Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 11:56, контрольная работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание. Поскольку государство является лишь одной из форм организации общества и в определенной степени само порождает складывающуюся в нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные исторические периоды и отчасти - действовавшие в них государственно- политические режимы.

Содержание

Введение

1. Задачи политологии
2. Форма государственного устройства

2.1 Унитарное государство

2.2 Федерация

2.3 Конфедерация

3. Понятие политической партии.
3.1 Роль политических партий в функционировании политической системы общества.

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 44.27 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Задачи  политологии

2. Форма государственного  устройства

    2.1  Унитарное государство

    2.2  Федерация

    2.3  Конфедерация

3. Понятие  политической партии.

    3.1 Роль политических партий в функционировании политической системы общества.

Заключение

Список использованной литературы 
 

 

  Введение

     Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его  значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории  общества можно только рассматривая его в контексте других - более  широких и емких явлений, одним  из которых является, например, политическая система.

     Изучением взаимодействия таких феноменов  общественного развития, как государство  и политическая система занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. Их задача - познание законов взаимовлияния  политической системы и государства  с тем, чтобы в критические  моменты развития общества и государства  иметь способы и механизмы  возможного предотвращения революционных  взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.

     Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте  государства в политической системе  общества и его роли в ней. Для  достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую  характеристику самих понятий “государство”  и “политическая система”, определить их содержание. Поскольку государство  является лишь одной из форм организации  общества и в определенной степени  само порождает складывающуюся в  нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные  исторические периоды и отчасти - действовавшие в них государственно- политические режимы.

     Развитие  общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический  процесс, протекающий по объективным  законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как  характерные особенности государства, отличающие его от других элементов  политической системы общества. Поэтому  функции государства также рассматриваются  в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.

     В то же время следует иметь в  виду, что функции государства  не исчерпывают всей специфики государства  как элемента политической системы, в связи с чем вопрос о некоторых особенностях государства дополнительно рассматривается и в последнем разделе работы. 

 

     1. Задачи политологии

     Главной целью политологии как научной  дисциплины является изучение структуры  и функционирования политической системы  общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения задач. Главными из них являются:

  • исследование общих и специфических условий возникновения и развития политической системы общества в целом и составляющих ее политических институтов, политических отношений, политических процессов;
  • создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы в целом и ее основных элементов;
  • анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии политической системы и путей их урегулирования;
  • аргументированное объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества;
  • выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития политической системы общества.

 

    2. Форма государственного устройства

    Форма государственного устройства  -  это национальное и административно-

территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
  • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

     По  форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

    • унитарное;
    • федеративное;
    • конфедеративное.

    2.1 Унитарное государство

    Унитарное государство  -  это цельное  единое государственное образование,

состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

    Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

  • унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
  • на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
  • составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
  • унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
  • все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
  • имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

     Различия  в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

    2.2  Федерация

     Федерация  -  представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований  в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием  быта и культуры народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

     1. Территория федерации состоит  из территорий ее отдельных субъектов штатов, кантов, земель, республик и т.д.

     2.  В союзном государстве верховная  исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

     3. Субъекты федерации имеют право  принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

    4. В  большинстве федерации существует  союзное гражданство и гражданство

федеральных единиц.

     5.  При федеральном государственном  устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

     6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

     Федерации строятся по территориальному и национальному  признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

         2.3  Конфедерация

     Конфедерация  -  это временный юридический  союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства  -  члены конфедерации  - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :

  • конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
  • конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
  • сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
  • государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

     Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С. , "государственный  союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и  т.д. .

     Конфедерация  возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей ( объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

     Исторически эта форма сложилась вместе с  федерацией, но на практике встречалась  и встречается крайне редко. Это  все - таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает  на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом  Гражданской войны в США ( 1861 - 1865 годов ).

     Однако  существует мнение, что конфедерация может стать со временем весьма распространенным явлением. Алексеев С.С. пишет: "Не исключено, однако, что конфедерация (и даже конфедеративное государство) окажется в будущем конструктивной моделью  государственного устройства, в особенности  в условиях, когда распадаются  государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие, как СССР, Югославия."

Информация о работе Политическая система общества