Политико-правовой статус политических партий: к истории разработки и принятия Федерального закона «О политических партиях»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:16, реферат

Описание

Основной целью работы является обобщение информации правового регулирования политических партий в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проследить процесс становления и развития политических партий в России;
дать понятие политической партии и особенности ее положения в политической системе России;
рассмотреть место политической партии среди субъектов избирательного процесса;
раскрыть порядок приобретения и прекращения статуса политической партии;
выявить формы участия политической партии в избирательном процессе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………6
1.1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ…………………………………………………………………………6
1.2. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ…………………11
1.3. МЕСТО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СРЕДИ СУБЪЕКТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………………………………………21
2. УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………………………………….29
2.1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……29
2.2 ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ СТАТУСА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ…………………………………………………………………………35
2.3. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………………………………47
2.4. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………….49
2.5. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62

Работа состоит из  1 файл

Политико-правовой статус политических партий к истории разработки и принятия Федерального закона «О политических партиях»..doc

— 311.50 Кб (Скачать документ)

В случае, осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей  за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора85.

По указанным основаниям общественное или религиозное объединение  может быть ликвидировано, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда также на основании заявления федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующего территориального органа.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемых  общественного или религиозного объединения либо иной организации  подлежит обращению в собственность  Российской Федерации. Решение об обращении  указанного имущества в собственность Российской Федерации выносится судом одновременно с решением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации86.

Региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии могут быть ликвидированы:

- по решению съезда политической  партии,

- в случае, предусмотренном ее  уставом - по решению коллегиального  постоянно действующего руководящего  органа политической партии,

- по решению суда,

- в случае ликвидации политической  партии87.

Решение о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии принимается на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации и принимается в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии делегатов88.

Ликвидация регионального отделения  и иного структурного подразделения политической партии по решению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии осуществляется на основании и в порядке, предусмотренных уставом политической партии.

2.3. Формы участия политической партии в избирательном процессе

 

Политическая партия является единственным видом общественного  объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности  в органах государственной власти. Политическая партия вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ. Политическая партия, представившая в уполномоченные органы такие документы, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения, иные структурные подразделения вправе принимать участие в референдумах в порядке, установленном законодательством РФ о референдумах89.

Политическая партия считается участвующей в выборах  в одном из следующих случаев  проведения голосования на выборах:

  • за выдвинутый ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты ГД ФС РФ;
  • за выдвинутых ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированных кандидатов в депутаты ГД ФС РФ не менее чем в 5% одномандатных избирательных округов;
  • за выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента РФ;
  • за выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не менее чем в 10% субъектов РФ;
  • за выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ не менее чем в 20% субъектов РФ;
  • за выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов РФ90.

 

2.4. Особенности участия политической партии на отдельных стадиях избирательного процесса

 

Политическая партия, а также ее региональные отделения  и иные структурные подразделения  могут участвовать в выборах  только после предоставления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации и только в тех выборах, которые будут назначены и решение об их назначении или проведении будет официально опубликовано после предоставления этих документов91.

Политические партии, федеральные списки кандидатов которых  допущены к распределению депутатских  мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на последних предшествующих референдуму выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, обладают правом назначать членов специальных территориальных комиссий и участковых комиссий с правом совещательного голоса после сформирования этих комиссий, а также прекратить полномочия члена комиссии референдума с правом совещательного голоса в любое время и передать другому лицу.

Политическая партия вправе назначить наблюдателей, полномочия которых должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии референдума, в которую он направляется. Наблюдателей может быть назначено несколько. В этом случае они имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении участковой комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии92.

Они также могут создавать  инициативные агитационные группы. Решение  о их создании принимается на съезде политической партии, при этом на съезде определяется персональный состав инициативной агитационной группы. Для регистрации инициативной агитационной группы, созданной политической партией, уполномоченный представитель инициативной агитационной группы представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации:

1) протокол (выписку из  протокола) съезда политической  партии, включающий (включающую) в себя  решение о создании инициативной  агитационной группы и формулировку  вопроса (вопросов) референдума,  по которому (по которым) предполагается  проводить агитацию;

2) нотариально удостоверенную  копию устава политической партии;

3) заявление о регистрации  инициативной агитационной группы;

4) список членов инициативной  агитационной группы в печатном  и машиночитаемом виде по форме,  установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства каждого члена инициативной агитационной группы;

5) список уполномоченных представителей инициативной агитационной группы с указанием сведений о них, и номера телефона каждого из них, а также список уполномоченных представителей по финансовым вопросам инициативной агитационной группы;

6) нотариально удостоверенные доверенности, оформленные на уполномоченных представителей по финансовым вопросам инициативной агитационной группы, и заявления указанных лиц о согласии быть уполномоченными представителями по финансовым вопросам93.

При проведении досрочного голосования с использованием переносных ящиков для голосования или при голосовании вне помещения для голосования участковая комиссия должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, назначенных инициативной группой по проведению референдума, разными политическими партиями, наблюдателей, назначенных инициативной группой по проведению референдума, разными инициативными агитационными группами, политическими партиями и иными общественными объединениями, равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения досрочного голосования94.

При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу. Порядок и сроки ее опубликования регулируется законодательством Российской Федерации о выборах.

Такой порядок и сроки предусмотрены:

- в пункте 10 ст. 48 Федерального  закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации": политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список  кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее, чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией95.

- в пункте 9 ст. 49 Федерального  закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О  выборах Президента Российской Федерации" политическая партия в случае выдвижения ею кандидата и его последующей регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, а также размещает ее в сети "Интернет". Такая публикация должна быть осуществлена в рамках предоставленной кандидату, политической партии бесплатной печатной площади либо оплачена из избирательного фонда кандидата96.

- в пункте 12 ст. 55 Федерального  закона от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О  выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации": политическая партия, зарегистрировавшая федеральный  список кандидатов, не позднее, чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, а также размещает ее в сети "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая политической партии в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии.

Законом о политических партиях предусмотрены случаи, при  которых политическая партия признается участвующей в выборах. К таким случаям относятся один из следующих случаев проведения голосования на выборах за97:

а) выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в  депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

б) выдвинутого ею и  зарегистрированного кандидата  на должность Президента Российской Федерации;

в) выдвинутых ею (в том  числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;

г) выдвинутых ею (в том  числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации98.

Федеральным законом  от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" в подпункты "д" и "е" пункта 1 внесены изменения, вступающие по истечении пяти лет после дня вступления в силу Федерального закона, вносящего изменения в эту статью: из указанных подпунктов исключены слова "(в том числе в составе избирательного блока)".

Если политическая партия в течение пяти лет не принимала  участие в выборах, то она подлежит ликвидации по решению Верховного Суда Российской Федерации.

 

2.5. Особенности финансовой деятельности политических партий в избирательном процессе

 

Основным источником финансирования для массовых политических партий являются членские и вступительные взносы. Но для деятельности большинства  политических партий недостаточно средств, поступающих посредством членских взносов. Поэтому им разрешена коммерческо-предпринимательская деятельность. Определенную экономическую поддержку оказывают партиям государство, в особенности в период избирательных кампаний99.

Информация о работе Политико-правовой статус политических партий: к истории разработки и принятия Федерального закона «О политических партиях»