Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:19, автореферат
Автор определил своей целью изучение региональной политической власти как института, ее формально-правового и реального политического статуса, особенностей ее устройства и функционирования в современной России.
Задачи исследования:
– изучить региональную политическую власть как самостоятельный политический феномен в системе органов государственной власти Российской Федерации, выявить ее общие признаки, специфику функционирования и статус в государстве;
– определить причины расхождения между формально-правовыми рамками деятельности институтов региональной политической власти и реальной практикой их функционирования в современной России;
– исследовать процесс становления и политико-правовой статус ре-гиональных властных институтов в постсоветской истории России, опре-делить его содержание и результаты;
– осмыслить результаты и последствия регионального политического транзита в 1990-х – первого десятилетия 2000-х годов;
– охарактеризовать основные сложившиеся модели региональной власти на основе клиентарных структур и предложить собственную типологию региональных режимов правления в современной России;
– изучить место и роль институтов региональной политической власти в системе представительства региональных интересов в современной России;
– выявить особенности взаимоотношений институтов региональной политической власти с политическими партиями и региональными профсоюзами в рамках общероссийского и регионального политических процессов;
– исследовать проблему взаимоотношений региональной политической власти и финансово-промышленных групп федерального и регионального уровней, охарактеризовать основные модели их взаимодействия и условия их формирования в современной России.
Выбор же конкретного типа (модели) клиентарных отношений, а также его успешное функционирование либо дисфункциональный характер, зависели в указанный период от влияния и соотношения следующих факторов:
– монополизированного либо диверсифицированного характера региональной экономики;
– отсутствия либо наличия развитой и разветвленной региональной рыночной инфраструктуры (банки, биржи, ФПК, рынки ценных бумаг и др.);
– состояния базовых (структурообразующих) отраслей региона, возможности осуществления в них последовательных рыночных преобразований при допустимом уровне социальных издержек;
– наличия либо отсутствия влиятельной и сплоченной общими «номенклатурно-советскими корнями», способной к неформальному влиянию и навязыванию патронажа власти административно-хозяйственной элиты;
– наличия либо отсутствия в регионе независимой («неангажированной») от местной администрации и консолидированной бизнес-элиты, способной добиться от региональной власти удовлетворения своих интересов;
– структуры региональной бизнес-элиты, соотношения различных ее сегментов;
– характера преобладающего в регионе типа политической культуры, способствующего либо препятствующего осуществлению определенной экономической стратегии (либерально-реформаторской, социально-патер-налистской и др.);
– фигуры регионального лидера – типа его легитимности, силы его харизмы и уровня поддержки населением, которые позволяют либо не позволяют ему освободиться от «опеки» со стороны отдельных бизнес-акторов или хозяйственных групп.
Все эти факторы в той или иной степени определяют характер модели взаимоотношений региональной власти и бизнес-элиты, сложившейся в кон-кретных регионах, которые автор рассматривает в параграфе 5.2. «Модели взаимодействия региональной власти и бизнеса».
Первый тип клиентарных
Подобная модель взаимоотношений власти и бизнеса стимулировала развитие конкурентной среды, привлечение инвестиций, реформирование структуры производства, создавала условия для обеспечения занятости и повышения уровня жизни широких групп населения.
Второй тип клиентарных
И, наконец, третий тип взаимоотношений региональной власти и бизнеса (кланово-моноцентричная модель) имел место, когда во главе региона оказывался выдвиженец определенного номенклатурно-хозяйствен-ного клана (или группы – внутренней или внешней по отношению к региону), первоначально лишенный амбиций общероссийского масштаба и широкой поддержки со стороны местного населения.
Модель «подавления» или «борьбы всех против всех» сложилась в регионах с ограниченными экономическими ресурсами, жизнедеятельность которых всецело зависела в указанный период от получения трансфертов из федерального Центра.
При этом острые политические конфликты между властью и бизнесом возникали в течение 1990 – 2000-х годов в регионах в случаях, когда интересы привыкшей к экономической (и политической) самостоятельности региональной бизнес-элиты, тяготеющей именно к третьей модели клиентарных отношений, сталкивались с волей лидера региона, имеющего политические амбиции общероссийского масштаба и тяготеющего, как правило, ко второй, «патронажно-клиентарной», модели клиентелы с высокой ролью перераспределительных механизмов и социальной ответственностью бизнеса). При этом подобный конфликт усугубляется в случае, если деятельность региональной бизнес-элиты явно идет вразрез с социальными обязательствами его официального руководителя.
С учетом расширяющейся с 2000 года экспансии федеральных структур в регионы, поддержанной структурами федерального Центра и подкрепляемой новым порядком назначения глав регионов, отношения власти и бизнеса в регионах выстраивались в принципиально новом социально-полити-ческом контексте, в рамках которого автор выделяет следующие аспекты.
Во-первых, олигархические группы приступили к созданию собственных «бизнес-вертикалей», сфер влияния, охватывающих большие территории. На уровне отдельных регионов эти вертикали оказываются не менее прочными, чем административная вертикаль В. Путина.
Во-вторых, конфликты экономических интересов начинают все в боль-шей степени определять развитие политической ситуации в регионах.
В-третьих, отношения власти и бизнеса на всех уровнях сегодня определяют стабильность общественно-политической ситуации в регионах, а, сле-довательно, и в России в целом.
В конечном итоге конфликтный потенциал в отношениях региональной власти и бизнеса в значительной степени зависит от состояния бизнес-среды конкретных регионов и конкретных моделей взаимоотношений между губернаторами и ФПГ («посреднически-арбитражная», «селективная», «закрытая», «лавирующая»).
Таким образом, мы можем констатировать преобладание неформальных структур клиентарного типа в отношениях между региональной властью и бизнесом в регионах России в исследуемый период с перспективой их сохранения в обозримом будущем. При этом, если в период «закрытости» регионального пространства 1992 – 1999 годов клиентела имела «моноцентричный» характер и означала подчиненность бизнес-акторов региональной власти, то, начиная с 1999 года, в связи с ослаблением региональных элит и расширением экспансии ФПГ, в роли «клиента» в отношениях чаще стала выступать сама региональная власть.
На взгляд автора, полноценному социально-экономическому развитию регионов способствует не административная централизация, а межрегиональная интеграция (с созданием предпосылок для будущего укрупнения регионов на экономической основе) с сохранением разумной экономической самостоятельности субъектов РФ, что позволит им избавиться от различных форм клиентарной зависимости и выйти на путь интенсивного экономического развития.
Таким образом, клиентарный характер
взаимоотношений между регионал
В «Заключении» подводятся итоги исследования, формулируются предложения и рекомендации, намечаются дальнейшие направления научного поиска.
Реальное функционирование институтов и механизмов региональной власти в современных российских условиях существенно отличается от формально-правовых схем и моделей «политических переходов» вследствие влияния неформальных институтов, «пронизывающих» официальные властные структуры и оказывающих существенное влияние на их функционирование. Несовершенства институционального дизайна как советской, так и постсоветской системы региональной политической власти сделали неизбежной значительную (и зачастую преобладающую) роль неформальных институтов в «поле» региональной власти.
Сформированное ими «поле
С точки зрения автора, для разрешения накопившихся в системе отношений между Центром и регионами противоречий необходимо качественно новая концепция региональной политики, предполагающая решение следующих основных задач:
– укрепление конституционной федерации, основанной на принципе равноправия образующих ее субъектов;
– эволюционное и правовое преодоление асимметрии в отношениях между субъектами Федерации;
– разумное повышение политической, правовой и экономической самостоятельности регионов, позволяющих им эффективно реализовать собственные интересы и специфику в рамках Федерации;
– последовательное развитие механизмов вертикальной и горизонтальной интеграции, способствующих полноценному включению субъектов в единое политическое, правовое социально-экономическое пространство Федерации;
– упрощение и повышение надежности и эффективности всей системы общегосударственной власти и управления.
Для совершенствования институционального дизайна и повышения эффективности институтов региональной власти, а также для оптимизации использования ею механизма представительства интересов и политико-экономического механизма, необходимо выполнение следующих условий:
– эволюционное и научно обоснованное
реформирование существующей модели
государственно-
– дополнение существующих механизмов вертикальной интеграции общефедерального пространства разнообразными формами горизонтальной интеграции между регионами, взаимоналожение структур федеральных округов на механизмы горизонтальной интеграции, сложившиеся в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия;
– совершенствование
– создание эффективных и «работоспособных» моделей разделения властей на региональном уровне;
– формирование эффективных демократических механизмов консолидации региональной элиты и политического персонала регионов, активизация каналов обратной связи между региональными властными институтами и региональным сообществом;
– повышение уровня и квалификации сотрудников региональных органов власти, усиление гражданского контроля, развитие механизмов публичной политики и цивилизованных форм представительства интересов;
– стимулирование политической конкуренции и плюрализма политических акторов в регионах, выстраивание региональной властью раноправных отношений с политическими партиями, профсоюзами и другими общественными объединениями, активное привлечение их к разработке и реализации властно-политических решений на разных стадиях;
– расширение масштаба участия политических и гражданских акторов в региональном политическом процессе, активизация и использование социального капитала в целях регионального развития;
– децентрализация процесса принятия
решений и осуществления
– радикальная трансформация
– замена клиентарной модели взаимоотношений региональной власти и бизнеса правовыми и равноправными взаимоотношениями, предполагающими следование обеих сторон принципам социальной ответственности, утверждение публичного характера процесса принятия и реализации властно-управленческих решений в социально-экономической сфере.
В то же время, все эти изменения могут произойти лишь вследствие разработки и последовательной реализации качественно новой стратегии национально-государственного строительства и регионального развития, позволяющей создать более сбалансированную систему отношений Центра и регионов.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
Монографии
1. Бирюков, С. В. Региональная политическая власть: институты, структуры, механизмы [Текст] / С. В. Бирюков. – Кемерово: КемГУ, 2006. – 18 п. л.
2. Бирюков, С. В. Региональная политическая власть и механизмы ее осуществления [Текст] / С. В. Бирюков. – Кемерово: КемГУ, 2006. –
Информация о работе Региональная политическая власть: институты, структуры, механизмы