Правовые основы социальной работы с молодежью в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования – проанализировать правовые акты в рамках государственной молодежной политики Российской Федерации, регулирующие организацию социальной работы с молодежью.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические источники по данной проблеме.
Систематизировать подходы основных научных школ в изучении молодежи и молодежных проблем.
Описать эволюцию основных направлений государственной поддержки молодежи.
Проанализировать опыт социальной работы с молодежью в Орловской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ. 6
1.1. Научно-практический подход к анализу молодежи и молодежных проблем 9
1.2. Эволюция основных направлений государственной поддержки молодежи 16
1.3. Стратегия государственной молодежной политики……………………………………..22
1.4. Федеральная программа "Молодежь России"……………………………………………27
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ С МОЛОДЕЖЬЮ В РФ 28
2.1. Правовые аспекты социальной работы с молодежью 28
2.2. Практическая реализация правовых основ молодежной политики. 30
2.3. Региональный опыт социальной работы с молодежью в Орловской области………...33
Заключение 38
Список литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 2011.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

Объясняя особенности  молодежного сознания и поведения, специфику молодежных проблем, роль и место молодого поколения в  жизни современного общества, западные ученые всегда пытались найти «золотое сечение» в конгломерате социальных и естественных наук, в комплексном междисциплинарном подходе к анализу механизмов сложного и противоречивого процесса биосоциального становления молодого поколения.

Изучение проблем молодого поколения зарубежными учеными  оказало значительное влияние на развитие отечественной научной  базы в данной сфере. Более того, практически до 80-х годов многие советские исследователи активно использовали и теоретические, и прикладные наработки своих западных коллег, которые легли в основу становления «науки о молодежи» в России, формирования и реализации молодежной политики в 90-х годах XX века [3].

В настоящее время  более распространены подходы, учитывающие, помимо возрастного аспекта и социологические характеристики молодежи как социальной группы. Наиболее эффективным является подход, в соответствии с которым молодежь можно наиболее адекватно охарактеризовать с точки зрения ее движения:

– от зависимости к независимости;

– от безответственности к ответственности.

Рассмотрение молодежи в рамках первого вектора предполагает, что молодые люди не так зависимы от родителей, как дети, но при этом они еще не достигли уровня экономической  и социальной независимости, свойственного взрослым. Данный переход непосредственно связан с такими социальными институтами, как семья, система образования, работа, сфера свободного времени и досуговой активности. Рассмотрим их в соответствующей последовательности:[8].

1. Семья.

В описании движения от зависимости к независимости как характеристики, отличающей молодежь от детей и взрослых, немаловажную роль играет изменение внутрисемейных отношений, связанных со вступлением детей в период молодости. Семья постепенно теряет свое влияние на молодого человека, по мере взросления психологическая, материальная зависимость его от родителей становится все менее ощутимой.

2. Система образования.

Первое социальное движение ребенка к независимости происходит с поступлением в школу. Институты  образования являются одними из главных агентов социализации. Именно школа в большей степени формирует конформизм в структуре ценностей взрослеющего человека. Окончание школы является важным этапом пути от зависимости к независимости. Часть выпускников предпочитает дальнейшее обучение, другая – выход на рынок рабочей силы или другие виды деятельности.

3. Работа.

Следующим этапом в движении молодежи от зависимости к независимости является работа как любая форма социальной занятости. Выпускники школ, отказавшиеся от продолжения обучения и начавшие работать, формально могут быть отнесены к независимым, а следовательно, взрослым членам общества. Данная группа все еще включена в процесс достижения статуса взрослого, т. к. чаще всего продолжает совместное проживание с родителями, получает невысокую заработную плату, что обусловливает материальную зависимость молодых людей от родителей.

4. Свободное время.

Досуговая активность молодежи связана с различными формами  молодежной культуры, являющейся одним  из важнейших источников достижения независимости. То, как молодые люди выражают себя в досуге (формы потребления культурных образцов, стиль одежды, музыка, танцы), делает их особой социальной группой.

Второй важный вектор в характеристике категории «молодежь» связан с понятием «ответственность». Именно в период перехода от детства к взрослости молодой человек принимает на себя максимальную ответственность в различных областях личной и общественной жизни. Молодой человек принимает ответственность за свои поступки как в семейном кругу, так и перед государством, обществом – признается дееспособным гражданином.

По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи Правительству  России о положении молодежи за 1998–1999 гг., число граждан в возрасте от 15 до 29 лет составляло 32,2 млн. чел., или 22% от численности населения страны [13]. Как отмечают разработчики доклада, современная демографическая ситуация характеризуется сложившимся с 1992 г. отрицательным естественным приростом. Также в нем указывалось на «продолжающееся социальное расслоение в молодежной среде, утерю равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг, достойной работы, возрастающее различие взглядов среди молодежи по мировоззренческим, политическим, культурным вопросам»

Низким остается количество браков и высоким количество разводов. По данным Госкомстата России, если в 1995 г. на 1000 чел. Населения приходилось 7,3 брака и 4,5 развода, то в 1998 г. – соответственно 5,8 и 3,4, в 1999 г. – 6,3 и 3,7.

Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем и другие причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе социально заболеваний.

Особенно актуальной является проблема абортов у молодежи. Ежегодно производится до 250–280 тыс. прерываний беременности, т.е. каждый десятый аборт в стране приходится на указанную возрастную группу.

К факторам, неблагоприятным  для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании.

В последние годы отмечено увеличение числа подростков и молодых  людей, бросивших учебу, – по сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, их насчитывается 1,5 млн.

Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению  алкоголизма и наркомании среди  подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать определенные стандарты поведения [15].

Институциализация социальной работы, в том числе с молодежью, является одной из попыток решения  проблем и конфликтов.

Таким образом, перемены, произошедшие в последние годы в  стране, породили в обществе состояние  неопределенности. Сегодня молодежь испытывает неустроенность и дискомфорт, является сосредоточием конфликтов, асоциального и нередко противоправного поведения.

Все эти негативные тенденции  находят отражение в отечественных  исследованиях. Молодежь сегодня является самой изучаемой категорией населения. Более трети всех социологических исследований, проводимых в стране, так или иначе, затрагивают проблемы молодежи. Результаты исследований учитываются при формировании государственной молодежной политики, так как молодежь – это будущее социальной действительности России.

1.2. Эволюция основных направлений государственной поддержки молодежи

 

Одним из основных социально-экономических прав человека является право на социальное обеспечение. Оно закреплено в некоторых важных международных актах, в частности: в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 года) [31] и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), в Конвенции ООН о правах ребенка (1989), в документах всемирных форумов на высшем уровне по социальным проблемам. Международные нормы, которые касаются отношений в сфере социального обеспечения, направлены на усовершенствование системы внутреннего национального права социального обеспечения.

В настоящее время  в России приоритет международных норм над внутригосударственными закреплен в Конституции РФ. В частности, п. 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

На современном международно-правовом регулировании социального обеспечения  базируется и российское законодательство. Государственно-правовые основы социальной работы отражаются в Конституции РФ, а также в нормативно-правовых актах: федеральных законах, актах субъектов Федерации, указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, распоряжениях министерств и ведомств, а также в актах местной власти.

В последние годы заметно  усилилось правовое регулирование  системы социальной защиты молодежи. В результате сложилась определенная нормативно-правовая база социальной работы с данной категорией населения. Правовой основой социальной работы с молодежью являются федеральные законы, нормативные акты иного уровня, подкрепленные Конституцией РФ.

Сегодня социальная поддержка  молодежи, осуществляемая в рамках государственной молодежной политики, претерпевает существенные изменения. В зависимости от признания проблем молодежи определяются границы и задачи государственного регулирования социальных процессов, насколько дифференциация по возрастному признаку отражает культурную традицию и соответствует сложившимся в обществе ценностям и нормам, различается и понимание содержания и направлений поддержки молодежи[18].

В 1920-х гг. в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция социальной поддержки молодежи. Для ее формирования решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи, провозгласивший, что молодежная общественная организация – комсомол – приобрела особые полномочия по представительству интересов молодежи и стала важнейшим элементом общественно-государственной системы решения молодежных проблем.

Основы деятельности молодежных и детских общественных объединений в нашей стране определены Конституцией РФ (ст. 13, ч. 4, ч. 5, ст. 19, ч. 2, ст. 30) [10]; Гражданским кодексом РФ (часть первая, ст. 117); Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (гл. 2, ст. 6); Федеральным законом от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Законом РФ «Об образовании (ст. 32).

Законодательно-нормативное  обеспечение государственной молодежной политики осуществляется и на основании Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ.

В качестве приоритетных направлений на указанный период были выделены:

  • Социальное – гражданское развитие молодежи;
  • Деловая и трудовая активность молодежи;
  • Здоровое поколение;
  • Управление молодежной политикой.

В развитии правовой базы государственной молодежной политики особую роль сыграл Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Многие положения этого закона регулируют правоотношения младшей возрастной группы молодежи, т.е. подростков 14–18 лет; устанавливают государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, определяют объем социальных услуг, включенных в этот стандарт. В законе предусмотрено также, что обучающаяся в образовательных учреждениях молодежь может проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав.

Ряд законов направлен  на обеспечение прав по охране здоровья, на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку и занятость, на отдых и оздоровление молодежи.

ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [32] устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с этим Законом Правительство РФ приняло 27 ноября 2000 г. постановление №896, в котором утвердило «Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних», «Примерное положение о социальном приюте для детей», «Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

Основные правовые аспекты  социальной работы с молодежью отражены в следующих федеральных законах: от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; «О занятости населения в Российской Федерации»; от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и др.

Информация о работе Правовые основы социальной работы с молодежью в России