Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:49, курс лекций
Политология – это наука о политике, политической сфере общества, процессов ее функционирования и влияния на все общество. Человеческое общество возникло примерно 35тыс лет назад. Политическая сфера возникла позднее (6-5тыс лет назад) с возникновением в 4 тысячелетии до н.э. первых государств в Др.Китае, Др.Индии, Вавилоне и др.
28. Политическая культура. Определение и структура.
Политическая культура является частью культуры вообще и обладает ее общими признаками, а именно структурность, системность и развитие. Политическая культура – это исторически сложившаяся система политических знаний, убеждений, норм и ценностей, уплощающихся в политическом поведении людей и в практике функционирования политических институтов. Термин политическая культура был введен в научный оборот в 1956г американским политологом Г.Алмондом. Политическая культура – это политический опыт, получаемый в ходе исторического развития. Она оказала воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их политических ориентациях и установках, которые в свою очередь определяют политическое поведение людей.
В политологии существует 2 подхода к пониманию политической культуры: Объективистский(акцент делается на объективной сущности политической культуры, ее способности быть элементом политической системы, ее способности скреплять и пронизывать всю политическую систему) и субъективистский( главное внимание уделяется процессу интернализации политических ценностей, т.е. переводу их во внутренний субъективный мир личности и других субъектов политики и проявлению их в знаниях, убеждениях, эмоциях, оценках).
В целом политическая культура содержит 3 компонента:
- культуру
политического сознания(знание, убеждение,
предубеждение, политические
- культуру
политического поведения(
- культуру
функционирования политических
институтов(избирательная
Содержание политической культуры включает следующие элементы: политические знания, политические ценности и ценностные ориентации, политический опыт воплощенный в навыках, умениях, привычках и ритуалах, политические традиции, политические установки, образцы моделей политического поведения, образцы практического функционирования политических институтов, психологические явления, возникающие поп поводу политики.
В структуре пол. Культуры помимо этого выделяют 2 области: нематериализованная, идеальная(к ней относятся убеждения, установки, чувства и эмоции человека, составляющие его внутренний субъективный мир, они неотъемлемы от человека) и материализованная, опредмеченная( к ней относятся политические ценности, материализующиеся в политической символике)
29. Функции политической культуры.
Особенности политической
Политическая культура как элемент политической системы регулирует отношение и деятельности всей политической системы наряду с моралью. Ей свойственны определенные функции:
- познавательная,
т.е. формирование у граждан
необходимости общественно-
- идентификации,
реализация потребности
- интегративная,
достижение на базе
- коммуникативная,
позволяет установить связь
- нормативно-регулятивная,
она заключается в
- воспитательная,
заключается в формировании
В современной
России особенности пк: 1) этатизм(полное
безусловное признание
30. Политический режим. Основные типы.
Политический режим - это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности.
Содержание:
- метод и
организация управления
- способы
принятия властных решений(
- методы
сочетания политических партий
с другими элементами
- способы
реализации прав и свобод
- методы
реализации властных решений(
меры принуждения, насилия,
Исторически политический режим возник вместе с государством и существует везде где есть государство. Политология выделяет 3 основных типа режима: авторитарный, тоталитарный, демократический.
31. Авторитарный политический
Основан на неограниченной власти одного лица или группы лиц, при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод граждан. Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся: Военно-бюрократический режим авторитаризма, обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития; Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению; Дототалитарный авторитаризм — режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран, Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении; Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития; Расовая, или этническая, квазидемократия - это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нем допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида; Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма.
32. Тоталитарный политический
Тоталитаризм - это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия.
Признаки: -
наличие тоталитарной идеологии; - существование
единственной партии возглавляемой
сильным лидером; - всесилие полиции;
- монополия государства над
Характерные черты: - высокая концентрация власти, формирование органов власти, существование единоправящей партии, функционирует одна идеология, власть обладает монополией, государственные органы жестко контролируют экономику, государственное устройство носит унитарный характер.
Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях: послевоенных в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстановить хозяйство, наводить порядок, устранитьв обществе распри, обеспечить стабильность. В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
33. Демократический политический режим.
Самый сложный тип политического режима. Demos – народ и kratos – власть. С гр. - власть народа.
Суть:
- принятие
властных решений путем
- наличие
твердых гарантий для
- наличие прав и свобод граждан и гарантии их реализации
- источник власти народ
- избрание органов власти
- разделение властей
- политический плюрализм, многопартийность
- наличие политической оппозиции
- наличие независимого суда
- основные методы реализации власти – добровольное подчинение, принуждение, насилие
Демократия – власть большинства. Демократия – правление народа, избранное народом и для народа(А.Линкольн)
Демократия делится на прямую( Афины, Спарта) и представительную.
34. Внешняя политика и
Внешняя политика – это деятельность государства и других субъектов политической жизни по определению целей и реализации национальных интересов государства международной политической жизни. Она пронизывает собой все сферы международных отношений, а именно экономические, культурные, экологические и пр. в результате внешнеполитической деятельности многих государств формируется мировая политика( это совокупная деятельность государств и других субъектов политики на мировой арене). Внешняя политика может проявляться на разных уровнях: на двухстороннем, на многостороннем, на региональном, на мировом.
Международные отношения — это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т.д. Все международные отношения разделяются на: политические, экономические, научно-технические, идеологические, культурные, военные. В современной политологии пока еще нет четкого понимания субъектов международных отношений. Традиционно такими субъектами признавались отдельные государства. В последнее время наряду с государствами число субъектов включает: блоки государств, организации и движения, церковь, народ, транснациональные корпорации. Субъектами международных отношений РФ являются также: Президент, Совет Федерации и Госдума, Министерство иностранных дел, субъекты Федерации. Все субъекты международной политики опираются на ресурсы. РФ как субъект таких отношений обладает следующими ресурсами – экономическими, природными, военными, научными.
35. Цели и приоритеты внешней политики современной России.
В соответствии
с высшим приоритетом национальной
безопасности - защитой интересов
личности, общества и государства -
главные внешнеполитические усилия
должны быть сосредоточены на достижении
следующих основных целей: 1)обеспечение
безопасности страны, сохранение и
укрепление ее суверенитета и территориальной
целостности, прочных и авторитетных
позиций в мировом сообществе,
в наибольшей мере отвечающих интересам
Российской Федерации как одного
из влиятельных центров