Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:40, шпаргалка
Основные вопросы по предмету политология, в основном связанно с Беларусью.
1.Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность.
2.Структура и функции политики.
3.Политика и мораль.
4. Структура, методы и функции политологии.
5.Античная политическая мысль.
6.Средневековая политическая мысль.
7.Политическая мысль эпохи Возрождения.
8.Политическая мысль Нового времени.
9.Политическая мысль XX века.
10.Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти.
11.Ресурсы власти.
12.Функционирование власти.
13. Легитимность политической власти.
14.Теория политической системы.
15.Политическая система как механизм власти.
16.Структура и функции политической системы.
17.Типы политической системы.
18.Понятие и типы политических режимов.
19.Понятие и теории происхождения государства.
20.Признаки и функции государства.
21.Форма государства.
22.Типы государства.
23.Правовое государство и гражданское общество.
24.Президентская власть в Республике Беларусь.
25.Законодательная власть в Республике Беларусь.
26.Исполнительная власть в Республике Беларусь.
27.Судебная власть в Республике Беларусь.
28.Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
29.Классические теории элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
30.Современная политическая элита: концепции и подходы.
31.Сущность и природа лидерства.
32.Типы лидеров и их функции.
33. Партии как разновидность полит. сил. Признаки полит. партии.
34.Типы и функции политических партии.
35.Партийная система. Разновидности партийных систем.
36.Непартийные политические силы.
37.Беларусские политические партии и общественные организации.
38.Политический процесс и модернизация.
39.Политическая модернизация в Беларуси: общее и особенное.
40.Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.
41.Типы избирательных систем.
42.Выборы как часть политического процесса.
43.Избирательная система РБ.
44.Политическое сознание: понятие, уровни, типы.
45.Понятие, структура и функции политической идеологии.
46.Типы политических идеологий.
47.Современные идеологические течения.
48.Политическая культура: сущность, структура, функции.
49.Типы политической культуры.
50.Политическая социализация.
51.Понятие международных отношений и их специфика.
52.Структура и виды международных отношений.
53.Международные организации в структуре ООН.
54.Европейские международные организации.
55.ешняя политика государств. Специфика внешней политики РБ.
56.Геополитика.
Диагностическая функция связана с директивной.
2 - директивная функция включает в себя определение направления действий: как и что конкретно надо предпринять в определённый момент, чтобы решить проблему.
3 - мобилизирующая функция это и "мобилизация" на выполнение решений, вовлечение в конкретную деятельность тех, кто нужен для решения задачи и достижения поставленной цели.
Стало быть,
"идеальное" лидерство
33. Партии как разновидность полит. сил. Признаки полит. партии.
Полит. партии возникли 2 полов. XIX в. Вебер выдел. 3 этапа:
1) партии
как аристократические
2) партии как политические клубы;
3) современные массовые партии.
Термин «партия» (от греч. «part» — часть чего-либо) испол. задолго до появления собственно полит. партий для обозначения групп граждан, кот. представляют интересы определенной части населения и стремятся влиять с этой целью на власть. Партии в соврем. понимании начали формир. в XVII в. в Великобритании в результ. споров о наследовании трона после смерти королевы Елизаветы Тюдор, не имевшей прямых наследников. Борьба по вопросу о границах королевской власти привела к тому, что Карл I распустил парламент. С 1628 по 1640 гг. парламент В Великобритании не существовал. Возникли 2 партии: одна выступала за королевскую власть, ее члены назвали себя кавалерами (это были предшественники консерваторов). Вторая— «круглоголовые» — защищала интересы буржуазии и нового дворянства, выступала за парламентскую форму правления. Она стала предшественницей либеральной партии. На начальных этапах отношение к партиям было негативным. Они были источником конфликтов. А. Токвиль: «партии есть неизбежное зло свободных правительств». Поэтому до появления первых полит.партий в Великобритании — тори и вигов, с конца XVII в. английские мыслители начали готовить общественное мнение к положительному восприятию партий. Первоначально партиям было предписано выражать национальные интересы. Анг. мысл. Э. Берк (1729—1797):«партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некот. специфическим принципом, относительно кот. все они пришли к согласию». Появление партий как новой полит. реальности перевело полит. борьбу из противостояния индивидов во взаимодействие заинтересованных групп, находящихся в сложных отношениях соперничества и союза. Все три стадии процесса формирования партий прошли лишь английские партии — виги (либеральная) и тори (консервативная). Так, демократическая партия США оформилась в 1828 г. Она представляла интересы плантаторов Юга и части торгово-банковских кругов. У истоков партии стоял Т. Джефферсон, 3 президент США. По своей сущности демокр. партия была классической либеральной партией, кот. придерживалась той т.зр., что правительство должно как можно меньше вмешиваться в жизнь граждан. Однако к середине XX в. философия партии заметно изменилась. Уже при президентах Ф. Рузвельте (1933—1945) и Л. Джонсоне (1963—1969) демократы на практике расширили границы вмешательства гос-ва, усилили его регулятивные ф-ции, способность предотвращать социальные конфликты и поддерживать баланс интересов в обществе. 2 партия США, республиканская(1854) г. президент А. Линкольн (1861—1865). В период создания партия объединяла сторонников капиталистического развития страны и выражала интересы промышленной буржуазии Севера. Доктрина партии основана на требованиях минимального вмешательства гос-ва в дела Г.О., уменьшения налогов, наращивания военной мощи. Становление американских партий происходило в определенных исторических, культурных, политических, географических условиях. Это отразилось на их характере. Амер. партии формировались как «комитеты избирателей», действующие в основном лишь в период предвыборных кампаний. Основатель амер. Гос-ва Дж. Вашингтон (1732—1799) выступал против партий, «они только будоражат общественное мнение».
В соврем. Америке
обе партии стремятся выражать интересы
как можно более широкого круга лиц. Полит.
идеология республиканцев — неоконсерватизм.
34.Типы и функции политических партии.
Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
Мир политических партий чрезвычайно многолик. Разобраться в этом многообразии помогает типология политических партий.
Тип партии – это понятие, отражающее наиболее существенные признаки определенной группы политических партий. В основу типологии могут быть положены различные критерии: социальная база, идеологический облик, принципы организации, методы деятельности и др.
По своей классовой сущности партии подразделяются на: буржуазные, мелкобуржуазные, помещичьи, крестьянские, рабочие.
С точки зрения их идейно-политической ориентации различаются коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные партии, а также партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины.
По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач выделяют революционные партии (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества), реформистские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений), консервативные (отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни) и реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур).
По месту в системе государственной власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные, по условиях деятельности – на легальные, полулегальные и нелегальные.
В соответствии с характером членства, принципами организации партии делятся на кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются немногочисленностью, аморфным, свободным членством, организационной рыхлостью, децентрализованной структурой.
Массовая партия стремится вовлечь в свои ряды возможно большее число членов, поскольку основным источником ее финансирования являются членские взносы. Для массовой партии характерно фиксированное членство, четная организационная структура, централизованный характер, тесные и постоянные связи между членами партии.
Деление партий на кадровые и массовые дополняется типологией партий по характеру их деятельности:
- Парламентская партия борьбу за власть связывает главным образом с выборами в представительные учреждения. Свою организаторскую деятельность она осуществляет в основном в ходе избирательной кампании.
- Авангардная партия не ограничивает свою деятельность борьбой за депутатские мандаты. Она осуществляет широкую внепарламентскую деятельность, большое внимание уделяет идеологической и воспитательной работе, формируется на мировоззренческой основе.
Функции политических партий
Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:
- представительство социальных интересов;
- выработка программных установок, политической линии партии;
- формирование
общественного мнения, политическое
образование и политическая
- участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;
- подготовка
и выдвижение кадров.
35.Партийная система. Разновидности партийных систем.
Партийной системой называется совокупность существующих в обществе партий и принципы взаимоотношений между ними. Оба эти элемента обязательны для существования партийных систем. На современном этапе наибольшее распространение получила типология партийных систем, основанная на количественном критерии - на числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу, все партийные системы делятся на: одно-, двух- и многопартийные. Однопартийная система свойственна странам с тоталитарным режимом, при котором обеспечивается право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. Двухпартийная система обеспечивает одной из двух партий, в случае её победы на выборах, большинство мест в законодательном органе или назначения её кандидатов на посты президента или вице-президента.
Многопартийная
система включает в себя широкий спектр
партий. Как правило, в многопартийных
системах ни одна из партий не может завоевать
абсолютного большинства избирателей,
поэтому правительства чаще всего состоят
из представителей двух или более партий.
Если говорить о преимуществах и недостатках
той или иной партийной системы, то, несомненно,
худшей является однопартийная, так как
при ней отсутствует здоровая конкуренция,
и одна партия навязывает всему обществу
своё понимание его развития, свою идеологию
и политику. Однопартийные системы антидемократичны
в своей основе, не способна обеспечить
необходимый прогресс страны и поэтому
практически во всех странах, с нарушением
того политического и социально-экономического
строя, который был её носителем, оказались
отвергнутой. Двухпартийная и многопартийная
системы имеют свои достоинства и недочеты.
РБ пошла по пути создания многопартийной
системы. Объективно это было связано
с трансформацией социальной структуры
общества, обусловленной переходом страны
к многообразию форм собственности и внедрением
рыночных отношений. Появились новые группы
населения со своими интересами, и как
следствие этого, новые движения, организации,
партии, выражающие и защищающие их интересы
в сфере политики. В марте 1991 г. министерством
юстиции Беларуси началась регистрации
партий и движений. Первоначально партий
было 43. В настоящее время в республике
зарегистрировано 18 партий, представляющих
различные направления политического
спектра. Среди партий наиболее известны
Партия коммунистов Белоруссии и Белорусская
коммунистическая партия, Объединённая
гражданская партия, Белорусская Социал-демократическая
Громада, Белорусская Социал-демократическая
партия (Народная Громада), Партия Белорусского
народного фронта, Либерально-демократическая
партия и др. Большинство новых партий
пока немногочисленны и аморфны, не имеют
строго отчерченной социальной базы и
конструктивной программы выхода из кризиса.
Очевидно, что от заявлений и деклараций
о создании партийных формирований до
завоевания доверия народа и реальной
политической роли в управлении государством
предстоит достаточно долгий, болезненный
и противоречивый путь. Партийная система
РБ находится в стадии формирования. Но
этот процесс носит объективный и прогрессивный
характер и свидетельствует о развитии
реального политического плюрализма в
обществе.
36.Непартийные политические силы.
37.Беларусские политические партии и общественные организации.
Появились новые
группы населения со своими интересами,
и как следствие этого, новые
движения, организации, партии, выражающие
и защищающие их интересы в сфере политики.
В марте 1991 г. министерством юстиции Беларуси
началась регистрации партий и движений.
Первоначально партий было 43. В настоящее
время в республике зарегистрировано
18 партий, представляющих различные направления
политического спектра. Среди партий наиболее
известны Партия коммунистов Белоруссии
и Белорусская коммунистическая партия,
Объединённая гражданская партия, Белорусская
Социал-демократическая Громада, Белорусская
Социал-демократическая партия (Народная
Громада), Партия Белорусского народного
фронта, Либерально-демократическая партия
и др. Большинство новых партий пока немногочисленны
и аморфны, не имеют строго отчерченной
социальной базы и конструктивной программы
выхода из кризиса. Очевидно, что от заявлений
и деклараций о создании партийных формирований
до завоевания доверия народа и реальной
политической роли в управлении государством
предстоит достаточно долгий, болезненный
и противоречивый путь. Партийная система
РБ находится в стадии формирования. Но
этот процесс носит объективный и прогрессивный
характер и свидетельствует о развитии
реального политического плюрализма в
обществе.
38.Политический процесс и модернизация.
Политика по
своей сути является деятельностью,
поэтому она не может не быть процессом.
Политический процесс – это совокупная
деятельность социальных общностей, общественных
организаций и групп, отдельных лиц, преследующих
определенные политические цели. В узком
смысле – деятельность социальных субъектов
по осуществлению политических решений.
Политический процесс развертывается
в данной стране в рамках политической
системы общества, а также в региональных
и глобальных масштабах. В обществе он
осуществляется на государственном уровне,
в административно-