Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:16, реферат
Основной целью работы является обобщение информации правового регулирования политических партий в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проследить процесс становления и развития политических партий в России;
дать понятие политической партии и особенности ее положения в политической системе России;
рассмотреть место политической партии среди субъектов избирательного процесса;
раскрыть порядок приобретения и прекращения статуса политической партии;
выявить формы участия политической партии в избирательном процессе;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………6
1.1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ…………………………………………………………………………6
1.2. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ…………………11
1.3. МЕСТО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СРЕДИ СУБЪЕКТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………………………………………21
2. УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………………………………….29
2.1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……29
2.2 ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ СТАТУСА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ…………………………………………………………………………35
2.3. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………………………………47
2.4. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………….49
2.5. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62
Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции. Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 в. нет даже упоминания о политических партиях12
Этимологически "партия" означает "часть", "отдельность", элемент политической системы. Существует множество подходов к определению сущности политических партий:
Другие подходы к определению партий:
Грани между партиями и другими политическими объединениями носят нечеткий характер и зачастую стираются.
Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной15.
Каждая партия создавалась для защиты интересов определенных групп населения (как правило, экономических или национальных).
Партии, как правило, не однородны и имеют внутри себя фракции -группы выдвигающие программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.
Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах16.
В настоящее время
согласно Закона о политических партиях,
политической партией в России признается
общественное объединение, созданное
в целях участия граждан
Политическая партия - это общественное объединение.
Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Политическая партия как один из видов общественного объединения должна обладать признаками:
От других видов общественных объединений политическую партию отличают цели ее создания:
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
Под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом20.
Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.
Основными целями политической партии являются:
Раскрывая сущность и место партии в политической системе общества, необходимо показать, что партия является звеном вертикальной связи между государством и гражданским обществом, участвующим во всех фазах политического процесса: от артикуляции интересов до принятия и осуществления решений. Роль партий в политической жизни сводится к формированию вариантов правительственной политики, к влиянию на политическую социализацию, к мобилизации избирателей. В рамках противоречивого единства государства и гражданского общества политическая партия занимает посредническое положение, имея основу в гражданском обществе и направляя свою деятельность на развитие государственных структур путем борьбы за политическую власть конкретными методами и средствами.22
Народные массы влияют на программы и политические платформы партий, с другой стороны, партии воздействуют на народные массы, стараясь привлечь их к своим программам, обеспечить их поддержку.23
Деятельность политических партий основана в первую очередь на Конституции Российской Федерации, согласно которой:
В настоящее время действующий Федеральный закон «О политических партиях». Является очень важным шагом в развитии демократического общества России.
Вокруг данного закона шла острая полемика как в процессе принятия его (между первым и вторым чтениями депутаты внесли в президентский проект почти полторы тысячи поправок, самые существенные из них исходили из отклоненных Думой четырех альтернативных проектов)24, так и после вступления его в силу.
По мнению многих политиков, Закон не является идеальным, однако он предоставляет правовую основу для деятельности политических партий; кроме этого, он служит консолидации общества вокруг политических идей. Важным фактом является и то, что принятие соответствующего закона было одним из требований Совета Европы25.
Федеральный закон
«О политических партиях» состоит из
10 глав. Предметом его регулирования
«являются общественные отношения,
возникающие в связи с
Важным является
то, что закон практически
Сфера деятельности партии - вся территория Российской Федерации, либо ее часть, но в соответствии с требованиями настоящего закона. Закон содержит и ряд иных принципов деятельности политической партии: это добровольность, равноправие, самоуправление, законность и гласность.
В главе «Общие положения» федерального закона сформулированы два основных понятия - политической партии и регионального отделения.
Затронут острый вопрос о государстве, государственных органах, должностных лицах и их вмешательстве в деятельность политической партии. Так, в соответствии со статьей 10 «вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается» При этом «вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующей политической партии или по согласованию с ней»27.
При этом связь государства и политических партий в России довольно значительна, особенно в период участия партий в выборах и референдумах. Поэтому нужно подчеркнуть, что значение избирательного законодательства в правовом регулировании деятельности политических партий велико.
Особый случай представляло до недавнего времени избирательное законодательство России, - оно не признавало политические партии основными субъектами избирательного процесса, допуская к участию в нем практически все общественные объединения. Политические партии не выделялись в этом законодательстве из общего понятия «избирательное объединение»28.
Положение изменилось с принятием в 1997 году Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан Российской Федерации». В отличие от ранее действовавшего законодательства в нем дается иное определение понятия «избирательного объединения». Им является не любое общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах, а только политическое объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение)29.
Затем с принятием Федерального закона «О политических партиях» положение поменялось. Теперь «политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти»30
Наряду с участием в избирательном процессе важнейшим видом деятельности политической партии является их парламентская деятельность. «Современный российский парламент партий по своему составу и, следовательно, его функционирование во многом зависит от деятельности в нем политических партий»31. Это обусловило необходимость ее правового регулирования, которое осуществляется регламентом палат, в котором определяется порядок образования парламентских фракций, их права и обязанности, связанные с формированием парламентских органов, парламентской процедурой и тому подобное.