Региональная политическая власть: институты, структуры, механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:19, автореферат

Описание

Автор определил своей целью изучение региональной политической власти как института, ее формально-правового и реального политического статуса, особенностей ее устройства и функционирования в современной России.
Задачи исследования:
– изучить региональную политическую власть как самостоятельный политический феномен в системе органов государственной власти Российской Федерации, выявить ее общие признаки, специфику функционирования и статус в государстве;
– определить причины расхождения между формально-правовыми рамками деятельности институтов региональной политической власти и реальной практикой их функционирования в современной России;
– исследовать процесс становления и политико-правовой статус ре-гиональных властных институтов в постсоветской истории России, опре-делить его содержание и результаты;
– осмыслить результаты и последствия регионального политического транзита в 1990-х – первого десятилетия 2000-х годов;
– охарактеризовать основные сложившиеся модели региональной власти на основе клиентарных структур и предложить собственную типологию региональных режимов правления в современной России;
– изучить место и роль институтов региональной политической власти в системе представительства региональных интересов в современной России;
– выявить особенности взаимоотношений институтов региональной политической власти с политическими партиями и региональными профсоюзами в рамках общероссийского и регионального политических процессов;
– исследовать проблему взаимоотношений региональной политической власти и финансово-промышленных групп федерального и регионального уровней, охарактеризовать основные модели их взаимодействия и условия их формирования в современной России.

Работа состоит из  1 файл

BirukovSV.doc

— 334.50 Кб (Скачать документ)

Научная новизна исследования состоит в следующем:

– региональная политическая власть впервые рассмотрена автором как комплексный феномен, способный функционировать не только в качестве сегмента общегосударственной власти, но и ключевого актора регионального политического пространства и региональной политической системы, а также полноправного субъекта хронополитического процесса федерального уровня;

– исследована взаимосвязь правовых и политических, а также формальных и неформальных характеристик региональной политической власти в контексте политического процесса в современной России;

–  определены причины расхождения между формально – правовыми режимами деятельности институтов региональной политической власти и реальной практикой их функционирования в современной России, связанные с влиянием неформальных институтов клиентарного типа;

– осуществлен анализ клиентелы  как особого социально-политичес-кого института и механизма вертикально-сетевого типа, выявлены причины и последствия ее утверждения в качестве структурной основы институтов и механизмов региональной политической власти;

– выявлены и проанализированы основные факторы (региональное политическое лидерство и изменения состава и структуры региональных элит), предопределившие превращение клиентелы в ключевой механизм функционирования институтов региональной политической власти в 1990-е годы;

– выявлены основные существующие в современной России модели клиентарной организации  региональной власти, показано их влияние на процесс формирования региональных режимов правления;

– выявлены общие особенности и охарактеризованы основные модели взаимодействия институтов региональной власти с политическими партиями, показана специфика ее взаимоотношений с профсоюзами в рамках механизма представительства региональных интересов;

– определены особенности взаимоотношений  региональной политической власти и бизнес-групп в рамках политико-экономического механизма, охарактеризованы основные модели их клиентарного взаимодействия и общие условия формирования этих моделей в России 1990-х – первого десятилетия 2000-х годов.

На защиту выносятся  следующие положения:

1. Общие особенности положения  и функционирования региональной политической власти определяются ее статусом как сегмента общегосударственной власти, элемента регионального политического пространства, субъекта политической системы, регионального исторического и политического процессов.

 2. В современных условиях региональная власть выступает не только как формально-правовой и формально-институциональный, но и как сетевой феномен. Она включает в себя совокупность региональных властных институтов с юридически закрепленным статусом, их руководителей и персонала, и одновременно – комплекс сформированных региональными руководителями политических сетей и неформальных институтов (лидерства, той или иной версии клиентелы, клановых механизмов).

  3. Политическая клиентела – специфическая форма сетевого института вертикального типа, в рамках которого позиции привилегированных акторов («патронов») занимают официальные властные институты и их руководители (лидеры), монополизирующие доступ к политическим ресурсам, а позиции зависимых акторов (клиентов) достаются другим акторам региональной политической системы (элитам, партиям, НГО, заинтересованным группам).    

   4. В ситуации торжества неформальных институтов выбор того или иного направления регионального институционально-властного транзита в значительной степени зависел от фигуры регионального политического лидера, уровня его поддержки населением и элитой региона, его политического стиля, идеологической ориентации, его кратко- и долгосрочных политических целей.

Именно активная включенность в региональные сети и доминирование в них в течение 1990-х годов позволяли губернаторам направлять процессы институционально-властного строительства в регионах в выгодное им русло в период политико-правовой неопределенности 1990-х годов. 

5. Основным результатом регионального политического транзита в 1990-е годы также было достижение того или иного варианта соглашения элит, в результате чего сложились региональные клиентарные структуры как основание региональной власти, чему способствовало сохранение доминирующих позиций у представителей прежней партийно-хозяйственной номенклатуры, опиравшейся на сложившиеся «сети влияния».

6. В рамках процесса становления региональных властных институтов в новейшей истории России можно выделить два основных периода. На первом, «революционном» этапе строительства нового государства (1991 – 1999), в регионах произошло становление различных ветвей власти и новых властных институтов (институт губернатора, институт представительной власти, местное самоуправление). С 2000 года начался процесс включения институтов региональной власти в единую вертикаль общегосударственной власти, с превращением региональной власти из автономного актора в подчиненного федеральному Центру «игрока», что повысило управляемость региональных политических систем, и превратило региональных лидеров в проводников политики центральных властей.

7. Формирование клиентарных структур создало предпосылки для складывания в регионах различных типов режимов правления. Так, если моноцентричная клиентела (сложившаяся в результате эволюционного перехода либо прихода к власти единоличного харизматического лидера) способствовала утверждению в регионе автократического либо авторитарного режимов, полицентричная клиентела (на основе «пакта элит») – упорядоченной полиархии, то неструктурированная (фрагментированная) структура региональной элиты без устойчивой системы клиентарных элит – неупорядоченной полиархии, характеризующейся неустойчивостью власти и регулярными внутриэлитными конфликтами и политическими кризисами.

8. Клиентарная модель социально-политического взаимодействия и представительства интересов утвердилась в исследуемый период как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это снизило потенциал взаимодействия институтов региональной власти с политическими партиями и профсоюзами, снижает возможности последних в деле представительства региональных интересов.

9. Базовой моделью взаимоотношений власти и бизнес-структур, призванной преодолеть «институциональный вакуум» первой половины 1990-х, стала модель клиентелы, связавшая институты власти, бизнес и население. Модификациями этой модели в разных регионах является «личная уния», «олигархический монополизма», «олигархический плюрализм» и «олигархический регионализм»).

Теоретико-методологическая значимость работы:

1. Автором сформулирована обобщенная концепция региональной политической власти как институционально-сетевой структуры, характер функционирования которой определяется динамическим соотношением формальных и неформальных институтов, предопределяющих характер и особенности функционирования механизмов региональной власти.

2. Дано обобщенное определение  содержания механизмов региональной политической власти, показаны отклонения от нормативного порядка их функционирования вследствие влияния клиентарных структур.

3. Сформулировано и обосновано  понятие региональной политической клиентелы, одновременно выступающей как структурная основа и механизм, а также как специфический неформальный институт, дополняющий формально-институциональные структуры власти либо замещающей их в ситуации радикальных властных трансформаций и политико-правовой неопределенности.

3. Институт клиентелы рассмотрен в контексте процессов регионального развития и формирования органов власти в субъектах РФ 1990-х годов, показаны его истоки и основные проявления, связанные с замещением формально-правовых институтов неформальными и блокировкой процесса формально-правовой институционализации в 1990-е годы вследствие неконсолидированности региональных элит.

4. Показаны факторы и контекст  формирования различных типов региональных политических клиентел в современной России и политические последствия их использования региональной властью, заключающиеся в создании моноцентричных и полицентричных моделей власти, в снижении роли публичных форм социально-политического взаимодействия.

5. Проанализированы основные модели  клиентарной организации региональной  власти и их влияние на формирование  определенных моделей институционально-властного устройства и региональных режимов правления с учетом региональной специфики субъектов РФ.

6. Концепция автора может служить  основанием для дальнейших научных разработок проблематики власти в политологии, политической социологии, кратологии, политической регионалистике, теории государства и права, создает базу для разработки интегральной концепции региональной политической власти, рекомендаций по оптимизации региональной политики Российской Федерации.

Практическая значимость диссертационного исследования:

1. Автором показана схема регионального  политического управления с опорой  на клиентарные структуры и механизмы, позитивные возможности и возможные негативные последствия подобного типа управления.

2. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для прикладного изучения институтов, структур и механизмов региональной политической власти в процессе разработки стратегии реформирования территориально-государственного устройства и совершенствования системы органов государственной власти и управления на федеральном и региональном уровнях.

3. Автором показаны объективные пределы вмешательства федеральной власти в региональный политический процесс и деятельность акторов региональной политической системы с учетом значительного влияния неформально-клиентарных структур и механизмов, что необходимо для более глубокого понимания существующих возможностей и объективных ограничений в процессе реформирования существующей системы институтов региональной политической власти.

4. Диссертационная работа может  быть полезной для системы  подготовки и переподготовки кадров государственных служащих, и прежде всего персонала органов региональной государственной власти.

Апробация работы. Основные положения диссертации, были изложены в научных публикациях, представлены и обсуждены на международной конференции «Социальное и местное развитие» (Кемерово, 17 апреля 2000 года), Международной конференции «Пути России в ХХ1 веке» (Москва-Звенигород, 10 – 17 сентября 2000 г.), Международной конференции «Местное развитие: теория и практика» (Кемерово, 4 июня 2000 г.), Международной конференции «Россия и Китай на дальневосточных рубежах (4) (Благовещенск, 15 – 17 мая 2000 г.), Международной конференции «Россия и Постмодерн: социум, экономика, культура» (Москва, 3 – 5 декабря 2000 г.), всероссийской научной конференции «Социальные конфликты в истории России» (Омск, 22 октября 2004 г.),  Международной конференции «Новый мир и новая имперскость» (Москва, 3 – 4 декабря 2004 г.), на Всероссийской научной конференции «Региональная власть, местное развитие и социальная политика» (Кемерово-Березовский, 3 и 17 марта 2005 г.), на 4-х Кузбасских философских чтениях (Кемерово, 25 – 26 мая 2006 г.), обсуждены в процессе встреч и консультаций на базе доцентуры по сравнительной политологии Потсдамского университета (ФРГ, г. Потсдам, 1 декабря 2007 – 31 января 2008 гг.) в период работы по стипендиальной программе ДААД и в сотрудничестве с исследовательской группой по Российской Федерации фонда «Wissenschaft und Politik» (Берлин). 

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав (каждая из двух параграфов), заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на 482 страницах машинописного текста, включая список источников и литературы, содержащий 833 наименования.

   2.  ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

В первой главе диссертации «Региональная политическая власть как актор пространства и субъект политики» региональная власть рассматривается автором как комплексный феномен, выделяются ее основные измерения и характеристики, анализируется роль в рамках современного политического процесса.

В параграфе 1.1. «Региональная  политическая власть: понятие, признаки, специфика функционирования» автором осуществляется анализ природы и специфики региональной политической власти, предопределенных четырьмя основными факторами:

– во-первых, тем, что она является составной частью общегосударственной системы государственной власти и управления, что связано с выполнением государственно-властных функций и отношениями субординации с общегосударственной властью;

– во-вторых, тем, что она выступает  в качестве элемента регионального политического пространства, занимая в нем определенную статусную позицию;

– в-третьих, она выступает в качестве ключевого актора региональной политической системы, выстраивая формальные и неформальные отношения с другими ее акторами (партиями, движениями, группами давления и т. д.) и населением региона в целом;

– в-четвертых, региональная политическая власть выступает в качестве субъекта (хроно)политического процесса общенационального и регионального уровней, одним из измерений которого является региональный политический процесс.

Параграф 1.2. «Региональная  политическая власть в контексте социально-политических изменений на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Современная концепция региональной власти» посвящен автором анализу изменений, связанных с формированием «постсовременного общества».

В современных условиях, когда  в связи с изменением места и роли регионов меняется характер функционирования региональных политий и политических систем, региональная политическая власть выступает не только как формально-правовой и формально-институциональный, но и сетевой феномен. Она представляет собой совокупность региональных властных институтов с юридически закрепленным статусом,  их руководителей и персонала, и одновременно – комплекс сформированных региональными руководителями политических сетей и неформальных институтов (регионального лидерства (в его неформальном аспекте), той или иной версии клиентелы и клановых механизмов).

Информация о работе Региональная политическая власть: институты, структуры, механизмы