Политология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 13:06, контрольная работа

Описание

Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 293.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 
 
 
 

Факультет:                            Экономический

Специальность:                    Бух, учет, анализ и аудит 
 
 
 
 

                КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 
 
 

По  дисциплине: «Политология» 
 
 
 
 
 

Выполнил: Кожекина Ирина Николаевна 

      Руководитель:________________________ 
 
 
 
 
 

г. Смоленск 2010 г.

       1. Методы и функции политологии. 

   Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

   В связи с указанными причинами  в настоящее время приобретают  особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике – политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.

   Политические  явления и процессы познаются с помощью различных методов. Методы – это средства анализа, способы проверки и оценки теории.

   Основные  типы методов и уровни методологии  политических исследований сложились  постепенно в ходе исторического развития политической мысли. Периодизация развития методологии политической науки может быть представлена следующим образом:

  1. классический период (до XIX в.), связанный преимущественно с дедуктивным, логико-философским, и морально-аксеологическим подходами;
  2. институциональный период (XIX – начало XX века) на ведущие позиции выходят историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы:
  3. бихевиористский (англ. behavior – поведение) период (20 -70е гг.), когда стали активно внедряться количественные методы;
  4. в последней трети XX в. наступил новый, постбихевиористский этап, характеризующийся сочетанием «традиционных» и «новых» методов.   

   Споры о приоритетных подходах продолжаются до сих пор, основными течениями  в рамках методологии политической науки по-прежнему являются «традиционалистское» (исповедующее качественные методы классической и институциональной политологии) и «бихевиористское» (ратующее за приоритет «точных», эмпирических и количественных методов).

   Институциональный метод связан со стремлением выявить определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества, начиная с конституции, и их смысл существования и нормального развития общества.

   В данном подходе основное внимание уделяется  политическим институтам (парламенту и правительству, партиям и избирательным процедурам, механизмам разделения властей и конституционному устройству). Анализ строится, исходя из сложившихся и общественно ускоренных политических форм. Эти формы или институты, с одной стороны, являются логическим продолжением и закреплением социальных отношений и норм, а с другой – призваны вносить в общество стабилизирующее начало.

   Сравнительный (компаративный) метод известен со времен Аристотеля, Платона, Монтескье. Его особенность заключается в сопоставлении двух (или более) политических объектов. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит их подобие, вычислить общие черты либо показать, по каким признакам они (политические объекты) различаются.

   Для того чтобы понять истинную сущность мира политического, необходимо изучить различные формы его проявления в различных странах и регионах, социально-экономических, общественно-исторических ситуациях, у разных наций и народов. В этом контексте в качестве объектов сравнительного анализа  могут выступать не только политическая система во всей целостности, ее формы, типы и разновидности, но и ее конкретные составляющие, такие, как государственные институты, законодательные органы, партии и партийные системы, избирательные системы, механизмы политической социализации и т.д. Современные компаративные политические исследования охватывают десятки, а то и сотни сравниваемых объектов, проводятся с использованием, как качественных подходов, так и новейших математических и кибернетических средств сбора и обработки информации.

   С помощью социологического метода можно  выявить взаимосвязь политических и других сфер жизни, раскрыть социальную природу власти, государства, права и т.д., определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.

   Антропологический метод, который исходит из природы  человека, широко используется при  анализе механизмов, институтов власти и социального контроля преимущественно в до индустриальных обществах, а также проблем адаптации и трансформации традиционных механизмов контроля при переходе к современным политическим системам.

   Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

   Своеобразную  революцию в науке совершил бихевиористский метод, возникший как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политическая жизнь анализировалась путем изучения государственно-правовых и  политических институтов, их формальный структуры, процедур их деятельности.

   Применение  бихевиористского метода в политологии  основывается на убеждении, что политика как общественное явление имеет, прежде всего, индивидуальное измерение, и поэтому все групповые формы деятельности она стремится вывести именно из анализа поведения индивидов, соединенных групповыми связями. Подход такого рода предполагает, что доминирующим мотивом участия в политике является политическая ориентация. Для бихевиористов политика – это вид социального поведения индивидов (групп), характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во власти и властвовании.

   Коммуникативный метод позволяет разработать кибернетическую модель политического процесса, рассматривая политические структуры как коммуникативные единицы, единицы общения. Политические взаимодействия рассматриваются  как информационные потоки, главный из которых – политическое решение и реакция на него агентов политики.

   Метод политического моделирования состоит  в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей.

   Политология, как и любая наука, выполняет ряд функций в обществе научно-познавательного, методологического и прикладного характера.

   Во-первых, это познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий.

   Во-вторых, политология, изучая объективные закономерности, тенденции и противоречия политической системы, проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализируя пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, выполняет функцию рационализации политической жизни. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и политические структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов. Тем самым политология создает теоретическую основу политического строительства, политических реформ.

   В-третьих, политология выполняет функцию  политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить отношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов, выработать отношение к существующим политическим структурам, партиям, определенную линию политического поведения.

   В-четвертых, это прогностическая функция. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; 3) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы развития политической ситуации в стране или регионе, перспектив и возможностей тех или иных политических лидеров, партий  и т.д.

   Разумеется, между этими функциями существует тесная взаимосвязь. Понятно, что свою социальную роль политология может выполнять на основе определенной совокупности знаний. Причем, чем выше степень познания, чем конкретнее полученные знания, тем эффективней она реализует свои социальные задачи. 
 

   2. Социальные группы  как субъекты политики.  

   В любом сложно организованном обществе люди всегда отличаются друг от друга, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни характеристикам. В той мере, в какой они обладают одинаковыми чертами и свойствами, они образуют группы; различия же между этими группами создают тот уровень общественной дифференциации, который может иметь самые серьезные политические последствия.

   Как показывает опыт, именно переплетение интересов групп, их различные связи и взаимоотношения оказывают существенное воздействие на содержание политических процессов. Характер влияния групп на политику определяется, прежде всего, сохраняющимися между ними различиями в обладании теми или иными ресурсами, которые они могут использовать для защиты своих интересов. Другими словами, в качестве своего важнейшего источника политика имеет реальное существующее расслоение населения, которое характеризует неравенство общественного положения групп.

   Отношения общественного равенства и не равенства, а также права и обязанности групп, вытекающие из занимаемых ими общественных позиций (статусов), называются социальной стратификацией. Это понятие характеризует ту постоянно существующую асимметрию в отношении групп, которая структурирует общество, но всегда является результатом воздействия конкретных социально-экономических и иных общественных отношений в конкретной стране. В то же время социальная стратификация – это результат взаимодействия тенденции к расслоению населения и его преодоления.

   Разносторонность  и многообразие социальной стратификации  помимо фиксации групповых различий означает так же и то, что человек одновременно принадлежит к разным социальным стратам (скажем, в одно и то же время является отцом семейства, членом определенной профессиональной, а так же национальной группы, жителем того или иного города и т.д.). Таким образом, социальная стратификация показывает, что человек обладает различными социальными статусами.

   Социальная  стратификация в широком смысле включает в себя все группы, обладающие различными, в том числе политическими, статусами и ресурсами.

   Каждое  общество обладает той или иной социальной структурой, но далеко не каждая группа способна включиться в политику, используя  институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения более высоких статусов. К примеру, многие группы могут строить свои отношения на идеях сотрудничества и соучастия в разрешении тех или иных проблем без обращения за помощью к государству. В то же время в определенных, в частности, в тоталитарных системах групп, как правило, являются объектами, а не субъектами власти. Политическая пассивность групп может быть вызвана и их социальной инерцией, привычкой сохранять с государством достигнутый баланс отношений.

   Таким образом, социальная группа с политической точки зрения – это еще субъект  в потенции. Становление ее реальным, действующим субъектом политических отношений, когда находящиеся в ее распоряжении ресурсы начинают использоваться для изменения характера функционирования государственной власти и управления, зависит от многих причин, прежде всего - от социальных противоречий и интересов групп, доминирующих ценностей, способностей к самоорганизации и др. Первостепенным побудительным мотивом политической активности группы выступают, как правило, наиболее существенные, т.е. властно значимые, интересы, которые она не может реализовать без привлечения  механизмов государственного управления.

Информация о работе Политология