Политико-правовой статус политических партий: к истории разработки и принятия Федерального закона «О политических партиях»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:16, реферат

Описание

Основной целью работы является обобщение информации правового регулирования политических партий в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проследить процесс становления и развития политических партий в России;
дать понятие политической партии и особенности ее положения в политической системе России;
рассмотреть место политической партии среди субъектов избирательного процесса;
раскрыть порядок приобретения и прекращения статуса политической партии;
выявить формы участия политической партии в избирательном процессе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………6
1.1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ…………………………………………………………………………6
1.2. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ…………………11
1.3. МЕСТО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СРЕДИ СУБЪЕКТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………………………………………21
2. УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………………………………….29
2.1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……29
2.2 ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ СТАТУСА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ…………………………………………………………………………35
2.3. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………………………………47
2.4. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………….49
2.5. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62

Работа состоит из  1 файл

Политико-правовой статус политических партий к истории разработки и принятия Федерального закона «О политических партиях»..doc

— 311.50 Кб (Скачать документ)

Решения учредительного съезда о создании политической партии составляются в письменной форме, подписываются  уполномоченным лицом политической партии и представляются вместе с заявлением для государственной регистрации политической партии.

В дальнейшем политическая партия и ее региональные отделения  подлежат государственной регистрации  в соответствии с Федеральным  законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О  государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "О политических партиях" специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений68.

Политическая партия и ее региональные отделения могут осуществлять деятельность в качестве юридического лица только после государственной регистрации. В соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Не позднее чем через  шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию, документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган. Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии69.

Решение о государственной  регистрации политической партии принимается федеральным уполномоченным органом - Федеральной регистрационной службой. Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата70.

Политической партии может быть отказано в государственной  регистрации, в случае если:

  • положения устава политической партии противоречат Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "О политических партиях" и иным федеральным законам;
  • наименование и/или символика политической партии не соответствуют следующим требованиям:
  • в наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений;
  • в наименовании политической партии не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имени или фамилии гражданина;
  • региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии должны использовать наименование этой политической партии с указанием своей территориальной принадлежности;
  • политическая партия может использовать в своем наименовании слова "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания71;
  • запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства;
  • общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово "партия";
  • символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств72;
  • в качестве эмблемы и иных символов политической партии не могут быть использованы эмблемы и иные символы существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена;
  • используется символика, оскорбляющая или порочащая Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ, Государственный гимн РФ, флаги, гербы, гимны субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства;
  • не представлены документы, необходимые для государственной регистрации политической партии;
  • федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона "О политических партиях"73;
  • нарушены сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии: документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральную регистрационную службу не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию74.

Основания для отказа в государственной регистрации  региональному отделению следующие:

1) не представлены  документы, необходимые для государственной  регистрации регионального отделения  политической партии;

2) территориальным органом  установлено, что содержащаяся  в выше названных документах  информация не соответствует  требованиям Федерального закона "О политических партиях"75.

Не позднее чем через  месяц со дня получения представленных документов заявителю в письменной форме сообщается об отказе в государственной  регистрации политической партии или  ее регионального отделения, при  этом в тексте сообщения должны указываться те положения законодательства РФ, нарушение которых повлекло отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения. Данный отказ заявитель вправе обжаловать в суд. При этом заявление об обжаловании отказа в государственной регистрации должно быть рассмотрено судом в течение месяца со дня его подачи.

Закон о политических партиях устанавливает  основания и порядок ликвидации политической партии. Она может быть ликвидирована:

- по решению ее высшего руководящего органа - съезда либо

- по решению Верховного Суда  Российской Федерации76.

Решение о ликвидации политической партии принимается на съезде политической партии, в работе которого принимают  участие делегаты от региональных отделений  политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации, в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии делегатов.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае:

1) невыполнения следующих требований:

- структурные подразделения политических  партий создаются и действуют  только по территориальному признаку77;

- не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;

- не допускается деятельность  политических партий и их структурных  подразделений в органах государственной  власти и органах местного  самоуправления (за исключением  законодательных (представительных) органов государственной власти  и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях;

- запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

2) неустранения в установленный  решением суда срок нарушений,  послуживших основанием для приостановления  деятельности политической партии78;

3) неучастия политической партии  в выборах - политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за:

- выдвинутый ею (или избирательным  блоком, в состав которого она  входит) и зарегистрированный федеральный  список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

- выдвинутых ею (или избирательным  блоком, в состав которого она  входит) и зарегистрированных кандидатов  в депутаты Государственной Думы  Федерального Собрания Российской  Федерации не менее чем в 5 процентах одномандатных избирательных округов;

- выдвинутого ею и зарегистрированного  кандидата на должность Президента  Российской Федерации;

- выдвинутых ею (в том числе  в составе избирательного блока)  и зарегистрированных кандидатов  на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации;

- выдвинутых ею (в том числе  в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;

- выдвинутых ею (в том числе  в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации79.

4) отсутствия региональных отделений  политической партии численностью  не менее пятисот членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации;

5) отсутствия необходимого числа  членов политической партии - в  политической партии должно состоять  не менее пятидесяти тысяч  членов политической партии, при  этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии80;

6) неоднократного непредставления  политической партией в установленный  срок в федеральный уполномоченный  орган обновленных сведений, необходимых  для внесения изменений в единый  государственный реестр юридических  лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

При наличии выше названных оснований  Федеральная регистрационная служба вносит в Верховный Суд Российской Федерации заявление о ликвидации политической партии81.

В течение четырех лет со дня  голосования на выборах политическая партия, федеральный список которой на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов, не может быть ликвидирована по следующим основаниям:

- отсутствие региональных отделений политической партии численностью не менее пятисот членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации;

- отсутствие необходимого числа  членов политической партии82.

Не допускается ликвидация политической партии по решению Верховного Суда Российской Федерации:

- со дня официального опубликования  решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации, выборов Президента  Российской Федерации

- до дня официального опубликования результатов указанных выборов.

Исключение составляет случай, когда  имеет место создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление  экстремистской деятельности83.

Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которому учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в  единый государственный реестр юридических  лиц запись о том, что юридическое  лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение  о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией  осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов84.

Закон о политических партиях предусматривает  возможность ликвидации политической партии в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", согласно ст. 9 которого в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Информация о работе Политико-правовой статус политических партий: к истории разработки и принятия Федерального закона «О политических партиях»