Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:49, курс лекций
Политология – это наука о политике, политической сфере общества, процессов ее функционирования и влияния на все общество. Человеческое общество возникло примерно 35тыс лет назад. Политическая сфера возникла позднее (6-5тыс лет назад) с возникновением в 4 тысячелетии до н.э. первых государств в Др.Китае, Др.Индии, Вавилоне и др.
Политология – это наука о политике, политической сфере общества, процессов ее функционирования и влияния на все общество. Человеческое общество возникло примерно 35тыс лет назад. Политическая сфера возникла позднее (6-5тыс лет назад) с возникновением в 4 тысячелетии до н.э. первых государств в Др.Китае, Др.Индии, Вавилоне и др. Объектом изучения любой науки называется то, на что направлено познание данной науки. С появлением политологии как науки объектом изучения стала называться политическая сфера общества и ее связи и взаимодействия с другими сферами общества. Предметом изучения любой науки называется сторона, часть или какие-либо закономерности, которые выделяет в объекте для своего изучения конкретная наука. При определении предмета политологии используются различные подходы. При широком подходе под предметом изучения понимается политика как целое, а именно ее сущность, механизмы функционирования, субъекты и объекты политики и содержательное определение политики. При узком подходе – сущность, механизмы функционирования, субъекты и объекты власти и ее взаимосвязи с обществом.
Методами науки называются приемы и способы, с помощью которых получаются новые знания и систематизируются существующие знания. Политология использует 3 группы методов: политологические, общенаучные, эмпирические.
К политологическим относят:
- исторический – метод, с помощью которого явления политики изучаются в их развитии и современном состоянии
- сравнительный
– метод, с помощью которого
явления политики изучаются
- структурный – метод, с помощью которого явления политики рассматриваются как сложное целое, состоящее из множества частей, сторон или закономерностей
- системный
– метод, с помощью которого
явления политики
- функциональный
– метод, с помощью которого
явления политики
Эмпирические – наблюдение, анкетирование, моделирование и прогнозирование.
Общенаучные – анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от мысленно-абстрактного к мысленно-конкретному.
Категории. Категорией науки называются наиболее общие понятия, с помощью которых раскрывается содержание предмета науки. К категориям политологии относятся – политика, политическая власть, государство, политическая система, политические отношения, политическая деятельность, субъекты политики. Они также раскрываются через менее общие понятия – закон, власть, судебная власть, исп.власть и др.
Функции политологии:
- познавательная(обеспечивает все общество знаниями о политике)
- методологическая(
знания политологии могут
- теоретическая(политология
или знания о политике могут
выступать теоретической
- прогностическая(
на основе знаний прошлого
и настоящего может
Платон
Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем:
1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.
2. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.
3. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).
Аристотель
Ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе «Политика»:
1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.
2. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного».
3. Главная цель государства - достижение «лучшей жизни». Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.
4. Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей.
5. Лучшей формой государства Аристотель считал политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в интересах среднего класса.
4. Политические
учения эпохи зарождения и
развития капитализма(
Родоначальником
политической науки
считается Н. Макиавелли, который
в работе «Государь» (1513) и «Размышления
о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал
предмет и метод политологии.
Н.Макиавелли в течение четырнадцати
лет работал секретарем правительства
Итальянской республики и наблюдал
политику изнутри. Непосредственное
участие в политической жизни
укрепило его во мнении, что политическая
наука - это наука практическая, служащая
решению жизненно важных задач.
Вклад Н. Макиавелли в политическую
науку состоял в следующем: Он
обосновал самостоятельность
Как и в Европе начальная стадия политической мысли России отличалась тем, что она не отделялась от религиозной, растворялась в синкретическом видении мира, общины. Предметом наиболее важных политических суждений в Древней Руси были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность правящих кругов, пути укрепления княжеской власти, единство российских земель. Источник власти идентифицируется с божественным началом, и в этом – суть политической мысли Руси и средневековой Европы. Активность незнатных граждан России в годы шведско-польской интервенции, подъем национального самосознания народа привели к идее избрания царя “всей землей”. Мысль о народно-избранном царе противоречила старой традиции о божественном происхождении власти, но и положила начало русской традиции соборности, общинности. Cамым значительным памятником права был Судебник 1497 г. Он внес единообразие в судебную практику Русского государства. Судебник 1497 г. имел и другую цель - закрепить новые общественные порядки, в частности постепенное выдвижению мелких и средних феодалов - дворян и детей боярских. В целом русская политическая мысль допетровской эпохи развивалась параллельно с государственностью, ориентировалась на православную церковь. И только к ХVI веку в России появляются первые признаки начала процесса освобождения политической мысли от религии. Он был связан с творчеством Ф.И. Карпова, И.С. Пересветова, А.М. Курбского, выступавших за справедливость государственного устройства, сословную монархию. К ХVII веку в России проблемы власти становятся предметом специального наблюдения и анализа. Яркими представителями политической мысли в этот период явились А. Ордин-Нащекин, Ю. Крижанич. Он написал труд “Политика”, в котором писал, что ” безграничная власть противна божественному и природному закону.” Крижанич советовал ограничить законами всевластие “слуг царя”, установить новое, наилучшее законодательство, отменить слишком тяжелые для народа повинности, дать людям всех чинов и сословий подобающие привилегии. Новый этап в истории политической и правовой мысли России начинается на рубеже ХVII – ХVIII вв., с реформ Петра I. Политические реформы в России затрагивали общие проблемы государства, структуры государственного аппарата, социального устройства общества и сословных отношений. Петр I стремился укрепить абсолютную монархию, ограничить церковь и власть родовой аристократии. Сторонники идеи просвещенного абсолютизма, политические теоретики: Ф. Прокопич, Ф.С. Салтыков, В.Н. Татищев – рассматривали государство в качестве гаранта общего блага, как силу, способную облегчить
«общенародную
пользу» и «внимать разуму подданных».
В годы царствования Екатерины II сформировалась
яркая плеяда политических просветителей
– Н.И. Новиков, И.А. Третьяков, Я.П. Козельский.
Общим мотивом просветителей
была критика крепостничества. Развивая
идею естественного права, Козельский
поставил вопрос о нравственном характере
войны. Так, захватнические войны он
называл злом, но считал правомерным
войны для отечества и