Политология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:49, курс лекций

Описание

Политология – это наука о политике, политической сфере общества, процессов ее функционирования и влияния на все общество. Человеческое общество возникло примерно 35тыс лет назад. Политическая сфера возникла позднее (6-5тыс лет назад) с возникновением в 4 тысячелетии до н.э. первых государств в Др.Китае, Др.Индии, Вавилоне и др.

Работа состоит из  1 файл

Politologia.docx

— 65.32 Кб (Скачать документ)

12. Политическое лидерство.

Политическое  лидерство – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или  нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу.

Функции лидера – это главные направления  его деятельности. Обычно выделяют 6 общих функции: Программная функция - разработка лидером программы деятельности, Диагностическая (аналитическая), Мобилизационная  привлечение широких слоев населения  для достижения своей личной или  общей цели, Коммуникативная направлена на упрочение каналов политической связи с целью убеждения в  правильности курса и  предотвращения  отчуждения граждан от власти, Функция  социального арбитража и патронажа  связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и  порядка, Функция легитимации политического  режима - обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета лидера.

Типы лидеров. По Веберу. В зависимости от способа  легитимации власти:

- Традиционное. Авторитет традиционных лидеров  основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер  получает по наследству.

- Харизматическое.  Основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.

- Рационально-легальное  характеризуется верой в правомерность  порядка избрания лидера. Власть  рационально-легального лидера основывается  на праве.

13. Политическая элита.

 Это относительно  самостоятельная группа политических  деятелей. Привилегированная группа, слой общества, который концентрирует  в своих руках государственную  власть и занимает властные  посты, управляя обществом. Одними  из признаков элиты является  групповое сознание и способность  принятия важнейших решений. По  объему властных функций различают:  высшую, принимающую наиболее важные  для всего государства решения;  среднюю, олицетворяющую властные  структуры крупных регионов; и  низшую, административную, представленную  служащими - управленцами.Также выделяют правящую и оппозиционную элиту. Роль правящей элиты, как составной части политической элиты, наглядно демонстрируют ее функции, которые зависят от особенностей самой элиты.

Стратегическая - разработка стратегии и тактики  развития общества, определение программы  действий.

Коммуникативная - предусматривает эффективное выражение  в полит программах интересов  и потребностей различных соц. групп  и слоев населения и реализацию их в практических действиях.

Организаторская - необходимость организовывать массы. Среди потенциальных полит элит наиболее эффективными будут те, кот  в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами.

Интегративная состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его полит  и эк систем, в недопущении конфликтов, острых противоречий, деформации полит  структур.

14. Понятие, виды, функции и принципы  выборов в современном обществе.

В демократических  странах путем выборов формируется  парламент, органы местного самоуправления, президенты, губернаторы и пр. Они  представляют собой способ формирования органов власти и управления с  помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан. Выборы бывают прямые и косвенные. Прямые, или непосредственные, выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане-избиратели. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках и др. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты, правительства, судьи и др. Косвенные выборы могут иметь две, три и более степеней.

Функции выборов: - представительство общественных потребностей и интересов; - легитимация власти, власть избранная народом является легитимной; - социальный барометр политической жизни, по итогам выборов определяется отношение граждан к структуре власти; - рекрутирование политической элиты; - политическая социализация граждан.

Принципы выборов: обязательность и периодичность; открытость и гласность; свобода выборов(гражданин сам решает участвовать ил нет, относительные ограничения для кандидатов и партий); альтернативность; справедливость(выборы организуются независимыми органами и обеспечивается контроль за этими органами, соблюдение объективности).

15. Избирательные системы: понятие и виды. Особенности избирательной системы России.

Избирательная система в широком смысле это  целостная совокупность политических субъектов, институтов, норм, принципов  и процедур, составляющих механизм организации и проведения выборов. В структуре основных компонентов  избирательной системы выделяют субъектов выборов(избиратели, политические партии и кандидаты на выборную должность) и избирательное право(это система  правовых норм, устанавливающих и  юридически закрепляющих порядок формирования выборов и выборов госорганов. Оно имеет 2 аспекта – в широком  смысле это совокупность юридических  норм, регулирующих формирование органов  власти, в узком смысле это право  граждан участвовать в формировании органов власти). Выделяют три основных вида избирательных систем: мажоритарная; пропорциональная; смешанная. Основная особенность избирательной системы в России состоит в том, что она является смешанной, т.е. складывается из мажоритарной и пропорциональной систем представительства. В соответствии с российскими законами избирательными правами обладают граждане Российской Федерации, достигшие на момент проведения выборов восемнадцати лет. Право избирать называется активным избирательным правом, а право быть избранным — пассивным (для депутатов Государственной Думы — не менее 21 года, для Президента России — не менее 35 лет). Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными и находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям. Государственная Дума избирается на основе мажоритарной избирательной системы (225 депутатов) и системы пропорционального представительства (225 депутатов). Совет Федерации в буквальном смысле слова не избирается, а формируется из представителей органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Президент Российской Федерации избирается по мажоритарной избирательной системе как абсолютного, так и относительного большинства.

16. Политическая власть: ее определение  и признаки.

Политическая  власть выступает основным средством  реализации политики, поэтому в политике и политологии она занимает центральное  место. Она решает в обществе 2 основные задачи – организация в определенной мере всей общественной жизни и разрешение социальных конфликтов. Политическая власть – это возможность и способность одного человека или группы влиять на других людей с помощью авторитета, норм права, силы и других средств принуждения.

Сущность  политической власти – принуждение  вне зависимости от того, реализуется она добровольно или принудительно.

Признаки  политической власти:

- верховенство( ее решения обязательны для  всех других видов власти, для  всего общества, для всех его  сфер и для каждого человека ).

- публичность(  действует от имени всего общества  на основе права и публично )

- всеобщность(м  решения политической власти  распространяются на всю территорию, на все организации, институты,  на всех граждан)

- легальность(  обладание законным правом на  применение силы и др средств  принуждения)

- моноцентричность( существование только одного  центра принятия властных решений  )

17. Ресурсы политической власти. Легальность и легитимность политической  власти.

Властвующие  при субъекты воздействии на управляемых для усиления своего воздействия на них используют следующие ресурсы: - природные(земля, пашня, лес, вода, нефть, газ); - экономические(средства производства, финансы, золото); - силовые(армия, полиция, оружие); - социальные(имеют 2 формы: поддержка населением действий власти и желание населения работать в структуре власти); - информационные(СМИ).

Легальной политической властью называется та власть, которая  основана на традициях или на законах. Нелегальная политическая власть не основана на законе или традициях. При моральной оценке власть определяется как легитимная или нелегитимная. Легитимная политическая власть это власть, которую управляемые воспринимают как рациональную, объективную и эффективную и как справедливую. Нелегитимная власть называется власть признаваемая управляемыми необъективной и несправедливой.

18. Разделение, принадлежность и  функции политической власти.

Власть делится  по вертикали( высшая власть-власть субъектов  РФ-органы местной власти-власть народа)

При разделении власть принадлежит различным субъектам  – народу(он является источником власти), органам местной власти, органам  властвующих субъектов Федерации, органам высшей власти, отдельным  лицам, в определенном смысле правящим партиям.

Функции политической власти: - управление руководством в  определенной мере обществом и его  сферами; - разрешение конфликтов и  согласование интересов различных  социальных групп; - оптимизация самой  политической системой о приспособление ее к интересам властвующих субъектов; - обеспечение стабильности в обществе.

Главной задачей  политической власти современно РФ является обеспечение согласования функций, полномочий, ресурсов, и ответственности  между органами высшей власти, между органами высшей власти и власти субъектов, между властью субъектов и власть субъектов самоуправления.

19. Политическая система общества. Понятие и структура.

Целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление  политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.

Она состоит  из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем). Обычно выделяют  пять основных подсистем в структуре  политической системы. Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь. Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества. Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия. Идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики. Культурная подсистема – комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.

 

20. Функции политических систем. Типология политических систем. Особенность политической системы России.

Функции: Политическое руководство обществом (управление общественными делами). определение стратегических целей и перспектив общественного развития. функция целеполагания.Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция).Регулятивная функция - связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе.Мобилизационная функция, обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.Дистрибутивная функция, направлена на распределение ресурсов и ценностей.Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

Типология осуществляется на основе учета различных признаков

1. По характеру  взаимоотношения с внешней средой  на: Закрытые -  имеют ограниченные  связи с внешней средой, невосприимчивы  к ценностям иных систем и  самодостаточны, т. е. ресурсы  развития находят внутри таких  систем.  Примеры - бывшие страны  социализма (СССР, Венгрия, Болгария).Открытые - активно обмениваются ресурсами,  успешно усваивают передовые  ценности иных систем, подвижны  и динамичны. Пример - развитые  демократические государства Запада

2. По политическому  режиму - Тоталитарные - характерно  полное подчинение личности и  общества власти, регламентация  и контроль за всеми сферами  жизни людей со стороны государства;  Авторитарные – характерна неограниченная  власть меньшинства при сохранении  некоторых экономических, гражданских,  духовных свобод для большинства;  Демократические- предполагает приоритет  прав личности, контроль общества  над властью.

3. По содержанию  и формам управления - либеральные  демократии, в которых принятие  политических решений ориентировано  на ценности индивидуализма, свободы,  собственности;- коммунистические системы  ориентирующиеся на ценности  равенства, социальной справедливости; - традиционные политические системы,  опирающиеся на олигархические  формы правления и ориентирующиеся  на неравномерное распределение  экономических ресурсов и социальных  статусов;- популистские политические  системы, преобладающие в развивающихся  странах; они используют стремятся  к большему равенству в распределении  благ;- авторитарно-консервативные  политические системы, преследующие  цели сохранения социального  и экономического неравенства,  ограничения политического участия  населения.

4. По классовому  принципу (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая) политические системы).

В России. Структурная  невыстроенность различных ветвей власти, их внутренняя неоднородность и противоречивость являются объективными основаниями для конфликтов между  ветвями власти и явно не способствуют продвижению демократических реформ в России. Вторая группа факторов включает в себя, как упоминалось, психологические  факторы, которые играют в политической борьбе не менее важную роль, чем  институты. Политика - игра командная. Эффективность властных структур во многом определяется способностями  и умениями строить коллективные действия.

Информация о работе Политология