Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:58, курс лекций
Политология прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством. Отсюда и потребность четкого и ясного знания человеком политики, потребность в научном объяснении происходящих в жизни политических процессов и грядущих в них перемен.
Политология : объект и предмет науки.
Место политологии в системе гуманитарных наук.
Структура политической науки.
Этапы развития современной политологии.
Роль компаративных исследований в развитии политической науки.
Развитие политологии в РФ : этапы , достижения , проблемы.
Основные прадигмы и школы в политологии.
Русская интеллигенция оказалась оторванной от народа, хотя в начале, опираясь на социальное дно, смогла разрушить основы российской государственности, а оказавшись у власти, стала добычей сталинского молоха, обрекла себя на уничтожение. Возможно это произошло от того, что политическое мировоззрение русской интеллигенции складывалось не под влиянием государственного либерализма Чичерина, а под воздействием анархизма Бакунина.
В послеоктябрьский период политическая мысль России разделилась на два основных русла. Первое, ортодоксально марксистское, обеспечивало идеологию политики партии. В этом направлении не было места - все заменил марксизм- ленинизм. Другое направление складывалось из работ по политике социалистического и консервативного характера. Однако только в первые годы советской власти эти мысли имели какое-то влияние, т. к. вскоре большая часть ученых оказались в эмиграции.
Только в 90-е гг. стали известны другие политические мысли, что дало право на становление новой политологии как отдельной отрасли знаний, как науки. Русская и российская политология отличаются от западной прежде всего своеобразием набора и содержания поставленных и решаемых вопросов, особенностями видения общих для всех стран проблем, отстаиванием в постановке одних вопросов, заимствованием основополагающих идей Запада. Конечно, нельзя говорить, что политология как наука существовала всегда. Свое развитие она получила с развитием политической мысли, с появлением политических направлений : либерализма, консерватизма, радикализма. Ведь именно в это время появляются великие ученые философы, теоретики, чьи имена ярко сияют на небосводе славы. Эти ученые продвигают своими работами политическую мысль вперед, соответственно, и политологию как науку. Сейчас политология у нас еще слабая, по сравнению с западной, т. к. она фактически не существовала на протяжении последних почти семидесяти лет. Но она все сильнее набирает обороты и скоро станет достойной соперницей западной политологии.
Конечно, сейчас трудное время и для более глубокого изучения политологии мало литературы, но даже используя известные исторические факты, а история нашей страны очень богатая, можно судить о предстоящих событиях, которые, в свою очередь, будут обогащать политологию политическими учениями.
Основные прадигмы и школы в политологии.
Политология, как и другие социальные науки, относится к разряду полипарадигмальных дисциплин, то есть допускает сосуществование различных концептуальных подходов к исследованию политики, которые поддерживают соответствующие группы и школы. Парадигма - это теория, или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Это понятие было введено Т. Куном, с целью раскрыть логику научного развития. Согласно Т. Куну парадигма задает направленность исследования политики, в рамках которой исследователь, опираясь на определенные традиции политических поисков, осуществляет решение конкретной проблемы. Согласно данной концепции, история политологии - это история последовательной смены парадигм, их обновления и обогащения.
Основные парадигмы политологии. С точки зрения современной политологии можно выделить следующие виды парадигм :
-Теологическая парадигма сформировалась на начальном этапе развития политических учений, когда власть и государство рассматривались как носители божественной воли. Существовала с древних времен до позднего Средневековья.
-Натуралистическая парадигма объясняет особенности политики преимущественно внесоциальными факторами - географической средой, климатическими условиями, биологическими и расовыми особенностями. Данный подход сформировался в древности. Например, Аристотель считал частную собственность явлением природным. В XVII-XVIII веках натурализм превратился в один из ведущих принципов европейской просветительской мысли. Сторонники этой концепции стремились распространить на общественную жизнь законы, установленные в физических науках. Так возникает идея тождества макро - микрокосма (древние греки), рассмотрение общества как биологического организма (аль-Фараби). В XIX веке эти идеи получили дальнейшее распространение. Так, П.Ф. Лилиенфельд, немецкий мыслитель конца XIX века, исходил из постулата единства естественного и социального миров, утверждая, например, что экономическая жизнь - это физиология общества, система правовых институтов - морфология, правительство - нервная система и т.д. В политологии натурализм получил воплощение в геополитике, биополитике и психологизаторских концепциях.
Основателем геополитики принято считать французского мыслителя Ж.Бодена, сформировавшего концепцию влияния климата на поведение людей. Впоследствии эта концепция была развита французским мыслителем Монтескье. В работе «О духе законов» были оформлены основные принципы геополитики. Согласно Монтескье, географическая среда, в особенности климат определяют дух народа, форму государственного устройства и характер общественного устройства.
В современных политических концепциях геополитические взгляды находят свое продолжение. Работа «Географический стержень истории» профессора Оксфордского университета Дж. Маккиндера легла в основу большинства геополитических концепций XX века. С точки зрения Маккиндера, для современного анализа международного положения государства и практической внешней политики важнейшее значение имеет географический детерминизм, размещение «политических сил» в конкретной географической среде. Маккиндер разделил мир на сухопутный и морской, при этом постулируя, что государства, не имеющие выхода к морю существенно отстают в развитии. Сегодня учет геополитических факторов является неотъемлемой частью формирования политического курса любого государства.
Биополитическая парадигма. Теоретической базой данных представлений являются доктрины раннего позитивизма, согласно которым цель любой науки - это описание непосредственного наблюдаемого. Соответственно в политической науке предметом непосредственного наблюдения выступает поведение индивидов, общественных групп и т.д. Объяснение поведения сводилось к однозначно жесткой схеме: стимул - организм - реакция. Таким образом, биологические свойства организма, а именно пол, возраст, врожденные качества человека, согласно этой концепции, могут служить основанием объяснения политического поведения. При этом не признавалось существенным влияние других факторов, опосредующих реакцию и поведение человека.
На этих принципах сформировался бихевиоризм (наука о поведении) - одно из ведущих направлений американской политологии начала ХХ века. Его основоположниками считаются американские политики Мерриам и Лассуэлл, сформировавшие чикагскую школу политической науки. «Единицей» политического исследования было признано наблюдаемое поведение индивидов и групп в различных политических ситуациях. Использование бихевиористских методик предполагает, что благодаря точности описания политического поведения с помощью количественных методик политология уподобится по точности и доказательности естественным наукам. Основными принципами являются следующие: обнаружения сходства и различия в политическом поведении различных групп и индивидов, на основании чего делаются определенные прогнозы. По мнению бихевиористов, определяющей чертой человеческой психики и поведения является неосознанное стремление к личной власти, понимаемой как возможность оказывать влияние на кого-либо. «Человек - властолюбивое животное». Стремление к власти лежит во всех без исключения формах жизнедеятельности человека: в отношениях между супругами, родителями и детьми, начальниками и подчиненными и т.д. Эта же страсть лежит в основе любого политического действия.
В настоящее время идеи биополитики находят воплощение в феминистских теориях, исследующих особенности политического поведения женщин, а именно влияние пола, возраста, темперамента на область политики и других учениях.
В 50-60 годы появляется сходное с биополитическим - психологизаторское направление. Здесь предметом абсолютизации выступают психологические качества человека. Представители данного направления исходят из необходимости учитывать в политике субъективные механизмы политического поведения. Мотивы, которые приводят людей в политику и заставляют их участвовать в политических процессах, всегда индивидуальны, зависят от черт характера, воли, образования и воспитания. Таким образом, в рамках данной концепции, политическое поведение пытались объяснить исключительно психологическими качествами индивида или социальной группы. С этой целью были предприняты попытки применить в политологических исследованиях методы, заимствованные из экспериментальной психологии и психоанализа.
Проблема власти в широком смысле выступает в психоанализе как проблема господства бессознательного над человеческим сознанием. Так, известный американский психоаналитик - политолог К. Хорни считала главной движущей силой политической деятельности состояние страха, порождаемого в человеке враждебной социальной средой. Суть политической деятельности составляет, согласно К. Хорни, стремление избежать ситуаций, внушающих страх. Она выделяет «четыре великих невроза современности»: «невроз привязанности» (жажда любви и одобрения любой ценой), «невроз власти» (погоня за престижем и обладанием), «невроз покорности» (склонность к конформизму) и «невроз изоляции» (бегство от общества).
Данный подход, к примеру, нашел реализацию в концепции власти Б. Рассела. В раскрытии механизма влияния власти на индивидуумов особенно четко прослеживаются такие психологические элементы поведения, как страх, отчаяние, коллективная истерия. Именно эти свойства личности используют политические лидеры для утверждения своей власти. Поэтому важнейшим условием сохранения демократии и недопущения диктаторского режима являются создание благоприятных для полноценного развития личности условий и устранение таких, которые порождают социальное возбуждение, пессимизм. Таким образом, данный подход расширяет спектр скрытых мотивов политического поведения.
-Социальная парадигма объединяет разнообразные теории, которые объясняют природу политики посредством социальных факторов, прежде всего определяющей ролью той или иной сферы общественной жизни. Этих позиций, например, придерживается марксизм, согласно которому политика детерминируется экономическими отношениями.
В западной политологии распространена концепция права, согласно которой право рассматривается в качестве порождающей причины политики, определяющей ее содержание и направленность. Сторонники данной концепции считают, что право, а не политическая деятельность обеспечивает социально-политический компромисс в обществе.
Одной из разновидностей социальной парадигмы является культурологическая парадигма. В рамках данной концепции содержание политики ставится в зависимость от ценностных установок общества, групп или субъектов, то есть пытается объяснить политические феномены, аппелируя к культуре человеческой цивилизации. Каковы культурные традиции, такова и природа политической власти в обществе. Культура протестантизма способствовала развитию в западных странах этики индивидуализма и морали успеха, что привело к осознанию особой значимости либеральных прав и свобод. Клановая солидарность в странах АТР стала фундаментом коллективистской политической культуры. В качестве политических ценностей, определяющих характер поведения людей, выделяют идеологические, в основе которых лежит нравственная убежденность индивидуумов в ценности того или иного общественно-политического строя, персональные, связанные с верой индивидуумов в личные качества лидеров. Выбор тех или иных ценностей, а, следовательно, и форм политического поведения, определяется социокультурными характеристиками человека. Например, в качестве ценностей могут выступать доминирующие в обществе представления о политическом лидере, верой в его личные качества (культ Сталина). На сегодняшний день достаточно распространены представления, согласно которым именно демократический политический строй и провозглашенные им принципы являются главной гуманистической политической ценностью.
Таким образом, в рамках данной парадигмы провозглашаются те или иные политические ценности, определяющие характер поведения людей.
Итак, рассмотренные нами основные подходы к описанию и сущности политики показывают сложность и многоплановость мира политической жизни. Современное развитие общества характеризуется все более усиливающейся взаимозависимостью политического, экономического, правового, культурного и других сфер, что показывает: в рамках одной парадигмы невозможно в полной мере объяснить мир политической жизни.
Политология как учебная дисциплина.