Политико-правовой статус политических партий: к истории разработки и принятия Федерального закона «О политических партиях»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:16, реферат

Описание

Основной целью работы является обобщение информации правового регулирования политических партий в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проследить процесс становления и развития политических партий в России;
дать понятие политической партии и особенности ее положения в политической системе России;
рассмотреть место политической партии среди субъектов избирательного процесса;
раскрыть порядок приобретения и прекращения статуса политической партии;
выявить формы участия политической партии в избирательном процессе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………6
1.1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ…………………………………………………………………………6
1.2. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ…………………11
1.3. МЕСТО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СРЕДИ СУБЪЕКТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………………………………………21
2. УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………………………………….29
2.1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……29
2.2 ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ СТАТУСА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ…………………………………………………………………………35
2.3. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………………………………47
2.4. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………….49
2.5. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62

Работа состоит из  1 файл

Политико-правовой статус политических партий к истории разработки и принятия Федерального закона «О политических партиях»..doc

— 311.50 Кб (Скачать документ)

1.2. Понятие политической партии и особенности ее положения в политической системе России

 

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции. Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 в. нет даже упоминания о политических партиях12

Этимологически "партия" означает "часть", "отдельность", элемент политической системы. Существует множество подходов к определению  сущности политических партий:

  1. понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. Констан).13
  2. трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм).
  3. институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М. Дюверже).14

Другие подходы к  определению партий:

  • партия - носитель идеологии;
  • партия - длительное объединение людей;
  • цель партии - завоевание и осуществление власти;
  • партия стремится заручиться поддержкой народа.

Грани между партиями и другими политическими объединениями носят нечеткий характер и зачастую стираются.

Формирование партий было довольно длительным и сложным  процессом. Первоначально партии активно  действовали только в периоды  избирательных компаний, они не имели  постоянно действующих местных  организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной15.

Каждая партия создавалась  для защиты интересов определенных групп населения (как правило, экономических или национальных).

Партии, как правило, не однородны и имеют внутри себя фракции -группы выдвигающие программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.

Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями  и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных  фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах16.

В настоящее время  согласно Закона о политических партиях, политической партией в России признается общественное объединение, созданное  в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни  общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия - это общественное объединение.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Политическая партия как один из видов общественного  объединения должна обладать признаками:

  • это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование,
  • оно создано по инициативе граждан,
  • граждане объединяются на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения17.

От других видов общественных объединений политическую партию отличают цели ее создания:

  • участие граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли,
  • участие в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, - представление интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления18

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

  • политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
  • в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона о политически партиях. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона о политически партиях;
  • руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации19.

Под региональным отделением политической партии понимается структурное  подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного  руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом20.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и  программе.

Основными целями политической партии являются:

  • формирование общественного мнения;
  • политическое образование и воспитание граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов21.

Раскрывая сущность и  место партии в политической системе  общества, необходимо показать, что  партия является звеном вертикальной связи между государством и гражданским  обществом, участвующим во всех фазах политического процесса: от артикуляции интересов до принятия и осуществления решений. Роль партий в политической жизни сводится к формированию вариантов правительственной политики, к влиянию на политическую социализацию, к мобилизации избирателей. В рамках противоречивого единства государства и гражданского общества политическая партия занимает посредническое положение, имея основу в гражданском обществе и направляя свою деятельность на развитие государственных структур путем борьбы за политическую власть конкретными методами и средствами.22

Народные массы влияют на программы и политические платформы  партий, с другой стороны, партии воздействуют на народные массы, стараясь привлечь их к своим программам, обеспечить их поддержку.23

Деятельность политических партий основана в первую очередь на Конституции Российской Федерации, согласно которой:

  • каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30);
  • в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. п. 3, 4, 5 ст. 13).

В настоящее  время действующий Федеральный  закон «О политических партиях». Является очень важным шагом в развитии демократического общества России.

Вокруг данного  закона шла острая полемика как в процессе принятия его (между первым и вторым чтениями депутаты внесли в президентский проект почти полторы тысячи поправок, самые существенные из них исходили из отклоненных Думой четырех альтернативных проектов)24, так и после вступления его в силу.

По мнению многих политиков, Закон не является идеальным, однако он предоставляет правовую основу для деятельности политических партий; кроме этого, он служит консолидации общества вокруг политических идей. Важным фактом является и то, что принятие соответствующего закона было одним из требований Совета Европы25.

Федеральный закон  «О политических партиях» состоит из 10 глав. Предметом его регулирования  «являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией  гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации»26

Важным является то, что закон практически дублирует  положение Конституции о праве  граждан на объединение, но при этом конкретизирует право на объединение непосредственно в политическую партию.

Сфера деятельности партии - вся территория Российской Федерации, либо ее часть, но в соответствии с требованиями настоящего закона. Закон содержит и ряд иных принципов деятельности политической партии: это добровольность, равноправие, самоуправление, законность и гласность.

В главе «Общие положения» федерального закона сформулированы два основных понятия - политической партии и регионального отделения.

Затронут острый вопрос о государстве, государственных  органах, должностных лицах и  их вмешательстве в деятельность политической партии. Так, в соответствии со статьей 10 «вмешательство органов  государственной власти и их должностных  лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается» При этом «вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующей политической партии или по согласованию с ней»27.

При этом связь  государства и политических партий в России довольно значительна, особенно в период участия партий в выборах и референдумах. Поэтому нужно подчеркнуть, что значение избирательного законодательства в правовом регулировании деятельности политических партий велико.

Особый случай представляло до недавнего времени  избирательное законодательство России, - оно не признавало политические партии основными субъектами избирательного процесса, допуская к участию в нем практически все общественные объединения. Политические партии не выделялись в этом законодательстве из общего понятия «избирательное объединение»28.

Положение изменилось с принятием в 1997 году Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан Российской Федерации». В отличие от ранее действовавшего законодательства в нем дается иное определение понятия «избирательного объединения». Им является не любое общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах, а только политическое объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение)29.

Затем с принятием  Федерального закона «О политических партиях» положение поменялось. Теперь «политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти»30

Наряду с  участием в избирательном процессе важнейшим видом деятельности политической партии является их парламентская деятельность. «Современный российский парламент  партий по своему составу и, следовательно, его функционирование во многом зависит от деятельности в нем политических партий»31. Это обусловило необходимость ее правового регулирования, которое осуществляется регламентом палат, в котором определяется порядок образования парламентских фракций, их права и обязанности, связанные с формированием парламентских органов, парламентской процедурой и тому подобное.

Информация о работе Политико-правовой статус политических партий: к истории разработки и принятия Федерального закона «О политических партиях»