Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 13:06, контрольная работа
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.
Моралистическая
политическая субкультура рассматривает
единение, сотрудничество всех членов
общества как основу демократии. Целью
политики является благо всего народа,
благо всего общества, ради чего допускается
вмешательство правительства в частную
жизнь. Моралистическая субкультура требует
от каждого гражданина участия в политической
жизни. От политиков же требуется строго
следовать нормам морали. В моралистической
субкультуре допускается тип нейтральной
администрации, а отношение к бюрократии
остается сдержанным. Традиционалистская
политическая культура ориентируется
на сохранение иерархической структуры
общества, власть элиты, члены которой
наследуют свои привилегии. Особое значение
традиционалистская субкультура придает
семейным связям и отношениям внутри местных
сообществ, а партиям отводится второстепенная
роль. Отношение к бюрократии негативное.
Политолог Р. Инглхарт пишет, что пришло
время изменить акценты в структуре социального
анализа, отдав приоритет изучению культурных
факторов, определяющих сущность и масштабы
экономических изменений. Повышение роли
и значимости культурных факторов заметно
во всем мире. Вся культурная жизнь значительно
опережает классовые и другие факторы.
Развитость политической культуры, как
считает Р. Инглхарт, определяется, во-первых,
уровнем доверия членов общества друг
к другу, во-вторых, степенью их жизненной
удовлетворенности, в-третьих, наличием
поддержки в пользу революционных изменений.
Взаимодействие между тремя составляющими
носит взаимозависимый характер. Одного
межличностного доверия недостаточно;
для стабильного функционирования современной
демократии необходима высокая приверженность
населения к демократическим институтам.
Последняя достигается при определенной
степени жизненной удовлетворенности,
уровне дохода. Успешное экономическое
развитие рождает ощущение экономической
безопасности, что блокирует поддержку
населением призывов к революционным
изменениям.
7.
Понятие и содержание
политической социализации.
Стабильное функционирование политической системы общества, сохранение целостности социального организма предполагает постоянное воспроизводство и развитие политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического поведения. Данный процесс получил название политической социализации.
В современной политической науке не существует общепринятого представления о содержании, длительности и стадиальности процесса политической социализации. Чаще всего под политической социализацией понимают процесс усвоения индивидом выработанных обществом политических ориентаций, установок и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества.
Важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться в политической системе, выполнять там определенные функции. В противном случае человек не может эффективно отстаивать свои социальные и политические интересы.
Политическая социализация представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия индивида и политической системы. С одной стороны, политическая социализация включает целенаправленное воздействие политической системы на индивида и представляет процесс передачи индивиду существующих в обществе политических ориентаций, ценностей и моделей политического поведения.
С другой стороны, политическая социализация включает и собственную активность индивида, то есть преобразование предлагаемых обществом норм политической культуры в свои собственные ценности и установки. В этом отношении влияние политической системы на политическое формирование личности в некоторой степени зависит от внутренних убеждений индивида.
Обычно
выделяют три основных уровня политической
социализации. На социальном уровне (всего
общества в целом) на политическое формирование
личности, определяющее значение оказывают
социально-экономические и
Политическая социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. В зависимости от отношения индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа политической социализации личности.
"Допартиципаторный" - индивид еще не принимает личного участия в политическом процессе. Данный этап охватывает период ранней дошкольной фазы дотрудовой стадии общей социализации и частично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно "первичная" политическая социализация. Именно в это время закладываются основы, усваиваемой индивидом политической культуры. В свою очередь, этот этап подразделяется на ряд последовательно сменяющих друг друга стадий.
Американские политологи Д.Истон и Дж.Деннис выделяют четыре таких стадии: "политизации", "персонализации", "идеализации" и "институализации". Первая из них, охватывающая примерно первые пять лет жизни ребенка, характеризуется тем, что у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей. На второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры как крупных политических лидеров общенационального масштаба (президент, премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), так и лиц, олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский). Третья стадия характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более устойчивого эмоционального отношения к политической системе. В рамках четвертой стадии ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты (государственные структуры, партии), что свидетельствует об усложнении его политических представлений и переходу к самостоятельному ведению политики.
Особенность первичной социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому усвоение норм политической культуры в рамках этого этапа происходит, прежде всего, на эмоциональном уровне.
На
первом этапе политической социализации
важнейшую роль играет семья, которая
формирует у ребенка
Школа
не только дополняет, но и в чем-то
может перестраивать
Важнейшим
агентом политической социализации
является внесемейное ближайшее
окружение, персонифицированное в
друзьях, группе сверстников. В определенных
ситуациях воздействие этого
агента может быть сильнее, чем семьи
и школы. Например, в США велико социализирующее
воздействие групп сверстников в рамках
относительно замкнутых, локализованных
пространствах типа негритянских гетто,
китайских городков. Подобное влияние
является одним из источниковдевиантного
В современном мире уже на первом этапе политической социализации важнейшим агентом политической социализации являются средства массовой коммуникации (СМК): пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети. Средства массовой коммуникации выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение и радио. Вместе с тем СМК могут быть использованы и для политического манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения их действовать вопреки собственным интересам. CМИ воздействуют на процесс формирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным политическим проблемам.
Второй этап политической социализации – партиципаторный - начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни - овладение профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи. В целом ряде стран учащиеся старших классов и студенты принимают участие в политической жизни общества. Это довольно сложный период становления личности. В этом возрасте происходит осознание собственного "Я" как осмысления своего места в жизни, сопровождающееся подчеркнутым стремлением к независимости и самостоятельности, непослушанием взрослым, в том числе и родителям. В результате выстраивается параллельная система ценностей, не пересекающаяся с взглядами родителей, а частично и с взглядами сверстников.
Для этого этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, которая характеризуется тем, что человек сам может выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки. Таким образом, индивид становится субъектом собственной политической социализации. В силу этого вторичная политическая социализация выражает непрерывную само коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения.
На партиципаторной стадии число агентов политической социализации расширяется. В формировании политических взглядов индивида важную роль начинают играть политические партии и движения, общественные организации, церковь, деловые круги, армия.
Третий
этап политической социализации - постпартиципаторный -
начинается у разных индивидов и социальных
групп в различные периоды жизни, чаще
всего в пенсионном возрасте. Он характеризуется
значительным ослаблением политической
социализации. В этом возрасте люди, если
не происходит каких-либо экстраординарных
событий в личной жизни или в жизни общества,
обычно не меняют сложившихся и устоявшихся
политических взглядов.
8.
Авторитаризм: понятие,
черты, перспективы.
Одним из наиболее распространенных в истории типов политических систем является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:
1.
Автократизм (самовластие) или
небольшое число носителей
2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или
4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определенное политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но при условии их подконтрольности властям.
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего, в экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.