Политология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:49, курс лекций

Описание

Политология – это наука о политике, политической сфере общества, процессов ее функционирования и влияния на все общество. Человеческое общество возникло примерно 35тыс лет назад. Политическая сфера возникла позднее (6-5тыс лет назад) с возникновением в 4 тысячелетии до н.э. первых государств в Др.Китае, Др.Индии, Вавилоне и др.

Работа состоит из  1 файл

Politologia.docx

— 65.32 Кб (Скачать документ)
  1. Объект и предмет политологии.

Политология – это наука о политике, политической сфере общества, процессов ее функционирования и влияния на все общество. Человеческое общество возникло примерно 35тыс лет  назад. Политическая сфера возникла позднее (6-5тыс лет назад) с возникновением в 4 тысячелетии до н.э. первых государств в Др.Китае, Др.Индии, Вавилоне и др. Объектом изучения любой науки называется то, на что направлено познание данной науки. С появлением политологии как науки объектом изучения стала называться политическая сфера общества и ее связи и взаимодействия с другими сферами общества. Предметом изучения любой науки называется сторона, часть или какие-либо закономерности, которые выделяет в объекте для своего изучения конкретная наука. При определении предмета политологии используются различные подходы. При широком подходе под предметом изучения понимается политика как целое, а именно ее сущность, механизмы функционирования, субъекты и объекты политики и содержательное определение политики. При узком подходе – сущность, механизмы функционирования, субъекты и объекты власти и ее взаимосвязи с обществом.

  1. Методы, категории и функции политологии.

Методами  науки называются приемы и способы, с помощью которых получаются новые знания и систематизируются  существующие знания. Политология использует 3 группы методов: политологические, общенаучные, эмпирические.

К политологическим относят:

- исторический  – метод, с помощью которого  явления политики изучаются в  их развитии и современном  состоянии

- сравнительный  – метод, с помощью которого  явления политики изучаются одинаковые, тождественные, повторяющиеся с  целью обнаружения у них общих  особенных единичных свойств

- структурный  – метод, с помощью которого  явления политики рассматриваются как сложное целое, состоящее из множества частей, сторон или закономерностей

- системный  – метод, с помощью которого  явления политики рассматриваются  как сложное целое состоящее  из множества элементов, взаимосвязанных  и взаимодействующих между собой

- функциональный  – метод, с помощью которого  явления политики рассматриваются  как сложное целое состоящее  из множества элементов связанных  между собой, но главное внимание  обращается на место и роль  элемента в системе.

Эмпирические – наблюдение, анкетирование, моделирование и прогнозирование.

Общенаучные – анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от мысленно-абстрактного к мысленно-конкретному.

Категории. Категорией науки называются наиболее общие понятия, с помощью которых раскрывается содержание предмета науки. К категориям политологии относятся – политика, политическая власть, государство, политическая система, политические отношения, политическая деятельность, субъекты политики. Они также раскрываются через менее общие понятия – закон, власть, судебная власть, исп.власть и др.

Функции политологии:

- познавательная(обеспечивает все общество знаниями о политике)

- методологическая( знания политологии могут использоваться  другими науками для получения  новых знаний о политике)

- теоретическая(политология  или знания о политике могут  выступать теоретической основой  практической деятельности людей)

- прогностическая(  на основе знаний прошлого  и настоящего может предсказывать  будущее состояние политики)

 

  1. Политические учения периода античности (Платон, Аристотель).

Платон

Античный  мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в  диалогах «Государство», «Политик»  и «Законы». Суть их в следующем:

1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.

2. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.

3. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).

Аристотель

Ученик  Платона.   Его учение было более  реалистичным, поскольку он обобщил  опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в  работе «Политика»:

1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.

2. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного».

3. Главная цель государства - достижение «лучшей жизни». Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.

4. Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей.

5. Лучшей формой государства Аристотель считал политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в интересах среднего класса.

4. Политические  учения эпохи зарождения и  развития капитализма(Макнавелли, Джефферсон, Монтескьё)

Родоначальником    политической    науки    считается Н. Макиавелли, который  в работе «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал  предмет и метод политологии. Н.Макиавелли в течение четырнадцати лет работал секретарем правительства  Итальянской республики и наблюдал политику изнутри.  Непосредственное участие в политической жизни  укрепило его во мнении, что политическая наука - это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач.  Вклад Н. Макиавелли в политическую науку состоял в следующем: Он обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т. д.), поскольку  политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях  и является предметом политической науки.   Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный мир. Он перенес  политику из сферы воображаемого  и желаемого в плоскость объективного и реального. Метод политического  реализма, который ввел в политологию  Н.Макиавелли, окончательно освободил  ее от религии. Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Государство он рассматривал как политическую форму организации общества. Формы государства имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота добра и зла. Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как «дурное во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они «хороши сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). Согласно Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы). Макиавелли отделил политику от морали. Политика, по его мнению,  должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Она подчинена достижению определенных целей. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти. Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743—1826), ставшего после образования США их третьим президентом, были близки к политическим взглядам Пейна. Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Однако главной причиной этих бедствий он считал развитие крупного капиталистического производства и идеализировал мелкое фермерское хозяйство. Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Джефферсон был основным автором проекта Декларации независимости. Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим Творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью". Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существования (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее правительство), что "долгом и правом" людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Право на революцию обосновано, и обосновано убедительно. Джефферсон вошел в историю политической мысли и в историю Нового времени в целом как автор Декларации независимости Соединенных Штатов. Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но и еще более в провозглашении наиболее передовых политических и правовых взглядов и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказывали и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в США.

  1. Общественно-политическая мысль в России. Ее особенности.

Как и в  Европе начальная стадия политической мысли России отличалась тем, что  она не отделялась от религиозной, растворялась в синкретическом видении мира, общины. Предметом наиболее важных политических суждений в Древней Руси были такие  проблемы, как происхождение государства, правомерность правящих кругов, пути укрепления княжеской власти, единство российских земель. Источник власти идентифицируется с божественным началом, и в этом – суть политической мысли Руси и средневековой Европы. Активность незнатных граждан России в годы шведско-польской интервенции, подъем национального самосознания народа привели к идее избрания царя “всей землей”. Мысль о народно-избранном царе противоречила старой традиции о божественном происхождении власти, но и положила начало русской традиции соборности, общинности. Cамым значительным памятником права был Судебник 1497 г. Он внес единообразие в судебную практику Русского государства. Судебник 1497 г. имел и другую цель - закрепить новые общественные порядки, в частности постепенное выдвижению мелких и средних феодалов - дворян и детей боярских. В целом русская политическая мысль допетровской эпохи развивалась параллельно с государственностью, ориентировалась на православную церковь. И только к ХVI веку в России появляются первые признаки начала процесса освобождения политической мысли от религии. Он был связан с творчеством Ф.И. Карпова, И.С. Пересветова, А.М. Курбского, выступавших за справедливость государственного устройства, сословную монархию. К ХVII веку в России проблемы власти становятся предметом специального наблюдения и анализа. Яркими представителями политической мысли в этот период явились А. Ордин-Нащекин, Ю. Крижанич. Он написал труд “Политика”, в котором писал, что ” безграничная власть противна божественному и природному закону.” Крижанич советовал ограничить законами всевластие “слуг царя”, установить новое, наилучшее законодательство, отменить слишком тяжелые для народа повинности, дать людям всех чинов и сословий подобающие привилегии. Новый этап в истории политической и правовой мысли России начинается на рубеже ХVII – ХVIII вв., с реформ Петра I. Политические реформы в России затрагивали общие проблемы государства, структуры государственного аппарата, социального устройства общества и сословных отношений. Петр I стремился укрепить абсолютную монархию, ограничить церковь и власть родовой аристократии. Сторонники идеи просвещенного абсолютизма, политические теоретики: Ф. Прокопич, Ф.С. Салтыков, В.Н. Татищев – рассматривали государство в качестве гаранта общего блага, как силу, способную облегчить

«общенародную пользу» и «внимать разуму подданных». В годы царствования Екатерины II сформировалась яркая плеяда политических просветителей  – Н.И. Новиков, И.А. Третьяков, Я.П. Козельский. Общим мотивом просветителей  была критика крепостничества. Развивая идею естественного права, Козельский поставил вопрос о нравственном характере  войны. Так, захватнические войны он называл злом, но считал правомерным  войны для отечества и восстание  против завоевателей. Хорошо известен афоризм А.П. Сумарокова «Мораль  без политики бесполезна, а политика без морали бесславна». На рубеже веков  ярко проявился талант А.Н. Радищева – демократа- просветителя, родоначальника революционного направления в политической науке России. Он являлся противником  самодержавия как политической формы  правления, считая его «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием». XIX век для политической мысли  России – век особый. В середине этого века в России указом «сверху» было отменено крепостное право, в стране стал развиваться капитализм. Однако политическая надстройка общества –  самодержавие – оставалось во многом неизменной. Идеалы конституционной, думской  монархии, не говоря уже о демократической  республике, в этом веке остались недостижимыми. Появились и ложились основные направления  русской политической мысли: либерализм, революционизм, консерватизм, ”западники”  и “славянофилы”. Все эти характерные  направления, возникшие в 19 веке, в  той или иной форме проявились и в последующей политической жизни страны. В 19 веке в политической мысли России зарождаются, а затем  оформляются ее основные направления  и течения: либерализм, консерватизм, радикализм. Радикальные теории и  методы переустройства российского  общества в начале 19 века были предложены декабристами – представителями  революционного дворянского движения. Руководитель Южного общества П.И. Пестель  свои республиканские взгляды в  работах “Конституция. Государственный  завет” и “Русская Правда”. В них  обобщались политические понятия, такие  как государство, народ, власть, их взаимные права и обязанности, давалась характеристика существующих политических порядков. В конце XIX века, в связи с развитием  рабочего и революционного движения, важную роль в политической мысли  России стали играть социалистические идеи марксистского направления. Наиболее ярко они были представлены Г.В. Плехановым – основоположником первой русской  марксистской организации «Освобождение  труда», созданной в 1883 году в Женеве, и В.И.Лениным – одним из лидеров  социал-демократического движения в  России, автором известных трудав “Развитие капитализма в России”, “Что такое “друзья народа”  и как они воюют против социал-демократов?”  в этих работах были преодолены иллюзии народников о крестьянской общине, показана неизбежность капиталистического развития России. В XX веке в истории России произошли три крупнейших события, имевших этапное, судьбоносное значение для ее политического развития, оказавших существенное влияние на генезис ее политико-правовой мысли: первая русская революция (1905-1907) и создание думской монархии; революция 1917 года; распад СССР (1991) и становление современной России. Русская и российская политическая мысль отличается прежде всего своеобразием набора и содержания поставленных и решаемых вопросов, особенностями видения общих для всех стран проблем, отстаиванием в постановке некоторых вопросов, заимствованием основополагающих идей Запада. 10 – 11 вв. - начало развития политической мысли России.

Информация о работе Политология