Правовые основы социальной работы с молодежью в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования – проанализировать правовые акты в рамках государственной молодежной политики Российской Федерации, регулирующие организацию социальной работы с молодежью.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические источники по данной проблеме.
Систематизировать подходы основных научных школ в изучении молодежи и молодежных проблем.
Описать эволюцию основных направлений государственной поддержки молодежи.
Проанализировать опыт социальной работы с молодежью в Орловской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ. 6
1.1. Научно-практический подход к анализу молодежи и молодежных проблем 9
1.2. Эволюция основных направлений государственной поддержки молодежи 16
1.3. Стратегия государственной молодежной политики……………………………………..22
1.4. Федеральная программа "Молодежь России"……………………………………………27
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ С МОЛОДЕЖЬЮ В РФ 28
2.1. Правовые аспекты социальной работы с молодежью 28
2.2. Практическая реализация правовых основ молодежной политики. 30
2.3. Региональный опыт социальной работы с молодежью в Орловской области………...33
Заключение 38
Список литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 2011.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

3) Пути решения жилищной  проблемы для молодежи.

Главная задача данной подпрограммы – создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в целях улучшения демографической ситуации в Орловской области.

4) Содействие занятости  молодежи.

Работа по организации  трудовой занятости молодых граждан  осуществляется через создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий труда молодых граждан.

5) Гражданско-патриотическое  воспитание и нравственное становление  молодежи.

При реализации данного  направления используется положительный  опыт Орловской области в вопросах организации работы с призывной молодежью, организации шефства над воинскими частями.

6) Поддержка молодежных  общественных объединений.

На территории области  сегодня действует 211 общественных молодежных объединений общей численностью около 70 тысяч человек, что составляет 30% от общего числа молодежи. Коллегиальным совещательным органом общественных объединений является Ассоциация общественных молодежных и детских объединений Орловской области «Круглый стол».

7) Поддержка студенческой  и учащейся молодежи.

Реализацию данного  направления работы обеспечивают специалисты-координаторы в учебных заведениях г. Орла и области. Ведется интенсивная деятельность по исследованию процессов, происходящих в студенческой среде.

8) Противодействие распространению наркомании и СПИДа в молодежной среде.

В рамках реализации данного  направления создан Межведомственный координационный совет. Реализуется  комплекс мер по выявлению ВИЧ-инфицированных и наркозависимых: анонимные консультации врачей-наркологов и специалистов Орловского областного центра профилактики СПИДа и инфекционных заболеваний на молодежных мероприятиях, круглых столах в учебных заведениях и детских оздоровительных лагерях.

9) Поддержка талантливой  молодежи.

Работа по поддержке  талантливой молодежи строится по двум основным направлениям:

– развитие и поддержка творческого и научного потенциала учащейся и студенческой молодежи через создание условий для полного личностного раскрытия молодых людей;

10) Развитие системы  информационного обеспечения деятельности органов по делам молодежи.

Одной из важных задач  совместного сотрудничества является развитие идеи социального партнерства  и социального заказа между членами  общественных объединений и обществом.

    • Целью региональной государственной молодежной политики в Орловской области является содействие молодым гражданам и их общественным объединениям в осуществлении ими своих прав и свобод, жизненном самоопределении и самоорганизации в интересах всего общества.

В центре с 1997 года действует  телефон правовой поддержки. Он оказывает помощь малообеспеченным слоям населения – студентам, безработным, пенсионерам, работникам бюджетной сферы.

Таким образом, деятельность молодежных центров и системы  социальных служб для молодежи является в настоящее время одним из важнейших направлений государственной молодежной политики в орловской области. Созданный потенциал учреждений данной сферы позволяет эффективно решать вопросы оказания молодежи антикризисной социально-психологической помощи, социальной адаптации и организации досуга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Несмотря на наметившиеся процессы, социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной и возрастной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии. Не снижается число детей – «социальных сирот», инвалидов, безнадзорных. Значительное число молодежи склонно к проявлениям девиантного поведения.

Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии  социальной напряженности среди  молодых людей, ведущей в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.

Все это требует грамотных  и целенаправленных государственных  воздействий в рамках реализации положений молодежной политики России. На федеральном и региональном уровнях  сложилась система государственной  помощи молодежи в кризисных для нее ситуациях. Разработаны и приняты ряд законодательных актов, создающих правовую основу для реализации молодежной политики государства, предусматривающих создание социальных служб для молодежи, в задачи которых входит психолого-педагогическое консультирование молодежи, экстренная психологическая помощь по телефону, деятельность центров социальной реабилитации, профилактическая работа с молодежью, социокультурные услуги, профессиональная ориентация молодежи, правовая и информационная помощь.

Российское законодательство предусматривает сеть специализированных учреждений, призванных обеспечивать экстренную поддержку молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной  ситуации: центры доверия, досуговые  и социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков и т.д.

Данные учреждения оказывают  различные виды помощи уязвимым категориям молодежи, например, экстренное вмешательство, социально-профессиональное сопровождение и т.д., в рамках разных направлений деятельности: рекреационного, ресоциализирующего, психокоррекционного и др.

Ведущее положение в  работе с молодежью занимает государственная  деятельность. Именно она, и только она, связана с принятием и  реализацией законов, нормативных  актов, касающихся молодежи, ее прав и  возможностей в обществе.

В последние годы заметно  усилилось правовое регулирование  системы социальной защиты молодежи. В результате сложилась определенная нормативно-правовая база социальной работы с данной категорией населения. Правовой основой социальной работы с молодежью являются федеральные законы, нормативные акты иного уровня, подкрепленные Конституцией Российской Федерации.

В работе были проанализированы федеральные и региональные нормативно-правовые акты составляющие основу молодежной политики России, а также изучены формы и технологии работы с молодежью в социальных учреждениях регионов России.

Анализ работ современных  авторов позволил систематизировать  подходы основных научных школ в  изучении молодежи и молодежных проблем.

Основы дальнейшей работы с молодежью заложены в Стратегии государственной молодежной политики до 2016 года, которая требует активной работы органов по делам молодежи и социальных служб по оказанию различных видов помощи данной категории граждан, которые выступают будущим России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бестужев-Лада, И.В. Социальные проблемы молодежи/И.В. Бестужев-Лада. – М., 1982.
  2. Вишневский, Ю.Р. Практикум по социологии молодежи. – М., 2000.
  3. Воронков, С.Г. Социализация молодежи: проблемы и перспективы/С.Г. Воронков. – Оренбург, 1993.
  4. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: учеб. для студентов вузов/С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гардарики, 2008.
  5. Государственная молодежная политика в городе Новосибирске: опыт работы Комитета по делам молодежи мэрии. – Новосибирск, 1993.
  6. Зубок, Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска// СоцИс. – №4. – 2003.
  7. Ильинский, И.М. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы /И.М. Ильинский, С.В. Алещенок, И.А. Володин. – М.: Голос, 1999.
  8. Ковалева, А.И. Социология молодежи: теоретические вопросы/А.И. Ковалева, В.А. Луков. – М.: Социум, 2004.
  9. Колков, В.В. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью /В.В. Колков, Н.А. Шахина. – М.: Социально-технологический институт, 2000.
  10. Конституция Российской Федерации, 2000г.
  11. Лисовский, В.Т. Социальная защита молодежи/В.Т. Лисовский. – М., 1994.
  12. Манько, Ю.В. Социология молодежи/Ю.В. Манько, К.М. Оганян. – СПб.:ИД «Петрополис», 2008.
  13. Международные документы по молодежной политике. – М.: Институт молодежи, 1993.
  14. Методы и технологии социально-психологической работы с молодежью. – Ижевск, 2004.
  15. Молодежь и общество на рубеже веков. – М., 1999.
  16. Молодежь как объект социальной защиты. // Теория и методология социальной работы. – Ч. 1. – М.: Согор, 1994.
  17. Молодежь России: социальное развитие/отв. ред. В.И. Чупров. – М.: Наука, 2002.
  18. Оганян, К.М. Проблемы социальной работы с молодежью/К.М. Оганян, Е.Г. Слуцкий. – СПб.:Изд-во СПБГИСЭ, 2002.
  19. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 г. – М., 2003.
  20. Ручкин, Б.А. Молодежь и становление новой России// СоцИс. -1998. – №5.
  21. Скриптунова, Е.А. Морозов, А.А. О предпочтениях городской молодежи // Соц.исслед. – №1. – 2002. – С. 32–34.
  22. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие/под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – М.:Издательского-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 328 с.
  23. Социальная работа с молодежью: сборник нормативных правовых документов/сост. Т.К. Ростоцкая. – М., 2003.
  24. Социология молодежи/ под ред. В.Н. Кузнецова. – М., 2007.
  25. Социология молодежи: учеб. пособие/под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.
  26. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. – М., 2005.
  27. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. – М., 2009.
  28. Филиппов, Ф.Р., Чупров, В.И. Социальные проблемы молодежи // Рабочая книга социолога. – М.: Наука, 2003.
  29. Чупров В.И. Социальное развитие молодежи. Теоретические и прикладные проблемы. – М.: Социум, 2004.
  30. www. mpa-sf.ru/news/229-2010-10-01-09-16.html
  31. www. un. org/Russian/ documen/declarat/declhr
  32. www. femida. info/52/oospb001.htm

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Правовые основы социальной работы с молодежью в России