Правовые основы социальной работы с молодежью в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования – проанализировать правовые акты в рамках государственной молодежной политики Российской Федерации, регулирующие организацию социальной работы с молодежью.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические источники по данной проблеме.
Систематизировать подходы основных научных школ в изучении молодежи и молодежных проблем.
Описать эволюцию основных направлений государственной поддержки молодежи.
Проанализировать опыт социальной работы с молодежью в Орловской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ. 6
1.1. Научно-практический подход к анализу молодежи и молодежных проблем 9
1.2. Эволюция основных направлений государственной поддержки молодежи 16
1.3. Стратегия государственной молодежной политики……………………………………..22
1.4. Федеральная программа "Молодежь России"……………………………………………27
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ С МОЛОДЕЖЬЮ В РФ 28
2.1. Правовые аспекты социальной работы с молодежью 28
2.2. Практическая реализация правовых основ молодежной политики. 30
2.3. Региональный опыт социальной работы с молодежью в Орловской области………...33
Заключение 38
Список литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 2011.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

Согласно принятым законодательным  и подзаконным актам под государственной  молодёжной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединений, движений и инициатив. Государственная молодёжная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодёжи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.

Цели государственной  молодёжной политики:

  • содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодёжи;
  • недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;
  • создание условий для более полного участия молодёжи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
  • расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха;

реализация инновационного потенциала молодёжи в интересах  общественного развития и самой  молодёжи.

Реализация государственной  молодёжной политики осуществляется на следующих принципах:

*принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодёжи и гражданского общества в целом;

*принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищённости молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

*принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

*принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодёжной политики.

Основными направлениями  осуществления государственной молодёжной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодёжи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодёжи; содействие предпринимательской деятельности молодёжи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодёжи; формирование условий для физического и духовного развития молодёжи; поддержка деятельности молодёжных объединений и содействие международным обменам. Данные направления стали основой Федеральной, а в последствии Президентской программы «Молодёжь России» (Указ Президента России от 15 сентября 1994 г. №1922; постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. №1279), цель которой – формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодёжных объединений, движений и инициатив.

В настоящее время  продолжается работа по нормативному правовому обеспечению государственной  молодёжной политики. Разработан ряд  документов:

– законопроект «О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере» (совместно с Комитетом по делам женщин, семьи и молодёжи Государственной Думы РФ);

– проект федеральной межведомственной программы «Студенчество России»;

– проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении примерных положений об учреждениях органов по делам молодёжи»;

– проект Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке по обеспечению временной и сезонной занятости и трудоустройства студентов на временные рабочие места во внеучебное время»;

– проект Концепции патриотического воспитания граждан РФ;

– примерное положение об аттестации работников сферы государственной молодёжной политики, которое войдёт в проект Постановления Правительства РФ «О совершенствовании отраслевой системы оплаты труда работников образования и сферы молодёжной политики»;

– проект постановления Правительства РФ «О поддержке студенческих трудовых отрядов».

 

1.3. Стратегия государственной  молодежной политики

 

Утверждена распоряжением  Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. № 1760-р [30].

Современная Стратегия  государственной молодежной политики в Российской Федерации разработана  на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных  на молодежь. Она ориентирована на граждан РФ в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.

Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления, при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных, юридических и физических лиц.

Целью государственной  молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в  интересах России.

Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется  в Российской Федерации должна с  учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:

– выделение приоритетных направлений;

– учет интересов и  потребностей различных групп молодежи;

– участие молодых  граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной  молодежной политики;

– взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

– информационная открытость;

– независимость оценки результатов Стратегии.

Стратегия рассматривает  приоритетные направления в качестве системообразующих государственной молодежной политики в России [26].

Государственная молодежная политика призвана объединить государственные  и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:

- системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны;

- информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

- выявления, продвижения, поддержки активности и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

Такая система приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи конкурентоспособность страны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

Для достижения целей настоящей Стратегии требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении процессами, проистекающими в молодежной среде.

В этой связи приоритетными  направлениями настоящей Стратегии предусмотрены проекты, которые будут реализованы на федеральном и региональном уровнях. В рамках проектов на федеральном уровне поддерживаются мероприятия, ориентированные на всю молодежь страны, в том числе массовые кампании, программы, конкурсы, всероссийские молодежные акции.

Для каждого проекта  Министерством образования и  науки Российской Федерации с  участием уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов  Российской Федерации разрабатывается  технико-экономическое обоснование, которое будет содержать цели соответствующего приоритетного направления Стратегии, основные федеральные и региональные приоритеты и значения индикаторов государственной молодежной политики. К этой работе будут привлечены научные и молодежные общественные организации.

Для привлечения исполнителей приоритетного направления, прежде всего из числа уполномоченных органов  по работе с молодежью субъектов  Российской Федерации и общественных организаций, работающих в молодежной сфере, будут проведены конкурсы. Предметом конкурсного отбора станут проекты и мероприятия, направленные на решение одной или нескольких задач, определяемых Стратегией и соответствующими приоритетными направлениями. К организации и проведению конкурсного отбора будут привлечены ведущие эксперты из числа государственных, общественных, научных организаций, имеющих большой опыт оценки и поддержки проектов в области молодежной политики.

Для достижения целей  и решения задач, определенных в  Стратегии, требуется создание организационно-правовых и материально-финансовых условий [27].

В целях обеспечения  эффективной реализации мер государственной  молодежной политики необходимо установить систему критериев и показателей  оценки ее результативности, которая  должна показывать взаимосвязь между  мерами государственной молодежной политики и изменениями в положении молодежи. Разработка такой системы требует модернизацию государственной статистики в области государственной молодежной политики, в частности разработку и пересмотр сложившихся требований и параметров информации, характеризующей положение молодежи в основных сферах социально-экономической жизни России.

Главным результатом  реализации Стратегии должны стать  улучшение положения молодежи в  обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны.

К ожидаемым результатам  улучшения положения молодежи относятся  повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг, доходов  молодых людей в сравнении  с предыдущим периодом и доходами взрослого населения.

Результатом вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие страны являются:

повышение числа молодых  людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);

сокращение числа молодых  людей, имеющих крайне низкий уровень  доходов и живущих ниже прожиточного минимума;

сокращение уровня безработицы  в молодежной среде;

снижение уровня правонарушений среди молодежи;

повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;

повышение уровня самоорганизации  и самоуправления молодежи в жизни общества;

увеличение числа молодых  людей, участвующих в выборах  органов власти всех уровней.

В числе первоочередных мер по реализации Стратегии рассматривается  разработка российской системы оценки эффективности государственной  молодежной политики и положения молодежи в России, число критериев которой с учетом включенных в них индикаторов будет уточнено в результате ее формирования. В качестве основного критерия оценки эффективности государственной молодежной политики будет рассматриваться влияние предпринимаемых мер на улучшение положения молодежи в российском обществе, на динамику и качество ее общественной и социально-экономической активности.

Поскольку Стратегия  носит комплексный характер, предполагается разработка системы измерений, позволяющих сопоставить качественное улучшение положения молодежи с общими показателями развития ситуации в стране.

Источником исходной информации станут данные мониторингов положения молодежи в России, качественных оценок роли и места государственной  молодежной политики в улучшении этого положения, предоставляемых всеми ее адресатами и участниками.

Формируемая система  измерения и измерителей обеспечит  возможность осуществления оперативного анализа мер Стратегии, прогнозирования  положения молодежи и выявления актуальных задач государственной молодежной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Все это, в конечном итоге, сформирует устойчивые условия для  самоорганизации молодежи и всего  населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.

1.4. Федеральная программа «Молодежь России»

 

В целях создания экономических, правовых и организационных условий  и гарантий для социального становления  молодежи одобрена Указом Президента России от 15 сентября 1994 г. №1922 федеральная программа «Молодежь России» [17].

Основы деятельности молодежных и детских общественных объединений в нашей стране определены Конституцией РФ (ст. 13, ч. 4, ч. 5, ст. 19, ч. 2, ст. 30); Гражданским кодексом РФ (часть первая, ст. 117); Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (гл. 2, ст. 6); Федеральным законом от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Законом РФ «Об образовании (ст. 32) [10].

Законодательно-нормативное  обеспечение государственной молодежной политики осуществляется и на основании  Федерального закона «О государственной  поддержке молодежных и детских  общественных объединений». Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ.

Информация о работе Правовые основы социальной работы с молодежью в России