Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:16, реферат
Основной целью работы является обобщение информации правового регулирования политических партий в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проследить процесс становления и развития политических партий в России;
дать понятие политической партии и особенности ее положения в политической системе России;
рассмотреть место политической партии среди субъектов избирательного процесса;
раскрыть порядок приобретения и прекращения статуса политической партии;
выявить формы участия политической партии в избирательном процессе;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………6
1.1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ…………………………………………………………………………6
1.2. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ…………………11
1.3. МЕСТО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СРЕДИ СУБЪЕКТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………………………………………21
2. УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………………………………….29
2.1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……29
2.2 ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ СТАТУСА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ…………………………………………………………………………35
2.3. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………………………………47
2.4. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………….49
2.5. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
Политико-правовой статус политических партий: к истории разработки и принятия Федерального закона «О политических партиях».
СОДЕРЖАНИЕ
В общем русле развития демократии в России находятся и вопросы правового статуса политических партий. Данные вопросы в настоящее время вполне могут составлять самостоятельное научное направление в рамках общей теории государства и права, а также учитываться при изучении соответствующих отраслевых юридических дисциплин. Проблема правового статуса политической партии это, прежде всего, проблема политической партии в ее социально-юридическом аспекте, в контексте устройства и осуществления государственной власти.
Принятый 11 июля 2001 г. Федеральный закон N 95-ФЗ «О политических партиях» закрепил правовой статус политических партий, создал основу правового механизма их функционирования и послужил базой для проведения партийной реформы в Российской Федерации. Между тем, процесс правовой институционализации политических партий в России в полной мере не завершен. Он находится сегодня в стадии становления. Соответственно ощутима потребность в теоретическом исследовании не только правового статуса политических партий, но и особенностей данного процесса. В пользу этого говорит и относительная новизна феномена правовой институционализации российских политических партий для отечественной науки и практики.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что всесторонняя комплексная общетеоретическая научная разработка вопросов социально-правового развития политических партий и их юридического положения в России имеет значительную актуальность.
В отличие от юридической науки зарубежных стран, особенно стран, которым присуща западная модель демократии с ее неотъемлемым принципом многопартийности, в отечественной юриспруденции вопросы социально-правового развития политических партий и их правового статуса, правовой институционализации политических партий в России еще мало изучены и не получили должной разработки в контексте современных демократических реформ в России.
В советской же юридической науке эти проблемы, как правило, рассматривались специалистами государственного (конституционного) права зарубежных стран, однако с классовых, марксистско-ленинских позиций.
Позднее появились исследования, касающиеся статуса политических партий в России как субъектов права. Они в большинстве случаев основывались на разработке общего правового статуса общественных объединений. Однако в юридической литературе до сих пор отсутствует комплексный целенаправленный общетеоретический анализ процесса социально-правового развития российских политических партий, исходя из особенностей их функциональной роли и специфичности статуса как субъектов права, признания неотъемлемых прав личности, а также с учетом современного уровня правового регулирования организации и деятельности политических партий, их правовой институционализации в реформируемой России.
Настоящая работа является попыткой разобраться в правовом статусе современных политических партий России через призму федерального законодательства о политических партиях и дать ему оценку с точки зрения действующих политических институтов, норм права, процедур, а также экономических последствий его принятия. Кроме этого она посвящена политическим партиям, как субъектам политической деятельности.
Объектом исследования выступают социально-правовые отношения, связанные с организацией и функционированием политических партий как субъекта права.
Предметом исследования являются – политические партии в политической системе государства.
Основной целью работы является обобщение информации правового регулирования политических партий в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Для написания работы использовались нормативные документы Российской Федерации, законы и подзаконные акты, научные комментарии к ним, специальная литература и периодика.
Политическая жизнь России отличается нестабильностью и своеобразием. Весьма динамична ситуация и в партийной жизни: образуются новые партии, распадаются существующие, возникают неожиданные блоки и коалиции.
Для анализа партийной жизни сегодняшней России необходим краткий исторический экскурс в дореволюционную эпоху (до октября 1917 г.), партийную жизнь той поры. Кстати, это поможет анализу политических партий сегодняшней России по следующим основаниям: традиция, заимствование зарубежного опыта, новаторство и оригинальность1.
Становление многопартийности в России отличалось самобытностью. В начале сформировалась социал-демократия, а затем ~ непролетарские партии. К октябрю 1917 года в России действовало 15 общенациональных и не менее 35 региональных политических партий. По некоторым источникам, в стране существовало более 75 политических партий и организаций партийного типа. Наиболее многочисленными и влиятельными были: Партия социалистов-революционеров (эсэры) - более 500 тысяч членов; Российская социал-демократическая партия (большевики) -350 тысяч членов; Российская социал-демократическая партия (меньшевики)-193 тысячи членов; Конституционно-демократическая партия народной свободы (кадеты) - 70 тысяч и другие.
С 12 декабря 1917 года по 15 марта 1918 года функционировало коалиционное правительство2.
Установление однопартийной системы в советском обществе произошло скорее под давлением обстоятельств, чем в результате заранее разработанного плана, отмечается в изданном в Лондоне "Словаре политики". Тем не менее, более чем на 70 лет был приостановлен процесс формирования многопартийной демократической системы3.
Отечественный опыт показывает, что длительная монополизация властных функций одной партией крайне отрицательно сказывается на обществе: сковывается демократия, народ отчуждается от власти, а власть - от народа, устраняется возможность соревновательности в политической жизни. Монополия на власть создает простор для произвола, развращает носителей властных полномочий и разрушает гражданское общество.4
Не следует, однако, идеализировать многопартийную систему. В ней тоже есть свои слабости и недостатки, и это отмечают зарубежные политологи, изучавшие ее в течение многих лет изнутри. И все-таки надежды и перспективы демократизации общества сегодня во многом связываются именно с многопартийностью.
Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократического развития и не имеет развитых демократических традиций, не может быть простым и безболезненным. Несостоятельными оказались надежды на то, что многопартийность можно внедрить сразу, скажем, после публикации Закона СССР об общественных объединениях. Этот закон лишь создал необходимую правовую основу для выхода на политическую арену уже существовавших организаций партийного типа и создания новых.
Генезис многопартийности в России проходит несколько этапов. Первый этап становления многопартийности нередко называют "неформальной волной" (1986 - весна 1988 г.). Окончание этого этапа характеризуется становлением массовых политических движений. В то время КПСС сохраняла всю полноту политической и государственной власти. Первоначально будущая многопартийность зарождалась в недрах массовых политических движений. И лишь со второй половины 1990 года многопартийный режим политической системы обретает самостоятельный облик.
Сложившаяся в это
время политическая культура неформального
общественно-политического
Скачок в развитии оформившегося самодеятельного политического движения населения, так называемых "общественных инициатив", явился следствием изменения внутри- и внешнеполитического климата страны, связанного с попыткой части руководства КПСС осуществить новый поворот в реформах, ориентированный на большую либерализацию политической системы. Именно в это время происходит практически полная легализация "неформалов" в рамках объявленной осенью 1988 года ЦК КПСС политики "широкого общественного диалога". Неформальные организации получили реальный шанс расширить свое участие в политической жизни и деятельности. Индикатором новых веяний в советской политике того периода стали критические публикации в журналах и развертывание газетной кампании за перестройку, новые элементы в диалоге руководства страны с Западом, "всенародная" дискуссия газеты "Правда" по поводу статьи Н. Андреевой "Не могу поступиться принципами", а также призывы М.С. Горбачева к созданию "широкого общественного движения в поддержку реформ"6.
Волна "народофронтовского" движения в России сложилась в ходе массовых акций социального протеста весны-лета 1988 года и достигла своего апогея в 1989 году. В это время впервые удачно и широкомасштабно "неформалами" была использована официальная кампания - подготовка наказов XIX Всесоюзной партконференции. В Москве, в городах Поволжья, в Южно-Сахалинске прокатились многотысячные митинги по вопросам социальной справедливости, звучала мощная критика в адрес местных руководителей как "оплота антиперестроечных сил", предлагались альтернативные варианты по дальнейшей демократизации страны.
Показателем успешного
использования в
К этому периоду относится появление первых "партий". Они являлись по сути теми же "неформальными" группами малой численности, которые возникли на основе провозглашения "клубами" и группами" того, что они превращаются в партии7.
1988-1990-е годы явились
своеобразным бумом партийного
строительства. Тогда же и
В конце 1990 - первой половине 1991 года сложились первые партии: Социал-демократическая партия РФ (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ), Либерально-демократическая партия Советского Союза, Российское христианско-демократическое движение (РХДД), Демократический союз. Крестьянская партия РФ и ряд других. По приблизительным экспертным оценкам, число политических организаций, принявших наименование "партия", составляло в СССР на январь 1990 года около 40. Своих лидеров эти партии получили зимой - весной 1991 года, когда началась подготовка к выборам Президента РФ, сложился первый эшелон фракций в Верховном Совете РФ, которые воспроизвели в том или ином виде партийное ядро этих организаций,
Принятие в октябре 1990 года Закона СССР "06 общественных объединениях" стимулировало следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года и фактически продолжается по сей день.
Важно отметить, что до конца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не на многопартийной основе. После выборов в Государственную думу и принятия Конституции Российской Федерации, статья 13 которой признает политическое многообразие, многопартийность, партии, казалось бы, получили реальную возможность влиять на государственную жизнь через своих представителей. Однако, как показала практика, эта возможность практически сведена на нет - отсутствием у партий из-за рыхлой организационной структуры возможности влиять на поведение своих членов-депутатов. В реальности политические партия зачастую изолированы от механизма принятия государственных решений, имеют минимальную возможность выработки и осуществления альтернативных программ общественного развития9.
В современной России зарегистрировано около десятка политических партий, но еще рано говорить о сложившейся многопартийной системе. Серьезным препятствием на пути многопартийности является отсутствие в обществе консенсуса по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития10. А нормальное функционирование многопартийности возможно лишь на базе признания и поддержки таких ценностей основными политическими силами общества. Нельзя представить себе чередование у кормила власти партий, выступающих с диаметрально противоположных мировоззренческих и политических позиций: сегодня правит партия социалистической ориентации признающая господство общественной собственности на средство производства со всеми вытекающими отсюда последствиями, завтра ей на смену приходит партия противоположной ориентации, признающая только частную собственность, тоже со всеми вытекающими последствиями.11