Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:40, шпаргалка
Основные вопросы по предмету политология, в основном связанно с Беларусью.
1.Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность.
2.Структура и функции политики.
3.Политика и мораль.
4. Структура, методы и функции политологии.
5.Античная политическая мысль.
6.Средневековая политическая мысль.
7.Политическая мысль эпохи Возрождения.
8.Политическая мысль Нового времени.
9.Политическая мысль XX века.
10.Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти.
11.Ресурсы власти.
12.Функционирование власти.
13. Легитимность политической власти.
14.Теория политической системы.
15.Политическая система как механизм власти.
16.Структура и функции политической системы.
17.Типы политической системы.
18.Понятие и типы политических режимов.
19.Понятие и теории происхождения государства.
20.Признаки и функции государства.
21.Форма государства.
22.Типы государства.
23.Правовое государство и гражданское общество.
24.Президентская власть в Республике Беларусь.
25.Законодательная власть в Республике Беларусь.
26.Исполнительная власть в Республике Беларусь.
27.Судебная власть в Республике Беларусь.
28.Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
29.Классические теории элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
30.Современная политическая элита: концепции и подходы.
31.Сущность и природа лидерства.
32.Типы лидеров и их функции.
33. Партии как разновидность полит. сил. Признаки полит. партии.
34.Типы и функции политических партии.
35.Партийная система. Разновидности партийных систем.
36.Непартийные политические силы.
37.Беларусские политические партии и общественные организации.
38.Политический процесс и модернизация.
39.Политическая модернизация в Беларуси: общее и особенное.
40.Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.
41.Типы избирательных систем.
42.Выборы как часть политического процесса.
43.Избирательная система РБ.
44.Политическое сознание: понятие, уровни, типы.
45.Понятие, структура и функции политической идеологии.
46.Типы политических идеологий.
47.Современные идеологические течения.
48.Политическая культура: сущность, структура, функции.
49.Типы политической культуры.
50.Политическая социализация.
51.Понятие международных отношений и их специфика.
52.Структура и виды международных отношений.
53.Международные организации в структуре ООН.
54.Европейские международные организации.
55.ешняя политика государств. Специфика внешней политики РБ.
56.Геополитика.
26.Исполнительная власть в Республике Беларусь.
Высшим органам исполнительной власти в стране является Правительство. Как орган власти Правительство имеет ряд признаков.
1.Подзаконность. Если законодательная власть имеет первичный, верховенствующий характер, то исполнительная (административная) власть является вторичной, производной от законодательной. Все действия и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить и направлены на исполнения закона.
2.Универсальность. Правительство действует непрерывно на всей территории страны и имеет в своем распоряжении разветвленную систему органов исполнительной власти на местах.
3.Предметный характер. Деятельность правительства имеет особое содержание, связанное с реализацией политики государства в различных сферах жизни общества.
Правительство выполняет свои задачи за счет распоряжения материальными, организационными и другими ресурсами, а также при помощи таких инструментов, как служебные продвижения и система поощрений.
Согласно ст.106 Конституции РБ исполнительную власть в РБ осуществляет Правительство – Совет министров РБ, центральный орган государственного управления.
Правительство РБ состоит из Премьер-министра, его заместителя и министров. В состав Правительства также могут входить руководители иных республиканских органов государственного управления.
Премьер-министр назначается Президентом РБ с согласия Палаты представителей, которое дается не позднее чем в двухнедельный рок со дня внесения предложения по его кандидатуре. Полномочия Премьер-министра оговорены в ст.106 Конституции РБ. Основной функции Премьер-министра является руководство деятельностью Правительства, за которую он несет персональную ответственность перед Президентом.
Правительство или любой член правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление своих обязанностей.
Полномочия Совета министров перечислены в ст.107 Конституции. К ним относятся:
-руководства системой подчиненных органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
-разработка
основных направлений
-разработка и представление Президенту для внесения в Парламент проекта республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
-обеспечение
проведения единой
27.Судебная власть в Республике Беларусь.
Функцией судебной власти является отправления правосудия, т.е. разрешение споров о праве. Правосудие обеспечивает защиту прав и защитных интересов граждан, охрану правопорядка от противоправных посягательств, контроль за законностью и конституционностью решений и деят-тью органов законодательной и исполнительной властей. Организационные (судоустройство) и процессуальные (судопроизводство) формы осуществления судебной власти закрепляются конституцией. Их изменения возможны только в законодательном порядке. В отличие от законодательной или исполнительной властей, которые олицетворяют один или два высших органа (президент, правительство или парламент), судебная власть осуществляется всей совокупностью действующих в стране судебных инстанций. В РБ действует судебная система внешней специализации, которую образуют Конституционный Суд, общие суды и хозяйственные суды (табл.). Внутри каждого судебного учреждения существует собственная специализация, соответствующая профилям рассматриваемых дел. В правовом государстве правосудие могут осуществлять только суды. Никто, в том числе и государственные органы, не в праве вмешиваться в осуществление судом своей власти. Судьи в осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. К основным принципам осуществления правосудия в Беларуси, закрепленным в Конституции, относятся: -осуществление правосудия только судом (ч.1 ст.109); -независимость судей и их подчинение только закону (ст.110); -принятие судом решения в соответствии с Конституцией при установлении несоответствия ей того или иного нормативного акта (ч.2 ст.112); -принцип состязательности и равенства сторон в процессе осуществления правосудия (ч.1 ст.115).
Конституции демократических государств запрещают создание чрезвычайных судов. В Беларуси данный запрет, зафиксированный ч.1 ст.109 Конституции, распространяется также на время чрезвычайного или военного положения. Судам принадлежит ведущая роль в обеспечении правового характера госуд-ного и общес-ного строя, защиты прав и свобод граждан. Граждане, их объединения, а также все органы государства и местного самоуправления обязаны исполнять решения судов. Особое место в системе органов судебной власти принадлежит Конституционному суду (КС), который осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов РБ, обеспечивает верховенство Конституции на территории РБ. 6 судей КС назначаются Президентом, а 6 избираются Советом Республики Национального Собрания. Ежегодно КС готовит послания Президенту и палатам Национального собрания о состоянии конституционной законности КС устанавливает соответствие нормативных актов конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам Президента. Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, учитывают силу с момента, определяемого Конституционным судом.
28.Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
Местное
самоуправление – это система организации
власти, характеризующаяся ее децентрализацией
и распределением среди множества официальных
структур. Смысл местного самоуправления
состоит в возможности населения контролировать
те органы власти и управления, с которыми
ему чаще всего приходится взаимодействовать.
Основные принципы системного местного
управления и самоуправления в РБ изложены
в V разделе Конституции, в Законах «О местном
управлении и самоуправлении в РБ» (от
4 января 2010 г.) и «О статусе депутата местного
Совета депутатов» (от 27 марта 1992 г.), в
Избирательным кодексе и других законодательных
и подзаконных нормативных актах. В соответствии
со ст.1 Закона «О местном управлении и
самоуправлении в РБ» местное
самоуправление – это форма организации
и деятельности населения для самостоятельного
решения непосредственно или через избираемые
им органы социальных, экономических и
политических вопросов местного значения
исходя из общегосударственных интересов
и интересов граждан, особенностей развития
административно-
-местные Советы депутатов; -органы территориального общественного самоуправления; -местные собрания; -местные референдумы; -инициативы граждан по принятию решений Советов; -участие граждан в финансировании и(или) возмещении расходов бюджета на определенные или цели; -иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.
Местное управление
осуществляется в границах административно-
Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.
Наряду с системой
местного самоуправлении в Беларуси
существует местное
управление – форма организации и
деятельности местных исполнительных
и распорядительных органов для решения
вопросов местного значения исходя из
общегосударственных интересов и интересов
населения, проживающего на соответствующей
территории. Единая система органов местного
самоуправления в РБ состоит из областных,
районных, городских, поселковых и сельских
исполнительных комитетов и местных администраций.
29.Классические теории элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
В жизни общества политич. взаимодействия гос-ва, партий, элит, лидеров избиратели осуществляются на основе политич. ролей и функций.
ПОЛИТИЧ. РОЛЬ – ожидаемое поведение, обусловленное политич. статусом группы, института, и индивида. Политич. статус элиты определ. ее правовыми обязанностями в обществе: он предписывает право на принятие важнейших политич. решений, но вместе с тем возлагает на нее ответственность за последствия их выполнения. Положение элиты в обществе подкреплено ее престижем, привилегиями, богатством.
Политич. стратификация – порядок, при котором политич. неравенство с большой вероятностью передается от одного поколения к др., формируя разл. политич. страны. Важное значение политич. элиты в обществе обусловлено ролью политики, выступающей в качестве механизма упорядочения и регуляции соц. отношений, реализации общезначимых интересов. Политич. элиты представляют в политике групповые интересы, создают оптимальные условия для их реализации и согласование. ПОЛИТИЧ. ЭЛИТА – привилегированная группа, котор. занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. Конфуций обосновывал деление общества на «благородных мужей» и «низких людей» следованием их моральным заповедям. Платон: политич. неравенство он связывал с качествами души, присущими тем или иным группам населения. Разработал систему формирования правящей элиты: отбор, воспитание и образование.
Профессор, член итал. палаты, сенатор Гаэтано Моска (1854-1941) сформулировал свою теорию элиты в работах «Основы политической науки» (1986-1923) и «История политических доктрин» (1932). Идею о «правящем классе»: "Во всех обществах (начиная со слаборазвитых или с трудом достигших основ цивилизации вплоть до наиболее развитых и могущественных) существуют два класса людей. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым...". Анализ политич. класса Моска осущ. с помощью организационного подхода. Групповая сплоченность и единомыслие обеспечиваются благодаря наличию у политич. класса организации, структуры. Благодаря им правящий класс сохраняет власть. Класс неоднороден, состоит из двух слоев: очень малочисленной группы «высшего начальства» (сверхэлита) и более многочисленной группы «начальников среднего звена». Доступ в полит. класс предполагал наличие у индивида особых качеств и особенностей. Однако доминирующим критерием для отбора в полит. класс явл. способность управлять, означающая знание национального хар-ра, и опыт управления. Отметим 2 тенденции в развитии правящего класса: 1)аристократическая – правящий класс становится закрытым и у общества ослабевают способности к развитию; 2)демократическая – правящий класс явл. открытым, происходит быстрое его обновление, но возникает опасность нарастания нестабильности, кризиса. В зависимости от принципа передачи полит. власти Моска выделил 2 типа полит. управления: 1)автократический – власть передается сверху вниз; 2)либеральный – власть делегируется снизу на верх.
Вильфредо Парето (1848—1923)(теория элит изложена «Трактате всеобщей социологии») придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем. Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные.
Парето
делил элиту на
две части: «правящую» и «неправящую»,
первая непосредственно и эффективно
участвует в управлении, обладает харизматическими
свойствами, а вторая - представляет собой
потенциальную элиту по способностям,
личным качествам, но лишена возможности
принимать полит. решения. Это малочисленный
класс удерживается у власти частично
силой, а частично благодаря поддержке
подчиненного класса. «Ресурс согласия»
основывается на умении правящего класса
убедить массы в собственной правоте.
Вероятность согласия зависит от способности
элиты манипулировать чувствами и эмоциями
толпы Совершенно другое обоснование
деления общества на пассивное большинство
и правящее меньшинство предложил Роберт
Михельс (1876—1936). Причины невозможности
демократии он объяснял тремя следующими
тенденциями, они заложены в сущности
человека, особенностях политической
борьбы и в специфике развития организации.
Перерастание демократии в олигархию
частично объясняется психологией массы.
Понятие массы у Михельса интерпретируется
как «…совокупность психических свойств
массового обывателя: политическая индифферентность,
некомпетентность, потребность в руководстве,
чувство благодарности вождям, создание
культа личности вождей..». Эти массы не
могут сами управлять делами общества,
поэтому необходима организация, которая
неизбежно поделит любую группу на властвующих
и подвластных. Позже Михельс стал одним
из сторонников фашизма, сначала в Италии,
а затем и в Германии. И воплощением волевого
класса, пришедшего на смену кризисному
парламентаризму, стал фашизм во главе
с Б. Муссолини.
30.Современная политическая элита: концепции и подходы.
Концепция элиты
была создана теоретиками