Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:40, шпаргалка
Основные вопросы по предмету политология, в основном связанно с Беларусью.
1.Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность.
2.Структура и функции политики.
3.Политика и мораль.
4. Структура, методы и функции политологии.
5.Античная политическая мысль.
6.Средневековая политическая мысль.
7.Политическая мысль эпохи Возрождения.
8.Политическая мысль Нового времени.
9.Политическая мысль XX века.
10.Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти.
11.Ресурсы власти.
12.Функционирование власти.
13. Легитимность политической власти.
14.Теория политической системы.
15.Политическая система как механизм власти.
16.Структура и функции политической системы.
17.Типы политической системы.
18.Понятие и типы политических режимов.
19.Понятие и теории происхождения государства.
20.Признаки и функции государства.
21.Форма государства.
22.Типы государства.
23.Правовое государство и гражданское общество.
24.Президентская власть в Республике Беларусь.
25.Законодательная власть в Республике Беларусь.
26.Исполнительная власть в Республике Беларусь.
27.Судебная власть в Республике Беларусь.
28.Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
29.Классические теории элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
30.Современная политическая элита: концепции и подходы.
31.Сущность и природа лидерства.
32.Типы лидеров и их функции.
33. Партии как разновидность полит. сил. Признаки полит. партии.
34.Типы и функции политических партии.
35.Партийная система. Разновидности партийных систем.
36.Непартийные политические силы.
37.Беларусские политические партии и общественные организации.
38.Политический процесс и модернизация.
39.Политическая модернизация в Беларуси: общее и особенное.
40.Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.
41.Типы избирательных систем.
42.Выборы как часть политического процесса.
43.Избирательная система РБ.
44.Политическое сознание: понятие, уровни, типы.
45.Понятие, структура и функции политической идеологии.
46.Типы политических идеологий.
47.Современные идеологические течения.
48.Политическая культура: сущность, структура, функции.
49.Типы политической культуры.
50.Политическая социализация.
51.Понятие международных отношений и их специфика.
52.Структура и виды международных отношений.
53.Международные организации в структуре ООН.
54.Европейские международные организации.
55.ешняя политика государств. Специфика внешней политики РБ.
56.Геополитика.
5.Социально-экономическая, или марксистская, концепция, в соответствии с которой государство возникает как результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме, для поддержания господства одних классов над другими.
20.Признаки и функции государства.
Признаки государства: -наличие определенной территории и границ; наличие населения; -исключительное право гос-ва на взимание налогов; - особого аппарата принуждения и чиновничества; - суверенитет (независимость);-монопольное право на применение принуждения.
Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Государство представляет собой универсальную территориальную форму организации политической власти в социально неоднородном обществе. Государство — своего рода стержень институционального оформления политической власти. Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму “общеобязательности”. Влияние же любого другого социального института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев. Всеобщее значение велений государственных органов обусловлена самим фактом существования общества, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, Пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно обладает следующими признаками:— выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; — интегрирует общество, придает ему качества единого социального организма независимо от имеющихся политических различий и противоречий; — является носителем государственного суверенитета; — располагает специальным аппаратом (публичной властью), Предназначенным для управления обществом; — обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.); — имеет, как правило, монополию на правотворчество; — владеет специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.). Функции государства - это обязанности, круг деятельности.
Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:
- защита существующего
способа производства, экономической
и социально-политической
- регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений;
- культурно-воспитательная функция;
- обеспечение законности и правопорядка.
Внешние функции государства составляют:
- защита интересов
данного государства на
- обеспечение обороны страны,
- развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами,
- участие в
международном разделении
21.Форма государства.
Формы
гос-ва – это способ орг-ции и осуществл.
гос-ной власти на тер-рии данной страны.
Формы гос-нного устр-ва: 1) По
формам правления: а)монархии (конституционная,
абсолютная) –верховн. власть в гос-ве
осущ. одним лицом и передаётся по наследству.
Различают монархии абсолютного типа,
при кот. монарх не ограничен конституцией,
и конституционные монархии, когда власть
и полномочия монарха ограничиваются
конституцией; б) республики: парламентская
– парламент формир. прав-во, кот. несет
перед ним отв-ть за свою деят-ть; президентская
– глава гос-ва (президент) непосредств.
или с последующим утверждением в верхней
палате парламента формир. прав-во, к-рым
руководит сам; парламентско-президентская
– (парламент и президент в той или иной
пропорции делят свой контроль и свою
отв-ть по отношению к прав-ву) – форма
гос. правления, при кот. верховная гос.
власть осуществл. выборными органами,
избираемыми нас-ем на опр. срок. 2) По
тер-иальной орг-ации: а) унитарные
(цельные, единые гос-ва, части к-рых не
обладают признаками гос. суверенитета
– Украина, Франция); б) федеративные
(союзные гос-тва, части к-рых в той или
иной мере обладают признаками гос-ности
и обладают суверенитетом – Россия); в) конфедерации
(союзы гос-в, образ. для опр. гос. целей.
Конфедер. – непрочное гос-ное образование.
Они существуют недолго, после чего распадаются,
или превращ. в федер. гос-ва – Зап. Евр.).
3) По полит режиму режиму: а) демократические
– гос. власть осуществл. с соблюдением
осн. прав и свобод ч-ка; пределы и объёмы
власти каждого из органов определены
законом, властные органы, имеют мандат,
к-рым обеспечиваются легальные возможности
для свободного выявления и учета интересов
разл. соц. групп, утверждают верх-во права
в об-ве, независ. правосудие; б) недемократические
– гос. власть осуществл. огранич. кругом
властв-щих органов и лиц путём исп-ния
управленч. админ. аппарата, вооруж. сил
и принудит. учреждений.
21.Форма государства.
От типов государства следует отличать формы государства. Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства складывается из трех элементов:
1) формы государственного правления,
2) формы государственного устройства,
3) политического режима.
Различают две основные формы государственного правления:
1.монархию; 2республику.
Монархия (от греч. monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателя. Глава государства занимает пост на определенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.
Существуют абсолютные и конституционные монархии.
- Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах.
- Отличительной особенностью конституционной монархии является ограничение власти монарха парламентом.
В зависимости от степени такого ограничения выделяют :
- дуалистическую (двойственную);
- парламентскую монархии.
Республика – форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо большинству их. От имени граждан (народа) управление осуществляется представительными органами, избираемыми прямым или косвенным волеизъявлением.
Выделяют три основных разновидности республики: – президентскую,
- парламентскую, - смешанную (полупрезидентскую).
Президентская республика – республиканская форма правления, в которой, согласно Конституции, верховная власть принадлежит президенту. Президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти.
Классический пример президентской республики – Соединенные Штаты Америки, где и была впервые введена эта форма правления.
Парламентская республика – республиканская форма правления, в которой, согласно Конституции, верховная власть принадлежит парламенту. Правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. К парламентским республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль и др.
Выделяют также "смешанную" или полупрезидентскую республику. Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Болгарии, Польше и ряде других стран.
Форма государственного устройства.
Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Различают основные формы государственного устройства:
1– унитарное (простое) государство,
2- федерация
3- конфедерация (сложные государства).
Унитарное
государство - форма территориального
устройства государства, представляющего
собой единую, политически однородную
организацию, состоящую их административно-
Федерация - устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, конституцию, а часто и двойное гражданство. Члены федерации не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства.
Федерации формируются
как на территориально-
Конфедерация
- постоянный союз самостоятельных государств
для осуществления конкретных совместных
целей. Конфедерации характеризуются
неустойчивостью и обычно либо эволюционируют
в федерацию, либо распадаются.
22.Типы государства.
В основу
типологии государств в марксистской
лит-ре положен формационный подход, исходя
из которого под историческим типом государства
понимается совокупность основных, важнейших
черт государства определенной общественно-экономической
формации, выражающих его классовую сущность.
Каждому способу производства соответствует
свой тип государства. Исторически известны
следующие типы государства: рабовладельческое
(в двух его разновидностях: античное и
азиатское); феодальное,
буржуазное, социалистическое. Все они
отличаются различным уровнем развития
экономических основ и соответственно
развитостью политических структур в
целом и государственных организаций
и учреждений в частности. В то же время
на этапах перехода от одной общественно-экономической
формации к другой существовали и существуют
государства смешанного типа (от рабовладения
к феодализму, от феодализма к капитализму),
которые предполагают одновременное существование
элементов государства различных типов,
и исторически переходного типа (государство
диктатуры пролетариата), которое существует
временно и предполагает полный слом старой
государственной машины и постепенное
создание нового типа государства.
23.Правовое государство и гражданское общество.
Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Посредством юридических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества. Теория и практика государства позволяет выделить следующие его отличительные признаки: