Парламент в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание

Российская федерация на современном этапе развития претерпевает существенную модернизацию основополагающих государственно-правовых институтов, перестановку ценностных приоритетов в ходе конституционного строительства. За последнее двадцатилетие неоднократно менялись парадигмы формирования политической системы нашего государства: от выстраивания «вертикали власти» до суверенной демократии и консерватизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Федеральное Собрание России в системе разделения властей………………6
2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания России………..13
3. Компетенция палат Федерального Собрания РФ…………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………..……………………..39
Приложение…………………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

курсовик на 4 КПРФ.docx

— 83.97 Кб (Скачать документ)

 

 

3.КОМПЕТЕНЦИЯ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО  СОБРАНИЯ РФ

Правовым основанием организации  и порядка деятельности Федерального Собрания Российской Федерации являются следующие нормативно-правовые документы: гл. 5 Конституции РФ, Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный Постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996 г. (в редакции от 27 января 1999 г.), Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. (в редакции от 4 декабря 1998 г.).

Работа палат Федерального Собрания Российской Федерации строится на следующих принципах:

- законность (легитимность) деятельности парламента;

- постоянная деятельность палат;

- раздельная работа палат (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 100 Конституции РФ);

- открытость работы палат;

- коллегиальность работы палат.

 

3.1. Внутренняя структура и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания РФ

 Совет Федерации - это вторая  палата российского парламента, относимая Конституцией РФ ст. 11 к законодательной ветви государственной  власти.2627

Совет Федерации выбирает Председателя и его заместителей, которые не могут быть представителями одного субъекта РФ. Срок их полномочий не  установлен, тем не менее, по решению палаты возможно переизбрание. Председатель Совета Федерации ведет заседание палаты, ведает внутренним распорядком, направляет в комитеты законопроекты, представляет палату во взаимоотношениях с другими органами государственной власти России и зарубежных государств.

Все члены Совет Федерации обязаны  войти в один из комитетов своей  палаты, численный состав которого должен быть не менее 10 человек. Назначение комитетов заключается в экспертной оценке законопроектов, внесении в них различных поправок. Среди комитетов Совета Федерации такие как:

- Комитет по социальной политике;

- Комитет по делам СНГ;

- Комитет по вопросам безопасности и обороны и др.

Совет Федерации также создает  различные постоянные (мандатные) и  временные (в связи с каким-либо значимым событием) комиссии.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля. Они  правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа членов палаты.

Совет Федерации наделяется специальной  конституционной компетенцией, которая способствует привлечению его к решению важных вопросов жизнедеятельности государства и общества.

К полномочиям Совета Федерации  относится назначение на должность  всех высших должностных лиц государства, которые представляют судебную власть: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и Генерального прокурора РФ. Так же как и Государственная Дума, Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половину состава его аудиторов.

Следующие полномочия Совета Федерации  относятся к неординарным ситуациям: решению вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории РФ, утверждению указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения.

Как орган представительства всех российских субъектов Совет Федерации утверждает изменения границ между ними, при этом необходимо учитывать интересы не только тех членов, чьи границы изменяются, но и всей России в целом.

Законотворческая деятельность данной палаты является важным направлением её работы. Все законы, принятые Государственной Думой, обязательно направляются в Совет Федерации в течение пяти дней на рассмотрение. В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федеральных налогов и сборов;

б) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

в) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

г) войны и мира.

В отношении остальных законов  Совет Федерации принимает решение  самостоятельно, необходимо ли их рассматривать. Если закон не выносится на рассмотрение палаты, то по истечении 14 дней он считается одобренным Советом Федерации.

Члены Совета Федерации и весь Совет  Федерации являются субъектами права  законодательной инициативы и могут  вносить законопроекты и поправки к законам в Государственную  Думу.

Если Совет Федерации в установленный  срок отклонит закон, принятый Государственной  Думой, то для преодоления возникших  разногласий из депутатов Совета Федерации и Государственной Думы создается согласительная комиссия, которая вырабатывает согласованные предложения, которые затем выносятся на обсуждение Госдумы. Если они не принимаются, силы РФ за пределами территории РФ, утверждению указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения.

Как орган представительства всех российских субъектов Совет Федерации утверждает изменения границ между ними, при этом необходимо учитывать интересы не только тех членов, чьи границы изменяются, но и всей России в целом.

Законотворческая деятельность данной палаты является важным направлением её работы. Все законы, принятые Государственной Думой, обязательно направляются в Совет Федерации в течение пяти дней на рассмотрение. В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федеральных налогов и сборов;

б) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

в) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

г) войны и мира.

В отношении остальных законов  Совет Федерации принимает решение  самостоятельно, необходимо ли их рассматривать. Если закон не выносится на рассмотрение палаты, то по истечении 14 дней он считается одобренным Советом Федерации.

Члены Совета Федерации и весь Совет  Федерации являются субъектами права  законодательной инициативы и могут  вносить законопроекты и поправки к законам в Государственную Думу.

Если Совет Федерации в установленный  срок отклонит закон, принятый Государственной  Думой, то для преодоления возникших  разногласий из депутатов Совета Федерации и Государственной Думы создается согласительная комиссия, которая вырабатывает согласованные предложения, которые затем выносятся на обсуждение Госдумы. Если они не принимаются, то Государственная Дума может принять спорный закон 2/3 голосов и направить его на подпись Президенту РФ.

 

 

 

3.2. Внутренняя структура и компетенция  Государственной Думы

Федерального Собрания РФ

Первой палатой российского  парламента является Государственную  Думу. Иногда ее условно называют «нижней», но это не означает, что ее роль второстепенна. Основное направление деятельности Государственной Думы - законотворчество и решение крупных финансово - бюджетных вопросов28.

Для осуществления своих полномочий она образует из числа депутатов  комитеты: по экономической политике и предпринимательству, по собственности, по вопросам местного самоуправления, по конституционному законодательству и государственному строительству и другие, а также создаёт комиссии: по мандатным вопросам и парламентской этике, для подсчета результатов тайного голосования, для проверки данных о реальных событиях и поведения депутатов, должностных лиц и другие. В комитетах и комиссиях осуществляется тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных инициатив и законопроектов.29

В состав комитета должно входить  до 35 депутатов. Поскольку основная законодательная деятельность приходится на Государственную Думу, в ней  больше комитетов, чем в Совете Федерации. Председатели и заместители председателей комитетов избираются палатой, а их персональный состав утверждается палатой с учетом пожеланий депутатов. В соответствии с Регламентом Государственной Думы, в Госдуме 4-го созыва (январь 2004 г.) было образовано 29 комитетов, а в Госдуме 5-го созыва (январь 2008 г.) - 32 комитета.

Кроме того, внутри Государственной  Думы могут создаваться депутатские объединения - фракции и группы, внутренняя деятельность которых организуется самостоятельно.

Необходимо дать определение понятия  «фракция» - это объединение депутатов, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе.

В Госдуме третьего созыва было образовано шесть фракций, в Думе четвертого созыва - четыре фракции, пятого созыва - также четыре фракции. Самая крупная и влиятельная - «Единая Россия», на втором месте по численности - КПРФ, имеются фракции от партий «Справедливая Россия» и ЛДПР.

Депутат Госдумы, входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран депутатом Госдумы.

На весь срок своих полномочий Госдума  избирает из своего состава Председателя палаты и его заместителей. С 2006 г. у Председателя Госдумы 10 заместителей, включая одного первого. В настоящее время Председателем Госдумы пятого созыва избран Б. В. Грызлов, лидер политической партии «Единая Россия». Председатель Госдумы ведет заседания палаты, ведает её внутренним распорядком, представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерал, Правительством, а также с парламентами зарубежных государств. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты в Государственной Думе создаётся Совет Госдумы, в состав которого входят Председатель и руководители фракций.

Регламентные нормативы проведения сессий:

- весенняя - с 12 января по 20 июля;

- осенняя - с 1 сентября по 25 декабря.

Однако Госдума может продлить свою работу или приступить к сессионной работе раньше.

Сессия Госдумы состоит в  проведении пленарных заседаний  палаты, заседаний Совета Госдумы, заседаний её комитетов и комиссий, парламентских слушании, работы депутатов во фракциях, в депутатских группах, комитетах и комиссиях. Парламентские слушания проводятся, как правило, открыто. На них обсуждаются: законопроекты, требующие широкого публичного обсуждения: международные договоры, представленные на ратификацию; федеральный бюджет и другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.

В 2005 г. впервые в отечественной  политической истории был принят Федеральный закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации»30. Палаты российского парламента получили официальное право изучать обстоятельства значимых происшествий и давать им соответствующие оценки.

Парламентскому расследованию  подлежат:

1) факторы грубого или массивного  нарушения гарантированных российской  Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина;

2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Не подлежит парламентскому расследованию  выполнение Президентом РФ его функций  и полномочий, деятельность суда по осуществлению правосудия, работа органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Предметом данного официального расследования  не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления, ибо это прерогатива суда.

Срок парламентского расследования  не может превышать один год со дня создания комиссии.

Постановления Госдумы принимаются  большинством голосов от общего числа  депутатов Госдумы, если иной порядок  принятия решений не предусмотрен конституционными положениями.

Госдума согласно законодательству, Регламенту Госдумы и сложившейся  практике обычно принимает постановления  по широкому кругу вопросов, которые носят не общий, а частный, узкоцелевой характер.

Нормативный характер присущ решению  об амнистии полному или частичному освобождению от уголовной ответственности и наказания.

Проект постановления Госдумы  может быть внесен Президентом РФ, Советом Федерации, членами Совета Федерации, депутатами, депутатскими объединениями, комитетами и комиссиями Госдумы, Правительством РФ, законодательными органами субъектами РФ, а также высшими федеральными судебными органами по вопросам их ведения.

Внутренняя структура и организация  деятельности палат Федерального Собрания определяется их Регламентом. Он принимается конкретной палатой и имеет ее юридическую силу.

Регламент - это свод преимущественно  внутренних правил деятельности парламента или его палаты, установленных  с учетом предыдущей работы, содержащий нормы как процессуального, так и материального права.

Ныне действует Регламент Госдумы, принятый 22 января 1998г. с изменениями и дополнениями.

Порядок деятельности Госдумы определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, регламентом.

Госдума собирается на первое заседания  на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Госдумы ранее этого срока. Традиционно первое заседание Госдумы открывает старейший по возрасту депутат.

Информация о работе Парламент в России