Правовые основы социальной работы с молодежью в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования – проанализировать правовые акты в рамках государственной молодежной политики Российской Федерации, регулирующие организацию социальной работы с молодежью.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические источники по данной проблеме.
Систематизировать подходы основных научных школ в изучении молодежи и молодежных проблем.
Описать эволюцию основных направлений государственной поддержки молодежи.
Проанализировать опыт социальной работы с молодежью в Орловской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ. 6
1.1. Научно-практический подход к анализу молодежи и молодежных проблем 9
1.2. Эволюция основных направлений государственной поддержки молодежи 16
1.3. Стратегия государственной молодежной политики……………………………………..22
1.4. Федеральная программа "Молодежь России"……………………………………………27
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ С МОЛОДЕЖЬЮ В РФ 28
2.1. Правовые аспекты социальной работы с молодежью 28
2.2. Практическая реализация правовых основ молодежной политики. 30
2.3. Региональный опыт социальной работы с молодежью в Орловской области………...33
Заключение 38
Список литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 2011.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

В соответствии с данным Законом более чем в 25 субъектах  РФ приняты и реализуются областные  программы государственной поддержки  молодежных и детских общественных объединений, в 38 субъектах РФ действуют законы, касающиеся поддержки общественных объединений, другие правовые акты. Например, в Республике Коми разработаны и реализуются сразу несколько законов, осуществляющих молодежную политику: Закон Республики Коми «О молодежи»; Закон Республики Коми «О целевой республиканской программе «Молодежь Республики Коми»; Закон Республики Коми «О целевой республиканской программе «Дом для молодой семьи»; Закон Республики Коми «О долгосрочной целевой республиканской программе «Дети Республики Коми».

Молодежная политика в Республике Саха (Якутия) на сегодня  действует как комплексная, основанная на межотраслевой и межведомственной координации, деятельность федеральных, республиканских министерств и  ведомств, органов местного самоуправления, общественных объединений и творческих союзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Нормативно-правовые акты, обуславливающие социальную работу с молодежью в РФ

 

2.1. Правовые  аспекты социальной работы с  молодежью

 

Основные правовые аспекты  социальной работы с молодежью отражены в следующих федеральных законах: от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; «О занятости населения в Российской Федерации»; от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и др. [23].

Во второй половине 1990-х гг. была проведена большая работа по подготовке проекта закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». В ней принимали участие молодые граждане, молодежные общественные объединения, органы по делам молодежи, эксперты и ученые. Закон должен был определить приоритеты деятельности государства, его гарантии по отношению к основным сферам жизнедеятельности молодых граждан.

Существенное значение для организации деятельности социальных учреждений, работающих с молодежью, имеют такие нормативные акты, как постановления Минтруда России об утверждении методических рекомендаций для центров социальной помощи семье и детям (№32,52,53,54).

Министерство образования  РФ направляло в регионы ряд инструктивных  писем: от 30 сентября 2002 г. №3 «О создании и функционировании учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи», от 29 октября 2002 г. №4 «Об отпусках работников учреждений органов по делам молодежи», от 1 ноября 2002 г. №5 «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи» и др.

Кроме того, имеются совместные письма ряда министерств в адрес  органов по делам молодежи, разъясняющие содержание их социальной работы с  молодыми гражданами (совместное письмо Минобразования России и Минтруда России от 8 января 2002 г. №15–52–04 ин /15–01–21 «О нормативно-правовом обеспечении учреждений социального обслуживания молодежи, находящихся в ведении органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации»).

Согласно принятым законодательным и подзаконным актам под государственной молодёжной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединений, движений и инициатив. Государственная молодёжная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодёжи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.

2.2. Практическая реализация правовых основ молодежной политики России

 

Говоря о моделях социальной работы с молодежью принято выделять две – интегративную и дефицитную. Интегративная модель – это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика.

Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства [19]. Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Под социальной работой  с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как  отдельному молодому человеку, так  и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.

Основной задачей социальной работы при этом является выработка  у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим  условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и  участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности – социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив.

Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам  молодежи представляет собой систему  последовательного проведения инновационных  технологий и форм работы,

направленных на создание условий для развития личности молодого человека.

Одним из основных направлений  деятельности социальных учреждений органов  по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей по вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест.

Большую роль в развитии содержания социальной работы с подрастающим поколением играет Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации.

В ней определены основные понятия, важнейшие принципы государственной  молодежной политики, обозначены целевые  установки, приоритетные направления  и механизмы реализации. Концепция предполагает обязательное выполнение государством определенных гарантий по обеспечению экономических и социальных интересов молодежи, ее потребностей в области образования и трудоустройства, в решении жилищных проблем, в поддержке молодой семьи, т.е. набора всех жизненных проблем, с которыми сталкивается молодежь.

Кроме того, в Концепции  обозначены пути и механизмы преодоления  отрицательных социальных явлений, получивших распространение в молодежной среде (правонарушения, наркомания, токсикомания, алкоголизм и т.д.). Обоснованы задачи, связанные с вовлечением молодого поколения россиян в активную созидательную деятельность.

Социальная работа с  молодежью осуществляется с помощью  системы учреждений социального  обслуживания.

Она развивалась параллельно с формированием органов по делам молодежи, начиная с 1991–1992 гг., и действует строго на конкурсной основе. Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию, социальной защите детей Министерства образования и науки РФ ежегодно проводит конкурс среди учреждений социального обслуживания молодежи и по его результатам принимает решение о присвоении специального статуса «Экспериментальный центр по социальной работе» лучшим учреждениям социального обслуживания молодежи.

Развитие системы социальных служб для молодежи признано приоритетным направлением государственной молодежной политики.

Социальная служба молодежи развивает в своей работе следующие услуги: оказание бесплатной анонимной консультативной помощи, экстренной психологической помощи, организация работы с молодыми инвалидами, создание рабочих мест для подростков и молодежи, клубов «Молодая семья», развитие социальной работы с молодежью в районах области.

Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм.

Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.

Социально-клубные учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей. Правовой статус данного учреждения определен инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. №5 «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи».

Основным назначением  данного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.

Таким образом, деятельность учреждений органов по делам молодежи ориентирована на создание условий  для развития личности юноши или  девушки. В данных учреждениях специалисты  по социальной работе с молодежью содействуют преодолению последствий трудной жизненной ситуации конкретного человека. Результатом взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого человека является формирование готовности клиента к самостоятельной жизни.

 

2.3. Региональный опыт социальной работы с молодежью в Орловской области

В Орловской области  проживает более 213 тыс. граждан в  возрасте от 14 до 30 лет, что составляет примерно 24% от общей численности населения. Треть из них – наиболее активная часть – являются членами разнообразных многочисленных молодежных объединений, клубов, групп, в том числе и неформальных [21].

Ведущим субъектом государственной  молодежной политики на территории области  является управление по делам молодежи администрации Орловской области, а на муниципальном уровне – районные и городские отделы по делам молодежи, комитет по делам молодежи г. Орла. В целях повышения эффективности реализации государственной политики по работе с молодежью, взаимодействия государственных и общественных структур, организации работы на основе коллегиальности и единоначалия при управлении образована коллегия. В своей деятельности управление руководствуется, прежде всего, федеральной целевой программой «Молодежь России, и законом Орловской области «О региональной государственной молодежной политике в Орловской области». На основе этих документов реализуются программы «Молодежь Орловщины»

Отделом по молодежной политике управления был разработан проект областной  комплексной программы «Молодежь  Орловщины 2001–2005 годы», состоящей из ряда подпрограмм, таких как «Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи», «Социальная поддержка молодых семей», «Пути решения жилищной проблемы молодежи и молодых семей», «Поддержка сельской молодежи», «Содействие занятости молодежи», «Поддержка молодежных общественных объединений», «Поддержка студенческой и учащейся молодежи», и других.

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие государственную  молодежную политику на уровне региона:

1) Областная целевая  комплексная программа «Молодежь Орловщины (2006–2010 гг.);

2) Областная целевая  программа «Комплексные меры  противодействия злоупотреблению  наркотиками и их незаконному  обороту на 2005–2009 гг.;

3) Областная целевая  комплексная программа «Обеспечение  жильем молодых семей» (2006–2010 гг.);

4) Закон Орловской  области «О региональной государственной  молодежной политике в Орловской  области №32-ОЗ от 21.04.1997 г. (в редакции от 30.05.2006 г.);

5) Закон Орловской  области «О государственной поддержке  общественных объединений в Орловской области» №429-ОЗ от 08.09.2004 г. (в редакции от 20.12.2006 г.).

Областная целевая комплексная  программа «Молодежь Орловщины (2006–2010 гг.) носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс самореализации молодых граждан в условиях современного рынка. Программой определены 13 основных направлений деятельности органов исполнительной власти по делам молодежи:

1) Формирование и развитие  системы социальных служб для  молодежи.

Сегодня в области  действует 14 молодежных центров и 19 клубов, находящихся на балансе муниципалитетов. Основным социальным молодежным учреждением области является ГУ «Центр молодежи «Полет». Крупные молодежные центры действуют в Урицком районе, в гг. Ливны, Дмитровск, Новосильском и Покровском районах. На базе центров действует в общей сложности более 200 секций и консультационно – методических служб.

2) Социальная поддержка  молодых семей.

В реализации данного  направления определены два основных вектора деятельности. Первый – проведение цикла мероприятий по пропаганде института семьи среди учащейся и студенческой молодежи, социологические опросы, спортивные семейный праздники, акции и фестивали. Второй – оказание помощи неблагополучным семьям, которое включает в себя оказание практической помощи в решении семейно-бытовых проблем; работу с категориями особо неблагополучных семей; реализацию комплекса профилактических мероприятий и распространение профилактической литературы.

Информация о работе Правовые основы социальной работы с молодежью в России