Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 13:06, контрольная работа
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.
6.
Рекрутирование политической
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определенные, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.).
Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не только силой с помощью массового истребления, но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX веке в целях легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения.
В
последние десятилетия
В период после второй мировой войны и, особенно, в последние десятилетия авторитарный политический строй чаще всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально на переход к демократии.
В современных условиях постсоциалистических стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратится в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольность гражданам – важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования общества.
Демократически
ориентирующиеся авторитарные режимы
не долговечны. Их реальной перспективой
является более устойчивый в современных
условиях тип политической системы –
демократия.
9.
Современные теории
элит.
Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В повседневном языке оно имеет два значения. Первое из них отражает обладание каким-то интенсивно, четко и максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. В этом значении термин «элита» употребляется в таких словосочетаниях, как «элитное зерно», «элитные лошади», «спортивная элита», «элитные войска», «воровская элита» и т.п.
Во втором значении слово «элита» относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия. (Сам термин «аристос» означает «лучший», соответственно, аристократия – «власть лучших»).
В политической науке термин «элита» употребляется лишь в первом, этически нейтральном значении. Определяемое в самой общей форме, это понятие характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций. Теория элит стремится исключить нивелировку, усредненность в оценке влияния людей на власть, отражает неравномерность ее распределения в обществе, соревновательность и конкуренцию в области политической жизни, ее иерархичность и динамизм.
Проблемы изучения теории элит отражены в работах многих авторов, таких как Ашин, Охотский, Миллс и многих других. Но в тоже время элитология молодая наука, только начавшая свое формирование, несмотря на то, что теории элит ведут свое начало с древнейших времен, со времен первых элитологов Платона и Аристотеля.
Признанными основателями элитологии и ее «патриархами» являются итальянские социологи Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс. Им удалось достаточно предметно и конкретно сформулировать основные положения научно-философской концепции элиты, представить их в форме определенной системы взглядов относительно того социального слоя, который в силу обладания наибольшим количеством позитивных качеств, видов ценностей и приоритетов (власть, богатство, происхождение, культура, сила воли, место в церковно-духовной сфере и т.д.) занимает наиболее влиятельные позиции в общественной иерархии.
Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким теоретическим, а впоследствии (преимущественно после второй мировой войны) и эмпирическим исследованиям групп, руководящих государством или претендующих на это. Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не тративших современной значимости, являются концепции макиавеллистской школы (Моска, Парено Михельс и др.). Их объединяют следующие идеи:
1.
Особые качества элиты,
2. Групповая сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.
3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.
4.
Формирование и смена элит
в ходе борьбы за власть. Господствующее
привилегированное положение
5.
В общем конструктивная, руководящая
и господствующая роль элиты
в обществе. Она выполняет необходимую
для социальной системы
Макиавеллистские
теории элит подвергаются критике за
преувеличение значения психологических
факторов, антидемократизм и недооценку
способностей и активности масс, недостаточный
учет эволюции общества и современных
реальностей государств всеобщего благоденствия,
циничное отношение к борьбе за власть.
Такая критика во многом не лишена оснований.
10.
Предпосылки и
условия формирования
в России гражданского
общества.
Формирование и становление правового государства, демократии неразрывно связаны с развитием гражданского общества. Исторически идея гражданского общества относится к античности (Древняя Греция, Древний Рим), к философии Аристотеля и Цицерона. Однако понятие «гражданское общество» появилось в Новое время, и особенно после французской буржуазной революции XVIII века. В трудах Ш. Монтескье, Дж. Локка, Т. Гоббса концепция гражданского общества базировалась на идеях естественного права (право на жизнь, свободу и собственность) и общественного договора. Гражданское общество, по их мнению, является результатом соглашения, по которому общество и государство добровольно на взаимной основе договариваются о правовых формах и методах сотрудничества. В тоже время гражданское общество может существовать лишь в таком государстве, которое выражает интересы граждан. Английский экономист Адам Смит разработал материальную основу гражданского общества, главными элементами которого стали частная собственность, рыночная экономика, экономическая независимость людей.
Значительный вклад в дальнейшую разработку концепции гражданского общества внес Гегель. Гражданское общество для Гегеля – это сфера частной жизни граждан, представляющая собой сложное сочетание интересов частных лиц, классов, различных групп, институтов, взаимодействие которых регулируется правом, фундамент гражданского общества образует частная собственность, общность интересов и формальное (то есть оформленное законом) равенство граждан.
В отличие от своих предшественников Гегель рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. По Гегелю, гражданское общество должно функционировать наряду с государством, а не внутри него. Гражданское общество он рассматривает как особую стадию на пути от семьи к государству: государство – высшая по сравнению с гражданским обществом ступень развития.
В XX веке идея гражданского общества приобрела еще большую актуальность. Это было связано как с появлением тоталитарных и авторитарных режимов и необходимостью борьбы с ними за демократию, так и с процессом упрочения демократических ценностей, принципов и институтов.
Таким образом, гражданское общество – это продукт исторического развития человечества, высшая форма самореализации личности. Оно появляется в период перехода от феодализма к капитализму по мере роста благосостояния, культуры и самосознания народов. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности экономической самостоятельности граждан на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и появление гражданских прав. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности.
Процесс формирования гражданского общества в России начался во второй половине XIX века после отмены крепостного права в 1861 году и реформ местного самоуправления и судебной системы.
Освобождение крестьян от крепостной зависимости дало резкий толчок к развитию капиталистических отношений.
Российская буржуазия, владея крупной частной собственностью, но, не имея доступа к политической власти, начинает борьбу за гражданские права. Появляются независимые от государства образовательные, медицинские и другие общества, в которых объединяется активная часть буржуазии.
В 60-70 годы XIX века проводится земская и городская реформы. В выборах в органы местного самоуправления – земские собрания и управы, городские суды и управы – принимают участие представители всех сословий, имеющие частную собственность.
Судебная реформа 1864 года установила равенство всех граждан России перед законом. Формально судьи становились независимыми от исполнительной власти. Были введены гласность и состязательность судебного процесса, должности адвоката и прокурора.
В годы первой русской революции 1905-1907 годов появились политические партии и первый законодательный орган Российского государства, сформировавшийся на основе избирательного права – Государственная Дума.
После Октября 1917 года в стране была введена жесткая централизованная власть и до начала 90-х годов государственная власть контролировала все стороны жизни общества.
Формирование
гражданского общества в России имеет
ряд специфических
Во-первых, в психологии граждан России сформировалась привычка подчинения сильной власти, которая всегда брала на себя все решение важнейших вопросов общественной жизни.