Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:27, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать правовые акты в рамках государственной молодежной политики Российской Федерации, регулирующие организацию социальной работы с молодежью.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические источники по данной проблеме.
Систематизировать подходы основных научных школ в изучении молодежи и молодежных проблем.
Описать эволюцию основных направлений государственной поддержки молодежи.
Проанализировать опыт социальной работы с молодежью в Орловской области.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ. 6
1.1. Научно-практический подход к анализу молодежи и молодежных проблем 9
1.2. Эволюция основных направлений государственной поддержки молодежи 16
1.3. Стратегия государственной молодежной политики……………………………………..22
1.4. Федеральная программа "Молодежь России"……………………………………………27
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ С МОЛОДЕЖЬЮ В РФ 28
2.1. Правовые аспекты социальной работы с молодежью 28
2.2. Практическая реализация правовых основ молодежной политики. 30
2.3. Региональный опыт социальной работы с молодежью в Орловской области………...33
Заключение 38
Список литературы 41
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»
Факультет социальной работы, педагогики и психологии
Кафедра социальной работы и социальной педагогики
Специальность «Социальная работа»
Правовые основы социальной работы с молодежью в России
Курсовая работа студентки
3 курса, группы В2
Малковой Д.
Научный руководитель:
ст. преп.,
Узорова Т.М.
Вологда
2011
Оглавление
Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции Российской Федерации и конкретизированных в законах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах. Зафиксированные в Конституции права, свободы, обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными слоями и группами.
Социальная работа с молодежью – воспитание, сопровождение,
организация досуга, консультации при
подготовке домашних заданий, помощь подрастающему
поколению в профессиональной ориентации;
или же как одно из эффективных средств
успешного решения многочисленных проблем
различных категорий подрастающего поколения,
в XXI веке может стать для России важнейшим
фактором и базовым условием успешного
экономического и политического реформирования
общества [22]. Этот специфический вид социальной
работы влияет на характер жизнеобеспечения
молодого поколения и определяет в конечном
итоге качество молодого поколения россиян.
В связи с этим молодежная политика, социальная
работа и социальная защита молодого поколения
должны стать одними из главных приоритетов
государства, а дальнейшее повсеместное
становление и совершенствование социальных
служб для молодого поколения – одной
из основных задач российского государства.
Когда речь заходит о социальной работе с различными категориями подрастающего поколения, сами социальные работники, а также ученые и политики говорят чаще всего о достаточно острых, но частных проблемах: росте преступности, наркомании и суицидах, ухудшении здоровья молодежи, социальном сиротстве и беспризорности, насилии над детьми в семьях, молодежной безработице, моральной распущенности, бездуховности и социальной апатии молодого поколения, о деформациях в отношении к труду юношей и девушек и др. Все вышеперечисленные и целый ряд других проблем действительно в определенной степени характеризуют «молодежное поле» современного российского общества. Вместе с тем, упускается главное: целостный (комплексный) подход к восприятию подрастающего поколения как объекта и субъекта общественного воспроизводства. Именно такой подход видится перспективным и практически востребованным в социальном обслуживании молодежи, решении многочисленных проблем подрастающего поколения в современных российских условиях.
Сложившееся в России
законодательство в области правового
регулирования социальной работы с
молодежью требует своей
Вопросам социальной работы с различными категориями молодого поколения посвящены многочисленные научные труды отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются такие аспекты, как история возникновения и развития, актуальность, содержание, технологии и методы осуществления отдельных направлений социальной работы с различными категориями молодежи, виды и способы оказываемой поддержки [7].
Вместе с тем, рассмотрение проблемы социальной работы с подростками и молодежью носит достаточно общий характер. В работах отечественных авторов, посвященных этой тематике, формулируются, как правило, общие требования к организации социальной работы, с различными представителями молодежи, описание существующих форм деятельности и наличие больших затруднений и огромного количества проблем в данной области социальной деятельности. В целом ряде трудов по вопросам социального обслуживания молодежи рассматривается вопрос о необходимости комплексного междисциплинарного подхода к решению социальных проблем молодежи, однако обоснованных конкретных предложений по организации такого рода обслуживания не имеется.
Изучению интересов и ценностей молодежи, особенностей ее общественного сознания и образа жизни, положения в обществе посвящены работы С.В. Алещенка, Ю.А. Зубок, В.Т. Лисовского, А.С. Сагдарова, В.И. Чупрова и других авторов [9].
Вопросы эффективности органов по делам молодежи изучаются в последние годы Г.В. Куприяновой, В.В. Нехаевым, Т.Г. Нехаевой, О.В. Татариновым.
Анализ литературы показал, что научной разработке вопросов оценки эффективности государственной молодежной политики внимание уделено лишь в нескольких источниках.
Как исследовательское направление социальная работа с молодежью освещается в работах В.В. Колкова, Е.И. Холостовой, Н.А. Шахиной и ряда других отечественных исследователей. Отдельные целевые научные исследования социальной работы с молодежью затрагивали в своих работах Е.И. Комаров, П.Д. Павленок, A.M. Панов, В.Г. Попов, Б.А. Суслаков, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова и другие специалисты [18].
Объект исследования: государственная молодежная политика Российской Федерации.
Предмет исследования: правовое регулирование социальной работы с молодежью в РФ.
Цель исследования – проанализировать правовые акты в рамках государственной молодежной политики Российской Федерации, регулирующие организацию социальной работы с молодежью.
Задачи исследования:
Методы исследования: систематизация и интерпретация правовой, социологической, методической литературы по теме исследования, анализ документов.
Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Отечественная концепция государственной молодежной политики сформировалась на рубеже 80 – 90 –х гг. на основе Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (16 апреля 1991г) С распадом Советского Союза данный Закон практически прекратил свое действие и лишь с принятием в 1993 г. постановления Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»[13] стал осуществляться курс на проведение молодежной политики в современных условиях.
Данным документом определяется, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает по отношению к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, другим народам, на соблюдение прав человека.
Объектами государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет. К субъектам молодежной политики относятся государственные органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.
Государственная молодежная политика в РФ основывается на следующих принципах: [4]
Основными целями государственной молодежной политики являются:
Эффективность государственной политики и социальной работы с молодежью во многом определяется установлением гарантированного минимума социальных услуг для молодежи. Однако до сих пор отсутствуют законодательно закрепленные государственные минимальные стандарты по основным показателям уровня жизни и благополучия.
По данным Государственного доклада о положении молодежи и государственной молодежной политике, на начало 1997 г. число граждан в возрасте от 15 до 29 лет составило 21,1 % от численности населения страны. Одной из основных социально-экономических проблем молодежи по-прежнему продолжает оставаться безработица: молодые люди составляют около трети зарегистрированных безработных (в 1992 г. – 38%, в 1996 г. – 34%, в 1997 г – 32%) [23].
Общая численность больных, получающих психиатрическую помощь, увеличилась за последние пять лет в 3,7 раза и составляет 4,4 % населения страны. В ограниченном состоянии находятся еще 15 – 20 млн. человек, в большинстве – это дети и молодежь, нуждающиеся в квалифицированной помощи. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что 75% семей нуждаются не только и не столько в материальной помощи, сколько в консультировании, содействии в трудоустройстве и переквалификации, ссудах для открытия собственного дела.
1. 1. Научно-практический подход к анализу молодежи и молодежных проблем
Теоретические и прикладные исследования проблем молодого поколения составляют одно из наиболее активно разрабатываемых направлений в мировой науке.
В XX веке сложилось несколько научных школ, исследовавших молодежную проблематику и пытавшихся объяснять противоречивые особенности сознания и поведения подрастающего поколения. Наиболее представительными являются следующие:[2]
1) Психоаналитическая
школа, которая исходит из
2) Структурно-функциональный подход сыграл важную роль в исследовании межпоколенных связей, процессов так называемой «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Ш. Эйзенштадт и др.). Последователи такого подхода социологического изучения молодежи рассматривают молодежную группу как систему структурных позиций, заполняемых индивидами, приобретающими некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли.
3) Культурологический
подход в основу изучения
Молодежь – это
социально-демографическая
Информация о работе Правовые основы социальной работы с молодежью в России