Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 15:39, курсовая работа
Российская федерация на современном этапе развития претерпевает существенную модернизацию основополагающих государственно-правовых институтов, перестановку ценностных приоритетов в ходе конституционного строительства. За последнее двадцатилетие неоднократно менялись парадигмы формирования политической системы нашего государства: от выстраивания «вертикали власти» до суверенной демократии и консерватизма.
Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Федеральное Собрание России в системе разделения властей………………6
2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания России………..13
3. Компетенция палат Федерального Собрания РФ…………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………..……………………..39
Приложение…………………………………………………………………………42
Поскольку существуют три основные функции государственной власти -законодательная, исполнительная и судебная, каждая из них должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг другом. Такая схема взаимоотношений часто называется «системой сдержек и противовесов». Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.12
Некоторые современные ученые считают, что реализация принципа разделения властей ведет к многовластию. Соглашаясь с О.Е. Постниковой13, в ошибочности данного суждения приведём обоснование нашей позиции. Власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником, согласно статье 3 Конституции Российской Федерации, является многонациональный народ Российской Федерации. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.
Таким образом. Федеральное Собрание РФ самостоятельно по отношению к другим органам государственной власти, обладает независимостью в выполнении своих функций, имеет финансовую независимостью. Обе палаты создают вспомогательный аппарат, сами определяют внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только положениями Конституции РФ. И самое главное, никто не имеет право вмешиваться в прерогативу парламента в принятии законов.
Вместе с тем, законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через институты: президентское вето, референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которое приостанавливает действие законов, право Конституционного Суда объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определённых обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов и другие ограничения, однако эти ограничения не умаляют независимость парламента, а балансируют политические силы, через которые поддерживается конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию высокий конституционно-правовой статус.
2.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТ
Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти, который включает в себя следующие элементы:
1) правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;
2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания;
3) правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания14.
2.1. Порядок выборов депутатов Государственной Думы
Выборы депутатов
Согласно статье 1 ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан РФ» «Депутаты
В соответствии с Конституцией РФ ст. 95,96, 97 Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лег. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.
Выборы депутатов
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации. 4 декабря 2011г. Будут проходить выборы в Государственную Думу РФ со сроками осуществления отдельных избирательных действий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва можно ознакомиться в Приложении 1.
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы17.
Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
При достижении 21 года на день голосования гражданин может быть избран депутатом Государственной Думы.
Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда либо имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Кандидаты в депутаты Государственной
Думы выдвигаются в составе
Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.
Федеральный список кандидатов и список кандидатов, представляются в Центральную избирательную комиссию РФ (далее ЦИК РФ), которая рассматривает представленные документы и выдает заверенные копии федерального списка кандидатов и списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам либо выносит мотивированное решение об отказе в выдаче таковых.
Согласно Указу Президента РФ «О назначении выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва части 2 ст. 6 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» постановляю назначить выборы депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ на 4 декабря 2011 г. На основе данного указа, а также других нормативно-правовых актах о выборах в 2011г., применяемых ЦИК РФ начала свою работу. По Решениям ЦИК РФ можно ознакомиться со списком кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ 6 созыва. Согласно списку политических партий, имеющих право в соответствии с Федеральным законом № 95-ФЗ «О политических партиях» принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве избирательных объединений входят:
- Всероссийская политическая
- Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»
- Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»
- Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»
- Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»
- Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
- Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО».
Со дня заверения Центральной избирательной комиссией РФ копии федерального списка кандидатов начинается сбор подписей в его поддержку. Избирательное объединение, избирательный блок обязаны собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тысяч из необходимого для регистрации количества подписей.
При подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее - ГАС «Выборы»). Порядок использования ГАС «Выборы» определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации, политические партии и иные общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами.
Под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, за кандидата (кандидатов), включенного (включенных) в указанный список, или против него (них).
Финансирование мероприятий, связанных
с подготовкой и проведением
выборов депутатов
Политическая партия, выдвинувшая
федеральный список кандидатов, обязана
создать собственный
19 октября 2011г. Был принят
федеральный закон «О внесении
изменений в отдельные
Этим законом снижается для
политических партий проходной барьер
с 7 до 5 процентов. Инициатива этого
новшества принадлежит
Следует заметить, что воспользоваться этим снижением проходного барьера политические партии, включившиеся в кампанию по выборам в Госдуму 4 декабря 2011 года, не смогут, так как Закон вступает в силу с 1 января 2013 года. Это значит, что первые парламентские выборы по новым правилам состоятся в 2016 году.
До распределения депутатских мандатов осуществляется передача депутатских мандатов федеральным спискам кандидатов, получившим менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов.
Федеральному списку кандидатов, получившему менее 6, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передается один депутатский мандат.
Федеральному списку кандидатов, получившему менее 7, но не менее 6 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передаются два депутатских мандата. Депутатские мандаты переходят в первую очередь к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.