Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:40, шпаргалка
Основные вопросы по предмету политология, в основном связанно с Беларусью.
1.Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность.
2.Структура и функции политики.
3.Политика и мораль.
4. Структура, методы и функции политологии.
5.Античная политическая мысль.
6.Средневековая политическая мысль.
7.Политическая мысль эпохи Возрождения.
8.Политическая мысль Нового времени.
9.Политическая мысль XX века.
10.Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти.
11.Ресурсы власти.
12.Функционирование власти.
13. Легитимность политической власти.
14.Теория политической системы.
15.Политическая система как механизм власти.
16.Структура и функции политической системы.
17.Типы политической системы.
18.Понятие и типы политических режимов.
19.Понятие и теории происхождения государства.
20.Признаки и функции государства.
21.Форма государства.
22.Типы государства.
23.Правовое государство и гражданское общество.
24.Президентская власть в Республике Беларусь.
25.Законодательная власть в Республике Беларусь.
26.Исполнительная власть в Республике Беларусь.
27.Судебная власть в Республике Беларусь.
28.Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
29.Классические теории элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
30.Современная политическая элита: концепции и подходы.
31.Сущность и природа лидерства.
32.Типы лидеров и их функции.
33. Партии как разновидность полит. сил. Признаки полит. партии.
34.Типы и функции политических партии.
35.Партийная система. Разновидности партийных систем.
36.Непартийные политические силы.
37.Беларусские политические партии и общественные организации.
38.Политический процесс и модернизация.
39.Политическая модернизация в Беларуси: общее и особенное.
40.Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.
41.Типы избирательных систем.
42.Выборы как часть политического процесса.
43.Избирательная система РБ.
44.Политическое сознание: понятие, уровни, типы.
45.Понятие, структура и функции политической идеологии.
46.Типы политических идеологий.
47.Современные идеологические течения.
48.Политическая культура: сущность, структура, функции.
49.Типы политической культуры.
50.Политическая социализация.
51.Понятие международных отношений и их специфика.
52.Структура и виды международных отношений.
53.Международные организации в структуре ООН.
54.Европейские международные организации.
55.ешняя политика государств. Специфика внешней политики РБ.
56.Геополитика.
Политические решения могут иметь форму новых законов, заявлений, регламентов, субсидий. Выполнение решений обеспечивается силой закона. Политические действия - осуществляются в форме системы мер по регулированию и решению актуальных проблем в области экономики, экологии, социальной политики .
П.С. находится
в глубокой взаимозависимости с
внешней средой. Она должна преобразовывать
поступающие требования и поддержку
в соответствующие решения и
действия при условии, что она способна
саморегулироваться. При этом политический
процесс оказывается процессом преобразования
информации, перевода ее с «входа» на «выход».
Реагируя на сигналы окружающей среды,
политическая система осуществляет в
обществе изменения и одновременно поддерживает
в нем стабильность.
16.Структура и функции политической системы.
Политическая система–совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Это механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий государство, политические партии, ассоциации, объединения, группы индивидов, их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы. Полит. система состоит и подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функцон-ие публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем. Однако по функциональному признаку можно выделить определенные подсистемы.
Структура полит. системы
Подсистемы полит. системы: 1)институциональная - государство, партии, группы давления, СМИ, церковь и т.д.; 2)нормативная - политические, правовые, моральные нормы, обычаи, традиции, символы; 3)коммуникативная - формы взаимодействия власти, общества и индивида (Н: выступление по ТВ, встречи с населением); 4)культурная - система ценностей, религия, ментальность (совокупность устойчивых представлений об обществе, характер и способ мышления); 5)функциональная - средства и способы реализации власти (согласие, принуждение, насилие, авторитет).
Модель политической
системы, предложенная американским политологом
Д.Истоном, даёт представление о
том, как политическая система вырабатывает
политику, с помощью которой
В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы систем, называются "вход" и "выход".
Вход. Это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на неё и способно её изменить.
Выход. Ответная реакция на взаимодействия, преобразования политической системой, её специализированными институтами в решения. Решения передаются как информационный сигнал в среду.
Обратная связь между ВХОДОМ и ВЫХОДОМ осуществляется через окружающую среду. Это так называемая петля обратной связи.
На ВХОД политической системы подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования направленные в адрес властей, они служат сигналом о наличии в обществе определённых потребностей. Во-вторых, на ВХОДЕ существует импульс поддержки. Поддержка – есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. К функциям на входе политической системы относятся политическая социализация и рекрутирование, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На ВЫХОДЕ политическая система выполняет функции нормотворчества (законотворчества), применения правил и норм, контроль за соблюдением правил и норм.
1. Политическая социализация – процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности.
2. Политическое рекрутирование – означает функцию заполнения ролей в политической системе, то есть выполнение личностями определённых политических ролей: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, мэра, судьи, партийного или профсоюзного функционера.
3. Артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса, которые отражают многообразие и сложность общества. Артикулирование интересов может быть явным и скрытым. Явное артикулирование выражается в чётко сформулированном требовании. Скрытые – в поведении, настроении, которое должно восприниматься политической системой.
4. Агрегирование интересов – функция, превращающая требования в альтернативы государственной политики. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы.
5. Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Коммуникативная функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существуют для утверждения духовных ценностей, оказывают воздействия на оценки поведения людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.
Функции политической системы на выходе.
1. Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определения правовых норм поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов.
2. Функция применения правил и норм подразумевает приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, инструкций, принятием постановлений, а конечная судьба зависит от его реализации.
3. Функция контроля за соблюдением правил и норм находится в преимуществе в компетенции судебной ветви системы государственной власти. Однако и законодательная и исполнительная власти играют в её реализации немалую роль.
Входящие и
выходящие функции тесно
17.Типы политической системы.
На процесс формирования и функц-ния полит-их систем оказывают влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.д. Преобразование тех или иных факторов обусловливает их особенности и неповторимость. Всё это обусловливает многофазие политических систем. Типология П.С. осущ-ся на основе учёта разл. признаков. Одна из первых типологий исходит -из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию П.С. подразделяются на: закрытые и открытые. Закрытые П.С.имеют ограниченные связи с внешней средой: бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Открытые с-мы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем. Достаточно распространённой является типология П.С.-по политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаим-вия власти, личности и общества. По этому критерию выделяют: тоталитарные П.С., авторитарные и демократические. Для тоталитарной П.С- полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства. Авторитарная П.С. основана на неограниченной власти одного лица, при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая - предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью. В основу типологии П.С может быть положен классовый принцип, т.е. интересы какого класса выражает П.С. (марксизм, рассм. П.С. в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса). По этому признаку выделялись: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая П.С. Франц.политолог Ж.Блондель различает П.С. по содержанию и формам управления. Он выделяет пять их основных разновидностей: 1) либеральные демократии, в которых принятие полит. решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности; 2)коммунистические с-мы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости; 3) традиционные П.С., опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; 4)популистские П.С., преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ; 5)авторитарно-консервативные П.С., преследующие цели сохранения социального и эконом-го неравенства, ограничения полит. участия населения.
Общепризнанной в западной полит. науке является типология П.С. Г. Алмонда. Он различал их по типу полит. культуры и разделению полит. ролей между участниками полит-го процесса. Г. Алмонд выделил 4 типа П.С.:англо-американскую, европейско-континен тальную, доиндустриалъную и частично индустриальную, тоталитарную.
18.Понятие и типы политических режимов.
Полит. режим – совокупность средств и методов реализации полит. власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности.
Полит. власть многообразна по формам и средствам проявления. Для ее функциониров.-я использ. понятия: «форма правления», «полит. режим», «полит. система».
Для того чтобы эффективно воздействовать на общество, поведение людей, классов, власть должна быть организована, иметь средства влияния, принуждения. «Форма правления» - организация верховной государственной власти, ее органов, их взаимоотношения с населением.
Выделяют: монархическую и республиканскую. Однако не всегда характер политической власти в обществе соответствует форме правления. (Н: Швеция, Норвегия, Бельгия более демократичны, чем многие республики, хотя по форме правления являются конституционными монархиями. В то же время Германия 1930-х гг. по форме правления была республикой, однако характер власти был диктаторский). В связи с этим появилась потребность в определении тех средств и методов, с помощью которых государственная власть регулирует и упорядочивает отношения между людьми - «политический режим».
В европ. полит.
науке это понятие является базисным,
в то время как в Америк. предпочтение
по фундаментальности отдается категории
«политическая система». Несмотря на длительное
использование понятия «политический
режим», за ним не сохранилось достаточно
четкого содержания. Сторонники системного
подхода расширительно трактуют данное
понятие, отождествляя его с категорией
«полит. с-ма». Это порождает известные
теоретические трудности, поскольку возникает
опасность терминологического дублирования
двумя понятиями одного ряда полит. явлений.
На наш взгляд, термины «политическая
система» и «политический режим» характеризуют
политическую жизнь с разных сторон: если
полит.с-ма отражает характер взаимосвязи
политики с экономикой, социальной, культурной
и другими сферами жизни общества, то
полит. режим определяет
средства и методы реализации
власти. Полит. режим
представляет собой
функциональный «срез»
полит. с-мы, он складывается
в результате полит.
деят-сти и полит. курса, кот. выбирают
держатели верховной власти. Некот. исследователи
ограничивают содержание полит. режима
формой правления. Согласно данной т.зр.,
классификация полит. режимов основывается
на различии законодательной и исполнительной
функций государства и выяснении их соотношения.
По такому принципу выделяются: режим
слияния властей (абсолютная монархия),
режим разделения властей
(президентская республика) и
режим сотрудничества
(парламентская республика).
19.Понятие и теории происхождения государства.
Государство - это основной институт политической системы общества, который распространяет свою власть на всю территорию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, социальных групп и слоёв. Проблема государства - одна из приоритетных в современной политической теории. Это обусловлено тем, что государство является главным орудием политической власти в обществе, центральным элементом его политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения. Государство не относится к вечным феноменам общества. Существовали и существуют до сих пор общества, которые не создали для упорядочения своей жизни особые институты. В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью. В обществе с государством власть централизованной группы опирается на иерархический административный аппарат, строящий свою деятельность на базе юридических норм. Здесь действует четко установленная иерархия - разделение на лиц, владеющих политической властью и подчиняющихся ей, то есть существуют отношения управления и подчинения, где организованное меньшинство обладает монополизированной централизованной политической властью.
Теорий происхождения государства:
1. Патриархальная теория, зародившаяся в древней Греции и получившая теоретическое обоснование в 17в. В одной из работ английского мыслителя Р. Фильмера, который рассматривал государство как продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе.
2.Теологическая теолрия государства, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, дарованный Богом для организации жизни людей.
3. Теория общественного договора. Наибольшее распространение получила в XVII-XVIII вв. в трудах Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо. В соответствии с ней возникновение государства есть результат своеобразного договора находящихся в догосударственном состоянии индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти передаются суверенному монарху или иному государственному институту.
4. Теория "насилия" или "захвата". Существенный вклад в её обоснование и развитие внесли Е.Дюринг, Л.Гумплович, К.Каутский. В основе возникновения государства, считают они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается государство.