Правовые основы социальной работы с молодежью в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования – проанализировать правовые акты в рамках государственной молодежной политики Российской Федерации, регулирующие организацию социальной работы с молодежью.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические источники по данной проблеме.
Систематизировать подходы основных научных школ в изучении молодежи и молодежных проблем.
Описать эволюцию основных направлений государственной поддержки молодежи.
Проанализировать опыт социальной работы с молодежью в Орловской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ. 6
1.1. Научно-практический подход к анализу молодежи и молодежных проблем 9
1.2. Эволюция основных направлений государственной поддержки молодежи 16
1.3. Стратегия государственной молодежной политики……………………………………..22
1.4. Федеральная программа "Молодежь России"……………………………………………27
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ С МОЛОДЕЖЬЮ В РФ 28
2.1. Правовые аспекты социальной работы с молодежью 28
2.2. Практическая реализация правовых основ молодежной политики. 30
2.3. Региональный опыт социальной работы с молодежью в Орловской области………...33
Заключение 38
Список литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 2011.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и  науки РФ

ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»

Факультет социальной работы, педагогики и психологии

Кафедра социальной работы и социальной педагогики

Специальность «Социальная  работа»

 

 

 

 

 

 

 

Правовые основы социальной работы с молодежью в России

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа студентки

3 курса, группы В2

Малковой Д.

Научный руководитель:

ст. преп.,

Узорова Т.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2011

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции Российской Федерации и конкретизированных в законах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах. Зафиксированные в Конституции права, свободы, обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными слоями и группами.

Социальная работа с молодежью – воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации; или же как одно из эффективных средств успешного решения многочисленных проблем различных категорий подрастающего поколения, в XXI веке может стать для России важнейшим фактором и базовым условием успешного экономического и политического реформирования общества [22]. Этот специфический вид социальной работы влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге качество молодого поколения россиян.  
В связи с этим молодежная политика, социальная работа и социальная защита молодого поколения должны стать одними из главных приоритетов государства, а дальнейшее повсеместное становление и совершенствование социальных служб для молодого поколения – одной из основных задач российского государства.

Когда речь заходит о  социальной работе с различными категориями  подрастающего поколения, сами социальные работники, а также ученые и политики говорят чаще всего о достаточно острых, но частных проблемах: росте преступности, наркомании и суицидах, ухудшении здоровья молодежи, социальном сиротстве и беспризорности, насилии над детьми в семьях, молодежной безработице, моральной распущенности, бездуховности и социальной апатии молодого поколения, о деформациях в отношении к труду юношей и девушек и др. Все вышеперечисленные и целый ряд других проблем действительно в определенной степени характеризуют «молодежное поле» современного российского общества. Вместе с тем, упускается главное: целостный (комплексный) подход к восприятию подрастающего поколения как объекта и субъекта общественного воспроизводства. Именно такой подход видится перспективным и практически востребованным в социальном обслуживании молодежи, решении многочисленных проблем подрастающего поколения в современных российских условиях.

Сложившееся в России законодательство в области правового  регулирования социальной работы с  молодежью требует своей модернизации и конкретизации в рамках провозглашенной  Стратегии государственной молодежной политики до 2016 г., определяющей совокупность приоритетных направлений, связанных с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов [33].

Вопросам социальной работы с различными категориями  молодого поколения посвящены многочисленные научные труды отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются такие аспекты, как история возникновения и развития, актуальность, содержание, технологии и методы осуществления отдельных направлений социальной работы с различными категориями молодежи, виды и способы оказываемой поддержки [7].

Вместе с тем, рассмотрение проблемы социальной работы с подростками  и молодежью носит достаточно общий характер. В работах отечественных  авторов, посвященных этой тематике, формулируются, как правило, общие требования к организации социальной работы, с различными представителями молодежи, описание существующих форм деятельности и наличие больших затруднений и огромного количества проблем в данной области социальной деятельности. В целом ряде трудов по вопросам социального обслуживания молодежи рассматривается вопрос о необходимости комплексного междисциплинарного подхода к решению социальных проблем молодежи, однако обоснованных конкретных предложений по организации такого рода обслуживания не имеется.

Изучению интересов  и ценностей молодежи, особенностей ее общественного сознания и образа жизни, положения в обществе посвящены  работы С.В. Алещенка, Ю.А. Зубок, В.Т. Лисовского, А.С. Сагдарова, В.И. Чупрова и других авторов [9].

Вопросы эффективности органов по делам молодежи изучаются в последние годы Г.В. Куприяновой, В.В. Нехаевым, Т.Г. Нехаевой, О.В. Татариновым.

Анализ литературы показал, что научной разработке вопросов оценки эффективности государственной  молодежной политики внимание уделено лишь в нескольких источниках.

Как исследовательское  направление социальная работа с  молодежью освещается в работах  В.В. Колкова, Е.И. Холостовой, Н.А. Шахиной и ряда других отечественных исследователей. Отдельные целевые научные исследования социальной работы с молодежью затрагивали в своих работах Е.И. Комаров, П.Д. Павленок, A.M. Панов, В.Г. Попов, Б.А. Суслаков, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова и другие специалисты [18].

Объект исследования: государственная молодежная политика Российской Федерации.

Предмет исследования: правовое регулирование социальной работы с молодежью в РФ.

Цель исследования – проанализировать правовые акты в рамках государственной молодежной политики Российской Федерации, регулирующие организацию социальной работы с молодежью.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретические источники по данной проблеме.
  2. Систематизировать подходы основных научных школ в изучении молодежи и молодежных проблем.
  3. Описать эволюцию основных направлений государственной поддержки молодежи.
  4. Проанализировать опыт социальной работы с молодежью в Орловской области.

Методы исследования: систематизация и интерпретация правовой, социологической, методической литературы по теме исследования, анализ документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Основы социальной работы с молодежью

 

Социальная работа с  молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Отечественная концепция  государственной молодежной политики сформировалась на рубеже 80 – 90 –х гг. на основе Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (16 апреля 1991г) С распадом Советского Союза данный Закон практически прекратил свое действие и лишь с принятием в 1993 г. постановления Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»[13] стал осуществляться курс на проведение молодежной политики в современных условиях.

Данным документом определяется, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает по отношению к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, другим народам, на соблюдение прав человека.

Объектами государственной  молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных  граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет. К субъектам  молодежной политики относятся государственные  органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Государственная молодежная политика в РФ основывается на следующих  принципах: [4]

  • Сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
  • Привлечение молодежных граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
  • Обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса;
  • Обеспечение приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Основными целями государственной  молодежной политики являются:

    • Содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
    • Недопущенные дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин;
    • Создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
    • Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.

Эффективность государственной  политики и социальной работы с молодежью во многом определяется установлением гарантированного минимума социальных услуг для молодежи. Однако до сих пор отсутствуют  законодательно закрепленные государственные минимальные стандарты по основным показателям уровня жизни и благополучия.

По данным  Государственного доклада о положении молодежи и государственной молодежной политике, на начало 1997 г. число граждан в возрасте от 15 до 29 лет составило 21,1 % от численности населения страны. Одной из основных социально-экономических проблем молодежи по-прежнему продолжает оставаться безработица: молодые люди составляют около трети зарегистрированных безработных (в 1992 г. – 38%, в 1996 г. – 34%, в 1997 г – 32%) [23].

Общая численность больных, получающих психиатрическую помощь, увеличилась за последние пять лет в 3,7 раза и составляет 4,4 %  населения страны. В ограниченном состоянии находятся еще 15 – 20 млн. человек, в большинстве – это дети и молодежь, нуждающиеся в квалифицированной помощи. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что 75% семей нуждаются не только и не столько в материальной помощи, сколько в консультировании, содействии в трудоустройстве и переквалификации, ссудах для открытия собственного дела.

 

1. 1. Научно-практический подход к анализу молодежи и молодежных проблем

Теоретические и прикладные исследования проблем молодого поколения  составляют одно из наиболее активно  разрабатываемых направлений в  мировой науке.

В XX веке сложилось несколько  научных школ, исследовавших молодежную проблематику и пытавшихся объяснять противоречивые особенности сознания и поведения подрастающего поколения. Наиболее представительными являются следующие:[2]

1) Психоаналитическая  школа, которая исходит из основных  положений психоанализа 3. Фрейда, его  концепции жизненного пути личности. В его основе лежит изучение взаимоотношения поколений, моделей гендерного поведения, а также «бессознательных комплексов» как причин агрессивных выступлений молодежи против существующего социального порядка.

2) Структурно-функциональный  подход сыграл важную роль в исследовании межпоколенных связей, процессов так называемой «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Ш. Эйзенштадт и др.). Последователи такого подхода социологического изучения молодежи рассматривают молодежную группу как систему структурных позиций, заполняемых индивидами, приобретающими некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли.

3) Культурологический  подход в основу изучения социальных  явлений в молодежной среде  закладывает феноменологию человеческой культуры. Классиками данного подхода являются немецкий социолог Карл Мангейм и американский антрополог Маргарет Мид. Так К. Мангейм, исследуя феномен социального наследования, установил, что насущная потребность передачи и усвоения материального и духовного опыта постоянно сталкивает все новые волны людей с культурой человечества. Этот непрекращающийся контакт молодежи с достижениями цивилизации имеет непреходящее значение для общества, потому что открывает пути переоценки обретенного культурного наследия и движения в новом направлении. Маргарет Мид в своих работах (например, «Культура и мир детства») особо подчеркнула роль социальных источников в развитии молодежной популяции.

Молодежь – это  социально-демографическая группа, специфические и психологические черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, социализации, спецификой положения в социальной структуре общества. Обычно к молодежи относят людей в возрасте от 16 до 30 лет [9]. Однако в зависимости от социально-экономических и других факторов (в частности, продолжительности жизни людей, приобретаемых молодыми людьми профессий и специальностей и т.п.) нижняя и верхняя границы могут быть сдвинуты. Чаще всего нижнюю границу в этом случае определяют в 14 лет, верхнюю в 35 лет или, наоборот 25 годами при минимальной продолжительности жизни. Молодежь как социально-демографическая группа характеризуется и общими (психологическими, социальными, возрастными) и специфическими чертами. При этом социальные и психологические характеристики претерпевают изменения в зависимости от возраста, условий жизнедеятельности молодежных групп, что связано, главным образом, с их местом и ролью в социальной структуре общества. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что эта социально-демографическая группа находится на переходной стадии развития (от детства к миру взрослых).

Информация о работе Правовые основы социальной работы с молодежью в России