ru/index.shtml?Law&
18. Сайт Центральная Избирательная Комиссия
Российской Фeдepaции//http://www.cikrf.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 95.
2 См.: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 22.06.2010) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.2002, № 24, ст. 2253
3 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 22.04.2010) // «Собрание законодательства РФ», 23.05.2005, № 21, ст. 1910.
4 «О политических партиях» ФЗ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. От 04.06.2010) // «Собрание законодательства РФ», 16.07.2001, № 21, ст. 2950.
5 См:Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2005. – С. 468.
6 См.: Е.И. Козлова, О.Е.
Кутафин Конституционное право России//http://www.
7 См.: Ерыгина В.И. Теоретические проблемы парламентаризма в истории политико-правовой мысли России конца XIX – начала XX века // Конституционное и муниципальное право. – 2010. - №7
8 См.: Ковалевский М.М. Происхождение современной демократии. М.: 1895. Т.2, С. 453.
9 См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
10 См.: Конституционное право Российской Федерации / Учебник под ред. Комкова Г.Н., Е.В. Колесников, Кулушева М.А. – М.: ЮРАЙТ, 2011. – 369 с.
11 См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
12 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2007. – С. 471..
13 См.: Постникова А.Е. Статья 10 Конституции
РФ // http://www.az-libr.ru/index.
14 См.: Д.Б.Катков, Е.В. Корчиго Конституционное
право/Отв. ред. Д.Б.Катков // http://www.vuzlib.net/beta3/
15 См.: Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
16 См.: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
17См.: ФЗ от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 20.10.2011) «О выборах депутатов ГД ФС РФ»
18 См.: «О политических партиях» ФЗ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 04.06.2010) // «Собрание законодательства РФ», 16.07.2001, № 21, ст. 2950.
19 См.: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи со снижением минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» ФЗ от 19.10.2011 № 287-ФЗ // «Российская Газета», 21.10.2011.
20 См.: «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» ФЗ от 5.08.2000 № 113-ФЗ (ред. 21.07.2007) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, № 32, ст. 3336.