Политология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 13:06, контрольная работа

Описание

Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 293.00 Кб (Скачать документ)

   Концепции (1), которые связывают решение глобальных проблем только с достижениями научно-технической революции, совершенно не учитывая их социальной направленности.

   Концепции (2), которые полностью отрицают достижения научно-технического прогресса, выступают  за остановку роста производства и прекращение деятельности по развитию науки, техники, освоению и преобразованию природы.

   Концепции (3), которые игнорируют НТП в связи  с решением глобальных проблем, но, не отрицая его в обществе; основной упор делается на изменение духовной жизни людей.

   Концепции (4), опирающиеся на марксистско-ленинскую  методологию в решении глобальных проблем, предусматривающие необходимость  соединения достижений научно-технического и социального прогресса общества.

   Остановимся более подробно на сущности наиболее известных конкретных концепций. Представляют интерес близкие друг к другу теории так называемого “технологического оптимизма” и индустриализации, возникновение которых обусловлено бурным развитием научно-технического прогресса в 60-е годы нашего столетия (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, Р. Арон, Г. Кан и др.).

   Основной  теоретической посылкой индустриализма в 60-е годы является определение уровня социально-экономического развития страны не общественно-экономической формацией, а уровнем развития ее промышленно-технического потенциала. Предполагалось, что в дальнейшем развитии комплексной механизации, автоматизации, кибернетизации общественного производства будет наблюдаться значительный рост валового национального продукта на душу населения. И в результате этого от “индустриального общества” окажется возможным переход к “постиндустриальному”, в котором будет создано “общество изобилия”. Непродолжительный период популярности идей “индустриализма” объяснялся, прежде всего, тем, что их идеологи игнорировали реальные тенденции социально-экономического развития человечества и сводили общественный прогресс только лишь к техническому развитию.

   Подъем  второй волны “технологического  оптимизма” приходится на вторую половину 70-х годов; она пришла на смену “экологического пессимизма”, но, по сути, является продолжением теорий “индустриализма”. На этом этапе идеи не получили широкого распространения.

   Новый подъем идей “индустриализма” приходится на начало 80-х годов и связан с работами Г. Кана, в которых он предлагает модели новой “супериндустриальной” цивилизации и отстаивает теорию “неограниченного роста”. Не получив широкого распространения, оба эти подхода сменяются обращением взглядов к новой категории “качество жизни”, которая наряду с материальными его показателями включает и его духовные аспекты. И вот духовной-то стороне “качества жизни” и отдается предпочтение. Огромное значение придавалось в данных концепциях развитию личности, совершенствованию ее мировоззрения. И здесь на первый план выдвигалась наука, религия, право, мораль.

   Позиции сторонников “экологического пессимизма”  были наиболее ярко выражены в проектах и прогнозах Римского клуба, начиная  от концепции “нулевого роста”, и далее в концепции “органического роста”. Неверие в возможности НТП по преодолению глобального кризиса, отказ от прогрессивного общественного развития, углубление социального пессимизма сделали невозможным реализацию этой программы на практике и дальнейшее ее теоретическое развитие.

   Безусловно, подобные проекты оптимального разрешения глобальных проблем содержат определенные конструктивные элементы. Но, провозглашая соответствующие действительности лозунги, ставя перед собой довольно определенные цели, теории “качества жизни” остаются на позициях абстрактного гуманизма.

   Стремление  решить глобальные проблемы современности, опираясь только на духовные преобразования в жизнедеятельности человечества, довольно четко и однозначно прослеживается и в разработках проблем религиозными идеологами. Церковь, активно включаясь в разработку глобальных проблем современности, всеми силами и возможностями стремится сохранить и расширить свое влияние на все слои населения. Для этих целей создаются различного рода “теологии природы”, “экотеологии”, “глобальные стратегии выживания” и т.д.

   Религиозные идеологи в поисках путей решения  глобальных проблем сосредоточивают  внимание на борьбе за превосходство  духа над материей. Признание превосходства  духовности, моральности является условием успешного контроля над развертыванием глобальных проблем, над развитием технической цивилизации. Научно-технический прогресс признается силой, чуждой общественному прогрессу и содержит в своем развитии опасность порабощения человека, его духовной сущности. Поэтому лишь первенство религии и этики перед техникой будет способствовать разрешению глобальных проблем. Имея схожие позиции в главном и основном, религиозные идеологи, конкретизируя общие тезисы, вырабатывают свои специфические проекты решения глобальных проблем.

   Несмотря  на имеющиеся определенные различия в подходах к анализу глобальных проблем среди исследователей-марксистов, их объединяет общий концептуальный подход, который основывается прежде всего на признании объективности их возникновения. Отсюда и подлинное их разрешение возможно при формировании определенных материальных и социальных предпосылок. Научно-технических прогресс как раз и призван создавать в обществе материальные, технико-технологические основы для преодоления глобального кризиса, которые, однако, сами по себе не могут привести к его разрешению. Для этого необходимы еще и определенные социальные условия, при которых достижения НТР будут использованы только на благо человека, условия, при которых человечество сможет сознательно регулировать свои отношения в обществе и взаимодействие с природой.

   И здесь необходимо подчеркнуть, что  наряду с социально-экономическим  переустройством общества все большее  значение приобретает формирование нового глобального сознания. Под влиянием научной мысли и труда стихийные формы взаимодействия человека с природой должны уступить место разумно организованным в соответствии с законами функционирования и развития биосферы. На смену господству технических и биологических законов взаимодействия общества и природы должны прийти социальные (разумные) законы. И этот переход на новую ступень развития, на новый уровень осмысления законов взаимодействия общества с природой В.И. Вернадский называет этапом формирования ноосферы. Формирование ноосферы - это длительный, сознательно организованный и направляемый процесс, который сегодня находится еще на этапе своего становления. А формирование нового глобального сознания - это одна из его важнейших составляющих.

   Главной отличительной особенностью научного подхода к анализу путей разрешения глобальных проблем является то, что формирование ноосферы рассматривается в тесной связи с необходимостью разработки и практической реализации технико-технологических мероприятий, направленных на преодоление глобального кризиса.

   И здесь огромную роль имеет развитие международного научно-технического сотрудничества, совместная борьба с загрязнением окружающей природной среды. Но первостепенное значение придается таким формам сотрудничества, которые не ограничиваются периодическими контактами, взаимным ознакомлением с результатами и обменом информацией, а позволяет активно вести постоянные совместные научные исследования.

   Важное  место в развитии международного сотрудничества имеет осуществление международных исследовательских проектов, связанных с глобальными проблемами современности, проводимые под эгидой ООН и ее специализированных учреждений.  
 

   12. Мировой политический  процесс, его сущность, структура и тенденции  развития. 

   Анализ  политики как сложного и многогранного  явления может считаться полным лишь в том случае, когда он ведется  не только на внутриполитическом уровне, но и на уровне международном.

   Под международными отношениями обычно понимают системную совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей и их отношений между основными субъектами мирового сообщества. Такими субъектами выступают действующие в нем народы, государства, общественные силы, движения и организации.

   Ведущая роль политики в международных отношениях обусловлена следующим.

   Во-первых, международные политические отношения теснейшим образом связаны, а подчас и переплетены с международными экономическими отношениями. Убедительным примером тому могут служить международные политические и экономические отношения периода холодной войны, когда по политическим соображениям над созданием средств разрушения, а не созидания работало более половины ученых и технической интеллигенции планеты.

   Во-вторых, политические отношения включают в  себя наиболее мощные рычаги управления как собственно политическими, так  и неполитическими международными процессами. К ним относятся: деятельность ООН, внешнеполитическая деятельность суверенных государств, общественных группировок, объединений, союзов.

   В-третьих, международные политические отношения  имеют ярко выраженную тенденцию  к глобализации, что требует совершенно нового механизма для их регулирования.

   В-четвертых, международные политические отношения  оказывают существенное влияние  на формирование международного и мирового порядка, т.е. на обеспечение

   нормального функционирования государств и других международных институтов. При этом мировой порядок как систему политических отношений, значимых для всех государств мира, не следует путать с идеологическими схемами типа либерально-демократического, «нового мирового порядка» и т.п.

   Сегодня никого не удивляет термин «мировая политика», основные направления которой во многом определяют облик современного мира. Центры социально-политического или экономического напряжения привлекают внимание всех народов. С другой стороны, политические события в любой, самой маленькой стране могут породить столкновения главных политических сил планеты.

   В мировом политическом процессе выражены реалии, которые структурно выглядят так:

   - политически значимая деятельность  ООН и других легитимных международных  органов, организаций и учреждений;

   - политические акции институтов  регионального и субрегионального, т.е. межгосударственного, национального  характера, а также соответствующих  общественных группировок, объединений  и союзов;

   - внешнеполитическая деятельность  суверенных государств, составляющая живую ткань мировой политики, международных отношений и связей.

   Весь  мир расчленен сегодня на зоны политического влияния тех или  иных группировок, блоков, в сложном  взаимодействии которых и формируется  мировой политический процесс.

   Доминантой  международного политического процесса 1980—1990 годов является проблема укрепления международной безопасности, устранения феномена из жизни человечества.

   Важным  направлением международной  безопасности  является нераспространение ядерного оружия. Возникновение идеи нераспространения относится к концу 50-х — началу 60-х годов, когда международное сообщество стало сознавать бесперспективность ядерного противостояния, опасность угрозы неконтролируемого расползания смертоносного оружия. Договор о нераспространении ядерного оружия был подписан в 1968 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне (к началу 1991 г. к договору 141 государство). Ядро договора составили встречные обязательства государств, в соответствии с которыми государства, обладающие ядерным оружием, взяли на себя обязательства не передавать кому бы то ни было ядерное оружие и другие ядерные устройства, а государства, не обладающие таким оружием, — не производить и не приобретать его или другие ядерные устройства.

   Контроль  за выполнением обязательств государств был возложен на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

   Несмотря  на эффективность договора, за его  пределами находятся две ядерные  державы — КНР и Франция, группа «околоядерных» стран — ЮАР, Израиль, Пакистан, Индия, Аргентина, Бразилия. Проблема безопасности не сводится к чисто военной, военно-технической стороне. Она выступает в гораздо больших масштабах — безопасности всех сфер человеческой жизнедеятельности. Речь идет в первую очередь о создании условий для нормального:, эффективного функционирования человека как ценностного начала, ядра отношений

   Все человечество оказалось в одной  лодке, раскачивание которой одним  из субъектов международных отношении  к неминуемой катастрофе всех в ней  находящихся. Уходят в прошлое в  этих условиях политические амбиции, реализация которых проходила под девизом завоевания «жизненного пространства» («места под солнцем»), мир расстанется с существованием последних империй, военного противоречия и соперничества. И дело не столько в сути конкретных перемен, сколько в логике общечеловеческой эволюции, обозначившей новое качество и новый этап в истории нашей планеты.

   Все большее значение приобретает разрешение такого противоречия мирового развития, как растущее разнообразие мира и  функционирующих в нем социально-экономических и политических систем и одновременно всего существующего разнообразия в интересах человечества как единого целого. Основу такого единения составляет цивилизаторский подход к этапам и содержанию общественного развития, пришедший на смену противопоставлению капитализма и социализма. Единение человечества означает вместе с тем углубление свободы человеческой практики, свободы выбора и ориентации в направлении прогресса.

Информация о работе Политология