Политология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:49, курс лекций

Описание

Политология – это наука о политике, политической сфере общества, процессов ее функционирования и влияния на все общество. Человеческое общество возникло примерно 35тыс лет назад. Политическая сфера возникла позднее (6-5тыс лет назад) с возникновением в 4 тысячелетии до н.э. первых государств в Др.Китае, Др.Индии, Вавилоне и др.

Работа состоит из  1 файл

Politologia.docx

— 65.32 Кб (Скачать документ)

28. Политическая культура. Определение  и структура.

Политическая  культура является частью культуры вообще и обладает ее общими признаками, а  именно структурность, системность  и развитие. Политическая культура – это исторически сложившаяся система политических знаний, убеждений, норм и ценностей, уплощающихся в политическом поведении людей и в практике функционирования политических институтов.  Термин политическая культура был введен в научный оборот в 1956г американским политологом Г.Алмондом. Политическая культура – это политический опыт, получаемый в ходе исторического развития. Она оказала воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их политических ориентациях и установках, которые в свою очередь определяют политическое поведение людей.

В политологии  существует 2 подхода к пониманию  политической культуры: Объективистский(акцент делается на объективной сущности политической культуры, ее способности быть элементом политической системы, ее способности скреплять и пронизывать всю политическую систему) и субъективистский( главное внимание уделяется процессу интернализации политических ценностей, т.е. переводу их во внутренний субъективный мир личности и других субъектов политики и проявлению их в знаниях, убеждениях, эмоциях, оценках).

В целом политическая культура содержит 3 компонента:

- культуру  политического сознания(знание, убеждение,  предубеждение, политические установки  и ценности)

- культуру  политического поведения( обычаи,традиции, образцы политического поведения,  стандарты, проф. И полит. Деятельности)

- культуру  функционирования политических  институтов(избирательная система,  способы разрешения политических  конфликтов, методов принятия властных  решений).

Содержание  политической культуры включает следующие  элементы: политические знания, политические ценности и ценностные ориентации, политический опыт воплощенный в  навыках, умениях, привычках и ритуалах, политические традиции, политические установки, образцы моделей политического  поведения, образцы практического функционирования политических институтов, психологические явления, возникающие поп поводу политики.

В структуре  пол. Культуры помимо этого выделяют 2 области: нематериализованная, идеальная(к  ней относятся убеждения, установки, чувства и эмоции человека, составляющие его внутренний субъективный мир, они  неотъемлемы от человека) и материализованная, опредмеченная( к ней относятся  политические ценности, материализующиеся  в политической символике)

29. Функции политической культуры. Особенности политической культуры  России.

Политическая  культура как элемент политической системы регулирует отношение и  деятельности всей политической системы  наряду с моралью. Ей свойственны  определенные функции:

- познавательная, т.е. формирование у граждан  необходимости общественно-политических  знаний, взглядов, убеждений, политической  компетентности

- идентификации,  реализация потребности человека  в понимании своей групповой  принадлежности

- интегративная,  достижение на базе общепринятых  политико-культурных ценностей согласия  в рамках политической системы

- коммуникативная,  позволяет установить связь между  участниками политического процесса  как по горизонтали так и  по вертикали политической жизни  а также транслировать элементы  политической культуры от одной  соцгруппы к другой

- нормативно-регулятивная, она заключается в формировании  и закреплении в полит сознании  и поведении людей необходимых  полит ценностей, установок, целей  и норм поведения, как правило  они закрепляются в конституциях и законах

- воспитательная, заключается в формировании полит  человека, его культурно-политических  свойств.

В современной  России особенности пк: 1) этатизм(полное безусловное признание приоритета государства в регулировании  общественных отношений, 2) преобладание групповой справедливости над принципами индивидуальной свободы, 3) персонализация государственной власти, постоянный поиск лидеров, 4) недооценка и недоверие  к методам регулирования взаимоотношений, 5) наличие раскола в системе  ценностей, 3 блока( традиционный(патриотизм);сформированный в советский период( приоритет  государственных и общественных интересов над личностью); западный индустриальный( ценности и права  человека, гуманизм, инновационность)

30. Политический режим. Основные  типы.

Политический режим - это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности.

Содержание:

- метод и  организация управления обществом

- способы  принятия властных решений(волевым  путем, путем голосования)

- методы  сочетания политических партий  с другими элементами политической  системы;

- способы  реализации прав и свобод граждан(в  этом смысле управление может  не иметь прав или иметь  права но не иметь гарантии, или иметь права и гарантии)

- методы  реализации властных решений(  меры принуждения, насилия, репрессии)

Исторически политический режим возник вместе с  государством и существует везде  где есть государство. Политология  выделяет 3 основных типа режима: авторитарный, тоталитарный, демократический.

 

31. Авторитарный политический режим.

Основан на неограниченной власти одного лица или группы лиц, при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод граждан. Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся: Военно-бюрократический режим авторитаризма, обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития; Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению; Дототалитарный авторитаризм — режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран, Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении; Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития; Расовая, или этническая, квазидемократия - это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нем допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида;  Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма.

32. Тоталитарный политический режим.

Тоталитаризм - это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия.

Признаки: - наличие тоталитарной идеологии; - существование  единственной партии возглавляемой  сильным лидером; - всесилие полиции; - монополия государства над массовыми  коммуникациями; - всесилие над средствами вооружения и над всеми организациями.

Характерные черты: - высокая концентрация власти, формирование органов власти, существование  единоправящей партии, функционирует  одна идеология, власть обладает монополией, государственные органы жестко контролируют экономику, государственное устройство носит унитарный характер.

Тоталитарный  режим возникает в кризисных  ситуациях: послевоенных в ходе гражданской  войны, когда надо жесткими мерами восстановить хозяйство, наводить порядок, устранитьв обществе распри, обеспечить стабильность. В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

33. Демократический политический  режим.

Самый сложный  тип политического режима. Demos –  народ и kratos – власть. С гр. - власть народа. 

Суть:

- принятие  властных решений путем голосования

- наличие  твердых гарантий для отстаивания  своих интересов большинством

- наличие  прав и свобод граждан и  гарантии их реализации

- источник  власти народ

- избрание  органов власти

- разделение  властей

- политический  плюрализм, многопартийность

- наличие  политической оппозиции

- наличие  независимого суда

- основные  методы реализации власти –  добровольное подчинение, принуждение,  насилие

Демократия  – власть большинства. Демократия – правление народа, избранное народом и для народа(А.Линкольн)

Демократия  делится на прямую( Афины, Спарта) и  представительную.

34. Внешняя политика и международные  отношения.

Внешняя политика – это деятельность государства и других субъектов политической жизни по определению целей и реализации национальных интересов государства международной политической жизни. Она пронизывает собой все сферы международных отношений, а именно экономические, культурные, экологические и пр. в результате внешнеполитической деятельности многих государств формируется мировая политика( это совокупная деятельность государств и других субъектов политики на мировой арене). Внешняя политика может проявляться на разных уровнях: на двухстороннем, на многостороннем, на региональном, на мировом.

Международные отношения — это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т.д. Все международные отношения разделяются на: политические, экономические, научно-технические, идеологические, культурные, военные. В современной политологии пока еще нет четкого понимания субъектов международных отношений. Традиционно такими субъектами признавались отдельные государства. В последнее время наряду с государствами число субъектов включает: блоки государств, организации и движения, церковь, народ, транснациональные корпорации. Субъектами международных отношений РФ являются также: Президент, Совет Федерации и Госдума, Министерство иностранных дел, субъекты Федерации. Все субъекты международной политики опираются на ресурсы. РФ как субъект таких отношений обладает следующими ресурсами – экономическими, природными, военными, научными.

35. Цели и приоритеты внешней  политики современной России.

В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности - защитой интересов  личности, общества и государства - главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей: 1)обеспечение  безопасности страны, сохранение и  укрепление ее суверенитета и территориальной  целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам  Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира и необходимых для роста  ее политического, экономического, интеллектуального  и духовного потенциала; 2)создание благоприятных внешних условий  для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни  населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового  государства и демократических  институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение  конкурентоспособности страны в  глобализирующемся мире; 3)воздействие  на общемировые процессы в целях  установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных  проблем и на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и  партнерских отношениях между государствами  при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения  и обладающей уникальной легитимностью; 4) формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и  предотвращению возникновения новых  очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации  регионах и других районах мира; 5) поиск согласия и совпадающих  интересов с другими государствами  и межгосударственными объединениями  в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры; 6) всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих  за рубежом; 7)содействие объективному восприятию Российской Федерации в  мире как демократического государства  с социально ориентированной  рыночной экономикой и независимой  внешней политикой; 8) поддержка и  популяризация в иностранных  государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное  многообразие современного мира и в  развитие партнерства цивилизаций.

Информация о работе Политология