Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:19, автореферат
Автор определил своей целью изучение региональной политической власти как института, ее формально-правового и реального политического статуса, особенностей ее устройства и функционирования в современной России.
Задачи исследования:
– изучить региональную политическую власть как самостоятельный политический феномен в системе органов государственной власти Российской Федерации, выявить ее общие признаки, специфику функционирования и статус в государстве;
– определить причины расхождения между формально-правовыми рамками деятельности институтов региональной политической власти и реальной практикой их функционирования в современной России;
– исследовать процесс становления и политико-правовой статус ре-гиональных властных институтов в постсоветской истории России, опре-делить его содержание и результаты;
– осмыслить результаты и последствия регионального политического транзита в 1990-х – первого десятилетия 2000-х годов;
– охарактеризовать основные сложившиеся модели региональной власти на основе клиентарных структур и предложить собственную типологию региональных режимов правления в современной России;
– изучить место и роль институтов региональной политической власти в системе представительства региональных интересов в современной России;
– выявить особенности взаимоотношений институтов региональной политической власти с политическими партиями и региональными профсоюзами в рамках общероссийского и регионального политических процессов;
– исследовать проблему взаимоотношений региональной политической власти и финансово-промышленных групп федерального и регионального уровней, охарактеризовать основные модели их взаимодействия и условия их формирования в современной России.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
– региональная политическая власть впервые рассмотрена автором как комплексный феномен, способный функционировать не только в качестве сегмента общегосударственной власти, но и ключевого актора регионального политического пространства и региональной политической системы, а также полноправного субъекта хронополитического процесса федерального уровня;
– исследована взаимосвязь правовых и политических, а также формальных и неформальных характеристик региональной политической власти в контексте политического процесса в современной России;
– определены причины расхождения между формально – правовыми режимами деятельности институтов региональной политической власти и реальной практикой их функционирования в современной России, связанные с влиянием неформальных институтов клиентарного типа;
– осуществлен анализ клиентелы
как особого социально-
– выявлены и проанализированы основные факторы (региональное политическое лидерство и изменения состава и структуры региональных элит), предопределившие превращение клиентелы в ключевой механизм функционирования институтов региональной политической власти в 1990-е годы;
– выявлены основные существующие в современной России модели клиентарной организации региональной власти, показано их влияние на процесс формирования региональных режимов правления;
– выявлены общие особенности и охарактеризованы основные модели взаимодействия институтов региональной власти с политическими партиями, показана специфика ее взаимоотношений с профсоюзами в рамках механизма представительства региональных интересов;
– определены особенности взаимоотношений региональной политической власти и бизнес-групп в рамках политико-экономического механизма, охарактеризованы основные модели их клиентарного взаимодействия и общие условия формирования этих моделей в России 1990-х – первого десятилетия 2000-х годов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Общие особенности положения
и функционирования регионально
2. В современных условиях региональная власть выступает не только как формально-правовой и формально-институциональный, но и как сетевой феномен. Она включает в себя совокупность региональных властных институтов с юридически закрепленным статусом, их руководителей и персонала, и одновременно – комплекс сформированных региональными руководителями политических сетей и неформальных институтов (лидерства, той или иной версии клиентелы, клановых механизмов).
3. Политическая клиентела – специфическая форма сетевого института вертикального типа, в рамках которого позиции привилегированных акторов («патронов») занимают официальные властные институты и их руководители (лидеры), монополизирующие доступ к политическим ресурсам, а позиции зависимых акторов (клиентов) достаются другим акторам региональной политической системы (элитам, партиям, НГО, заинтересованным группам).
4. В ситуации торжества неформальных институтов выбор того или иного направления регионального институционально-властного транзита в значительной степени зависел от фигуры регионального политического лидера, уровня его поддержки населением и элитой региона, его политического стиля, идеологической ориентации, его кратко- и долгосрочных политических целей.
Именно активная включенность в региональные сети и доминирование в них в течение 1990-х годов позволяли губернаторам направлять процессы институционально-властного строительства в регионах в выгодное им русло в период политико-правовой неопределенности 1990-х годов.
5. Основным результатом регионального политического транзита в 1990-е годы также было достижение того или иного варианта соглашения элит, в результате чего сложились региональные клиентарные структуры как основание региональной власти, чему способствовало сохранение доминирующих позиций у представителей прежней партийно-хозяйственной номенклатуры, опиравшейся на сложившиеся «сети влияния».
6. В рамках процесса становления региональных властных институтов в новейшей истории России можно выделить два основных периода. На первом, «революционном» этапе строительства нового государства (1991 – 1999), в регионах произошло становление различных ветвей власти и новых властных институтов (институт губернатора, институт представительной власти, местное самоуправление). С 2000 года начался процесс включения институтов региональной власти в единую вертикаль общегосударственной власти, с превращением региональной власти из автономного актора в подчиненного федеральному Центру «игрока», что повысило управляемость региональных политических систем, и превратило региональных лидеров в проводников политики центральных властей.
7. Формирование клиентарных структур создало предпосылки для складывания в регионах различных типов режимов правления. Так, если моноцентричная клиентела (сложившаяся в результате эволюционного перехода либо прихода к власти единоличного харизматического лидера) способствовала утверждению в регионе автократического либо авторитарного режимов, полицентричная клиентела (на основе «пакта элит») – упорядоченной полиархии, то неструктурированная (фрагментированная) структура региональной элиты без устойчивой системы клиентарных элит – неупорядоченной полиархии, характеризующейся неустойчивостью власти и регулярными внутриэлитными конфликтами и политическими кризисами.
8. Клиентарная модель социально-политического взаимодействия и представительства интересов утвердилась в исследуемый период как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это снизило потенциал взаимодействия институтов региональной власти с политическими партиями и профсоюзами, снижает возможности последних в деле представительства региональных интересов.
9. Базовой моделью взаимоотношений власти и бизнес-структур, призванной преодолеть «институциональный вакуум» первой половины 1990-х, стала модель клиентелы, связавшая институты власти, бизнес и население. Модификациями этой модели в разных регионах является «личная уния», «олигархический монополизма», «олигархический плюрализм» и «олигархический регионализм»).
Теоретико-методологическая значимость работы:
1. Автором сформулирована
2. Дано обобщенное определение
содержания механизмов регионал
3. Сформулировано и обосновано понятие региональной политической клиентелы, одновременно выступающей как структурная основа и механизм, а также как специфический неформальный институт, дополняющий формально-институциональные структуры власти либо замещающей их в ситуации радикальных властных трансформаций и политико-правовой неопределенности.
3. Институт клиентелы рассмотрен в контексте процессов регионального развития и формирования органов власти в субъектах РФ 1990-х годов, показаны его истоки и основные проявления, связанные с замещением формально-правовых институтов неформальными и блокировкой процесса формально-правовой институционализации в 1990-е годы вследствие неконсолидированности региональных элит.
4. Показаны факторы и контекст формирования различных типов региональных политических клиентел в современной России и политические последствия их использования региональной властью, заключающиеся в создании моноцентричных и полицентричных моделей власти, в снижении роли публичных форм социально-политического взаимодействия.
5. Проанализированы основные
6. Концепция автора может
Практическая значимость диссертационного исследования:
1. Автором показана схема
2. Положения и выводы диссертационного
исследования могут быть использованы
для прикладного изучения институтов,
структур и механизмов региональной политической
власти в процессе разработки стратегии
реформирования территориально-
3. Автором показаны объективные пределы вмешательства федеральной власти в региональный политический процесс и деятельность акторов региональной политической системы с учетом значительного влияния неформально-клиентарных структур и механизмов, что необходимо для более глубокого понимания существующих возможностей и объективных ограничений в процессе реформирования существующей системы институтов региональной политической власти.
4. Диссертационная работа может быть полезной для системы подготовки и переподготовки кадров государственных служащих, и прежде всего персонала органов региональной государственной власти.
Апробация работы. Основные положения диссертации, были изложены в научных публикациях, представлены и обсуждены на международной конференции «Социальное и местное развитие» (Кемерово, 17 апреля 2000 года), Международной конференции «Пути России в ХХ1 веке» (Москва-Звенигород, 10 – 17 сентября 2000 г.), Международной конференции «Местное развитие: теория и практика» (Кемерово, 4 июня 2000 г.), Международной конференции «Россия и Китай на дальневосточных рубежах (4) (Благовещенск, 15 – 17 мая 2000 г.), Международной конференции «Россия и Постмодерн: социум, экономика, культура» (Москва, 3 – 5 декабря 2000 г.), всероссийской научной конференции «Социальные конфликты в истории России» (Омск, 22 октября 2004 г.), Международной конференции «Новый мир и новая имперскость» (Москва, 3 – 4 декабря 2004 г.), на Всероссийской научной конференции «Региональная власть, местное развитие и социальная политика» (Кемерово-Березовский, 3 и 17 марта 2005 г.), на 4-х Кузбасских философских чтениях (Кемерово, 25 – 26 мая 2006 г.), обсуждены в процессе встреч и консультаций на базе доцентуры по сравнительной политологии Потсдамского университета (ФРГ, г. Потсдам, 1 декабря 2007 – 31 января 2008 гг.) в период работы по стипендиальной программе ДААД и в сотрудничестве с исследовательской группой по Российской Федерации фонда «Wissenschaft und Politik» (Берлин).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав (каждая из двух параграфов), заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на 482 страницах машинописного текста, включая список источников и литературы, содержащий 833 наименования.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В первой главе диссертации «Региональная политическая власть как актор пространства и субъект политики» региональная власть рассматривается автором как комплексный феномен, выделяются ее основные измерения и характеристики, анализируется роль в рамках современного политического процесса.
В параграфе 1.1. «Региональная политическая власть: понятие, признаки, специфика функционирования» автором осуществляется анализ природы и специфики региональной политической власти, предопределенных четырьмя основными факторами:
– во-первых, тем, что она является составной частью общегосударственной системы государственной власти и управления, что связано с выполнением государственно-властных функций и отношениями субординации с общегосударственной властью;
– во-вторых, тем, что она выступает в качестве элемента регионального политического пространства, занимая в нем определенную статусную позицию;
– в-третьих, она выступает в качестве ключевого актора региональной политической системы, выстраивая формальные и неформальные отношения с другими ее акторами (партиями, движениями, группами давления и т. д.) и населением региона в целом;
– в-четвертых, региональная политическая власть выступает в качестве субъекта (хроно)политического процесса общенационального и регионального уровней, одним из измерений которого является региональный политический процесс.
Параграф 1.2. «Региональная политическая власть в контексте социально-политических изменений на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Современная концепция региональной власти» посвящен автором анализу изменений, связанных с формированием «постсовременного общества».
В современных условиях, когда в связи с изменением места и роли регионов меняется характер функционирования региональных политий и политических систем, региональная политическая власть выступает не только как формально-правовой и формально-институциональный, но и сетевой феномен. Она представляет собой совокупность региональных властных институтов с юридически закрепленным статусом, их руководителей и персонала, и одновременно – комплекс сформированных региональными руководителями политических сетей и неформальных институтов (регионального лидерства (в его неформальном аспекте), той или иной версии клиентелы и клановых механизмов).
Информация о работе Региональная политическая власть: институты, структуры, механизмы