Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:40, шпаргалка

Описание

Основные вопросы по предмету политология, в основном связанно с Беларусью.

Содержание

1.Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность.
2.Структура и функции политики.
3.Политика и мораль.
4. Структура, методы и функции политологии.
5.Античная политическая мысль.
6.Средневековая политическая мысль.
7.Политическая мысль эпохи Возрождения.
8.Политическая мысль Нового времени.
9.Политическая мысль XX века.
10.Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти.
11.Ресурсы власти.
12.Функционирование власти.
13. Легитимность политической власти.
14.Теория политической системы.
15.Политическая система как механизм власти.
16.Структура и функции политической системы.
17.Типы политической системы.
18.Понятие и типы политических режимов.
19.Понятие и теории происхождения государства.
20.Признаки и функции государства.
21.Форма государства.
22.Типы государства.
23.Правовое государство и гражданское общество.
24.Президентская власть в Республике Беларусь.
25.Законодательная власть в Республике Беларусь.
26.Исполнительная власть в Республике Беларусь.
27.Судебная власть в Республике Беларусь.
28.Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
29.Классические теории элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
30.Современная политическая элита: концепции и подходы.
31.Сущность и природа лидерства.
32.Типы лидеров и их функции.
33. Партии как разновидность полит. сил. Признаки полит. партии.
34.Типы и функции политических партии.
35.Партийная система. Разновидности партийных систем.
36.Непартийные политические силы.
37.Беларусские политические партии и общественные организации.
38.Политический процесс и модернизация.
39.Политическая модернизация в Беларуси: общее и особенное.
40.Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.
41.Типы избирательных систем.
42.Выборы как часть политического процесса.
43.Избирательная система РБ.
44.Политическое сознание: понятие, уровни, типы.
45.Понятие, структура и функции политической идеологии.
46.Типы политических идеологий.
47.Современные идеологические течения.
48.Политическая культура: сущность, структура, функции.
49.Типы политической культуры.
50.Политическая социализация.
51.Понятие международных отношений и их специфика.
52.Структура и виды международных отношений.
53.Международные организации в структуре ООН.
54.Европейские международные организации.
55.ешняя политика государств. Специфика внешней политики РБ.
56.Геополитика.

Работа состоит из  1 файл

Политология 2012г..doc

— 1.49 Мб (Скачать документ)

Диагностическая функция связана с директивной.

2 - директивная функция включает в себя определение направления действий: как и что конкретно надо предпринять в определённый момент, чтобы решить проблему.

3 - мобилизирующая функция это и "мобилизация" на выполнение решений, вовлечение в конкретную деятельность тех, кто нужен для решения задачи и достижения поставленной цели.

 Стало быть, "идеальное" лидерство представляет  собой сочетание трёх основных  функций: "постановки диагноза", выработки направления действий  и мобилизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

33. Партии как разновидность полит. сил. Признаки полит. партии.

Полит. партии возникли  2 полов. XIX в.  Вебер   выдел.  3 этапа:  

1)  партии  как аристократические группировки; 

2) партии как  политические клубы; 

3) современные  массовые партии.

Термин «партия» (от греч. «part» — часть чего-либо) испол. задолго до появления собственно полит. партий для обозначения групп граждан, кот. представляют интересы определенной части населения и стремятся влиять с этой целью на власть. Партии в соврем. понимании начали формир. в XVII в. в Великобритании в результ. споров о наследовании трона после смерти королевы Елизаветы Тюдор, не имевшей прямых наследников. Борьба по вопросу о границах королевской власти привела к тому, что Карл I распустил парламент. С 1628 по 1640 гг. парламент В Великобритании не существовал. Возникли 2 партии: одна выступала за королевскую власть, ее члены назвали себя кавалерами (это были предшественники консерваторов). Вторая— «круглоголовые» — защищала интересы буржуазии и нового дворянства, выступала за парламентскую форму правления. Она стала предшественницей либеральной партии. На начальных этапах отношение к партиям было негативным. Они были источником конфликтов.  А. Токвиль: «партии есть неизбежное зло свободных правительств». Поэтому до появления первых полит.партий в Великобритании — тори и вигов, с конца XVII в. английские мыслители начали готовить общественное мнение к положительному восприятию партий. Первоначально партиям было предписано выражать национальные интересы. Анг. мысл. Э. Берк (1729—1797):«партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некот. специфическим принципом, относительно кот. все они пришли к согласию». Появление партий как новой полит. реальности перевело полит. борьбу из противостояния индивидов во взаимодействие заинтересованных групп, находящихся в сложных отношениях соперничества и союза. Все три стадии процесса формирования партий прошли лишь английские партии — виги (либеральная) и тори (консервативная).  Так, демократическая партия США оформилась в   1828 г.  Она представляла интересы плантаторов Юга и части торгово-банковских кругов. У истоков партии стоял Т. Джефферсон, 3 президент США. По своей сущности демокр. партия была классической либеральной партией, кот. придерживалась той т.зр., что правительство должно как можно меньше вмешиваться в жизнь граждан. Однако к середине XX в. философия партии заметно изменилась. Уже при президентах Ф. Рузвельте (1933—1945) и Л. Джонсоне (1963—1969) демократы на практике расширили границы вмешательства гос-ва, усилили его регулятивные ф-ции, способность предотвращать социальные конфликты и поддерживать баланс интересов в обществе. 2 партия США, республиканская(1854) г. президент А. Линкольн (1861—1865). В период создания партия объединяла сторонников капиталистического развития страны и выражала интересы промышленной буржуазии Севера. Доктрина партии основана на требованиях минимального вмешательства гос-ва в дела Г.О., уменьшения налогов, наращивания военной мощи. Становление американских партий происходило в определенных исторических, культурных, политических, географических условиях. Это отразилось на их характере. Амер. партии формировались как «комитеты избирателей», действующие в основном лишь в период предвыборных кампаний. Основатель амер. Гос-ва Дж. Вашингтон (1732—1799) выступал против партий, «они только будоражат общественное мнение».

В соврем. Америке  обе партии стремятся выражать интересы как можно более широкого круга лиц. Полит. идеология республиканцев — неоконсерватизм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

34.Типы  и функции политических  партии.

Политическая  партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Мир политических партий чрезвычайно многолик. Разобраться  в этом многообразии помогает типология политических партий.

Тип партии – это понятие, отражающее наиболее существенные признаки определенной группы политических партий. В основу типологии могут быть положены различные критерии: социальная база, идеологический облик, принципы организации, методы деятельности и др.

По  своей классовой  сущности партии подразделяются на: буржуазные, мелкобуржуазные, помещичьи, крестьянские, рабочие.

С точки зрения их идейно-политической ориентации различаются коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные партии, а также партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины.

По  отношению к существующему  порядку, содержанию целей и задач выделяют революционные партии (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества), реформистские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений), консервативные (отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни) и реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур).

По  месту в системе  государственной власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные, по условиях деятельности – на легальные, полулегальные и нелегальные.

В соответствии с характером членства, принципами организации партии делятся на кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются немногочисленностью, аморфным, свободным членством, организационной рыхлостью, децентрализованной структурой.

Массовая  партия стремится вовлечь в свои ряды возможно большее число членов, поскольку основным источником ее финансирования являются членские взносы. Для массовой партии характерно фиксированное членство, четная организационная структура, централизованный характер, тесные и постоянные связи между членами партии.

Деление партий на кадровые и массовые дополняется  типологией партий по характеру их деятельности:

- Парламентская партия борьбу за власть связывает главным образом с выборами в представительные учреждения. Свою организаторскую деятельность она осуществляет в основном в ходе избирательной кампании.

- Авангардная партия не ограничивает свою деятельность борьбой за депутатские мандаты. Она осуществляет широкую внепарламентскую деятельность, большое внимание уделяет идеологической и воспитательной работе, формируется на мировоззренческой основе.

Функции политических партий

Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

- представительство социальных интересов;

- выработка программных  установок, политической линии  партии;

- формирование  общественного мнения, политическое  образование и политическая социализация  граждан;

- участие в  борьбе за власть и в ее  осуществлении, в формировании  политической системы общества;

- подготовка  и выдвижение кадров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

35.Партийная  система. Разновидности  партийных систем.

Партийной системой называется совокупность существующих в обществе партий и принципы взаимоотношений между ними. Оба эти элемента обязательны для существования партийных систем. На современном этапе наибольшее распространение получила типология партийных систем, основанная на количественном критерии - на числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу, все партийные системы делятся на:  одно-, двух- и многопартийные. Однопартийная система свойственна странам с тоталитарным режимом, при котором обеспечивается право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. Двухпартийная система обеспечивает одной из двух партий, в случае её победы на выборах, большинство мест в законодательном органе или назначения её кандидатов на посты президента или вице-президента.

Многопартийная  система включает в себя широкий спектр партий. Как правило, в многопартийных системах ни одна из партий не может завоевать абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего состоят из представителей двух или более партий. Если говорить о преимуществах и недостатках той или иной партийной системы, то, несомненно, худшей является однопартийная, так как при ней отсутствует здоровая конкуренция, и одна партия навязывает всему обществу своё понимание его развития, свою идеологию и политику. Однопартийные системы антидемократичны в своей основе, не способна обеспечить необходимый прогресс страны и поэтому практически во всех странах, с нарушением того политического и социально-экономического строя, который был её носителем, оказались отвергнутой. Двухпартийная и многопартийная системы имеют свои достоинства и недочеты. РБ пошла по пути создания многопартийной системы. Объективно это было связано с трансформацией социальной структуры общества, обусловленной переходом страны к многообразию форм собственности и внедрением рыночных отношений. Появились новые группы населения со своими интересами, и как следствие этого, новые движения, организации, партии, выражающие и защищающие их интересы в сфере политики. В марте 1991 г. министерством юстиции Беларуси началась регистрации партий и движений. Первоначально партий было 43. В настоящее время в республике зарегистрировано 18 партий, представляющих различные направления политического спектра. Среди партий наиболее известны Партия коммунистов Белоруссии и Белорусская коммунистическая партия, Объединённая гражданская партия, Белорусская Социал-демократическая Громада, Белорусская Социал-демократическая партия (Народная Громада), Партия Белорусского народного фронта, Либерально-демократическая партия и др. Большинство новых партий пока немногочисленны и аморфны, не имеют строго отчерченной социальной базы и конструктивной программы выхода из кризиса. Очевидно, что от заявлений и деклараций о создании партийных формирований до завоевания доверия народа и реальной политической роли в управлении государством предстоит достаточно долгий, болезненный и противоречивый путь. Партийная система РБ находится в стадии формирования. Но этот процесс носит объективный и прогрессивный характер и свидетельствует о развитии реального политического плюрализма в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

36.Непартийные  политические силы.

37.Беларусские  политические партии  и общественные  организации.

Появились новые  группы населения со своими интересами, и как следствие этого, новые  движения, организации, партии, выражающие и защищающие их интересы в сфере политики. В марте 1991 г. министерством юстиции Беларуси началась регистрации партий и движений. Первоначально партий было 43. В настоящее время в республике зарегистрировано 18 партий, представляющих различные направления политического спектра. Среди партий наиболее известны Партия коммунистов Белоруссии и Белорусская коммунистическая партия, Объединённая гражданская партия, Белорусская Социал-демократическая Громада, Белорусская Социал-демократическая партия (Народная Громада), Партия Белорусского народного фронта, Либерально-демократическая партия и др. Большинство новых партий пока немногочисленны и аморфны, не имеют строго отчерченной социальной базы и конструктивной программы выхода из кризиса. Очевидно, что от заявлений и деклараций о создании партийных формирований до завоевания доверия народа и реальной политической роли в управлении государством предстоит достаточно долгий, болезненный и противоречивый путь. Партийная система РБ находится в стадии формирования. Но этот процесс носит объективный и прогрессивный характер и свидетельствует о развитии реального политического плюрализма в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

38.Политический  процесс и модернизация.

Политика по своей сути является деятельностью, поэтому она не может не быть процессом. Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений. Политический процесс развертывается в данной стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партиях и общественных движениях. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве. Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу: 1. Представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения.  2. Выработка и принятие политических решений.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"