Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:40, шпаргалка
Основные вопросы по предмету политология, в основном связанно с Беларусью.
1.Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность.
2.Структура и функции политики.
3.Политика и мораль.
4. Структура, методы и функции политологии.
5.Античная политическая мысль.
6.Средневековая политическая мысль.
7.Политическая мысль эпохи Возрождения.
8.Политическая мысль Нового времени.
9.Политическая мысль XX века.
10.Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти.
11.Ресурсы власти.
12.Функционирование власти.
13. Легитимность политической власти.
14.Теория политической системы.
15.Политическая система как механизм власти.
16.Структура и функции политической системы.
17.Типы политической системы.
18.Понятие и типы политических режимов.
19.Понятие и теории происхождения государства.
20.Признаки и функции государства.
21.Форма государства.
22.Типы государства.
23.Правовое государство и гражданское общество.
24.Президентская власть в Республике Беларусь.
25.Законодательная власть в Республике Беларусь.
26.Исполнительная власть в Республике Беларусь.
27.Судебная власть в Республике Беларусь.
28.Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
29.Классические теории элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
30.Современная политическая элита: концепции и подходы.
31.Сущность и природа лидерства.
32.Типы лидеров и их функции.
33. Партии как разновидность полит. сил. Признаки полит. партии.
34.Типы и функции политических партии.
35.Партийная система. Разновидности партийных систем.
36.Непартийные политические силы.
37.Беларусские политические партии и общественные организации.
38.Политический процесс и модернизация.
39.Политическая модернизация в Беларуси: общее и особенное.
40.Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.
41.Типы избирательных систем.
42.Выборы как часть политического процесса.
43.Избирательная система РБ.
44.Политическое сознание: понятие, уровни, типы.
45.Понятие, структура и функции политической идеологии.
46.Типы политических идеологий.
47.Современные идеологические течения.
48.Политическая культура: сущность, структура, функции.
49.Типы политической культуры.
50.Политическая социализация.
51.Понятие международных отношений и их специфика.
52.Структура и виды международных отношений.
53.Международные организации в структуре ООН.
54.Европейские международные организации.
55.ешняя политика государств. Специфика внешней политики РБ.
56.Геополитика.
11.Ресурсы власти.
Ресурсы власти – средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Распространено деление ресурсов на экономические, социальные, политико-силовые, культурно-информационные.
Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом)
Ресурсами власти являются : -интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции.
- язык как элемент политической культуры. Язык власти специфичен, он опирается на мифы, стереотипы, а значение слов зависит от воли властелина, от умения читать между строк.
- экономический, военный, культурный потенциал страны,
- государственная территория,
- стабильность и порядок,
- единство общества,
- природные богатства,
- численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.).
- традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач.
- знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации.
Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия.
Следует иметь
в виду, что действие тех или
иных средств власти имеет предел,
за которым их применение становится
бессмысленным. Так, гонка вооружений
не только опасна, но и бессмысленна, ибо
применение многих военных средств означает
уничтожение самой жизни. Потому необходимо
стремиться к тому, чтобы основой власти
были привычка к порядку, высокий уровень
культуры, благосостояния людей, законность,
а не страх наказания и принуждения.
12.Функционирование власти.
Политическая власть - особая разновидность общественной власти. Она включает в себя все властные отношения, складывающиеся между государством, партиями, движениями, группами давления и т. д. Посредством этих институтов выражается господствующая воля какого-то класса, слоя или большинства общества.
Ядром политической власти является государственная власть, которая обладает рядом признаков: -возможностью законного использования силы в решении актуальных проблем; -ее решения обладают обязательностью для всех и имеют высшую юридическую силу, - опирается на систему специнститутов и нормы права.
Политическая власть осуществляется специфическими методами с помощью особых механизмов. В основе функционирования политической власти лежат принцип суверенитета и принцип легитимности.
Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Сосредоточение политической власти у государства означает его верховенство по сравнению с другими политическими институтами (партиями, движениями и т. д.).
Верховенство государственной власти проявляется в: - общеобязательности ее решений для населения; - возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; - обладании рядом исключительных прав; -наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций;. наделении правами и обязанностями граждан.
Независимость гос. власти предусматривает ее самостоятельность и равноправие.
Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин"легитимность" (legtmte) отражает степень соответствия
власти ценностным представлениям большинства граждан. Легитимность - это осознание гражданами законности власти. Данное представление проистекает из убеждения, что власть законна, сформирована самим народом
и служит его интересам. Теория легитимности М.Вебера включает два момента: признание власти правителей и обязанности управляемых подчиняться ей. Принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. Легитимность является важнейшим признаком демократической власти, потому что власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества.
Значение принципа легитимности: -позволяет отличать законно- установленную власть от узурпированной, то есть насильственно захваченной; -определяет границы правомерности использования властью насильственных мер; -способствует признанию международным сообществом неправомерности насильственного изменения госграниц и соблюдении режимом страны норм международного права.
13. Легитимность политической власти.
Термин «легитимность» возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора (тот, кто незаконно захватывает в свои руки власть или присваивает (узурпирует) чужие права на что-либо). Тогда же слово приобрело и др. смысл – признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройке госуд-ых границ произвола и охлократии (власть толпы).
Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие закон, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.
В политологии
используется также термин «легальность»
власти. Легальность и легитимность
– не одно и то же.
Легальность власти
– юридическое обоснование,
юридическое бытие власти,
ее законность, соответствие
правовым нормам. Легитимность не обладает
юридическими функциями и не является
правовым процессом. Легитимность – это
доверие и оправдание власти, потому
оно тесно связано с моральной оценкой
власти. Граждане одобряют власть, исходя
из моральных критериев добра, справедливости,
порядочности, совести. Легитимность призвана
обеспечить повиновение, согласие без
принуждения, а если оно не достигается,
то оправдать принуждение, использование
силы. Легитимная власть и политика авторитетны
и эффективны. Очевидно, что легитимность
может быть как завоевана, так и потеряна.
Сроки завоевание элитой легитимности
различны в зависимости от обстоятельств,
а ее потеря вызывается различными причинами.
Чтобы завоевать и удержать легитимность,
доверие народа, власть прибегает к аргументации
своих действий, обращаясь к высшим ценностям
(справедливости, правде), к истории, чувствам
и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной
воле народа, велениям времени, научно-технического
прогресса, требованиям производства,
историческим задачам страны и т.д. Для
оправдания насилия, репрессий часто используется
деление людей на друзей и врагов. Принципы
легитимности (верования) могут иметь
истоки в древних традициях, революционной
харизме или в действующем законодательстве.
Типология легитимности, пользующаяся
широким признанием, введена Максом Вебером,
который выделил три
основные принципа: традиция, харизма,
легальность. Речь идет об идеальных типах,
не существующих в «чистом виде». В конкретных
полит-их системах эти 3 типа переплетаются
при преобладании одного из них.
14.Теория политической системы.
Политическая
система–совокупность государственных
и негосударственных общ-ных институтов,
социальных и правовых норм, посредством
которых реализуются политико-властные
отношения. Это механизм формирования
и функционирования власти в обществе,
включающий госуд-во, политические партии,
ассоциации, объединения, группы индивидов,
их взаимоотношения, политическое сознание
и культуру, политические нормы. Способность
общества реагировать на растущие
потребности индивидов, адаптироваться
к изменяющимся условиям своего функционирования
обеспечивается политической
системой. Полит. с-ма оказывает
целен-ное воздействие на различные стороны
жизни общества. П.С. включает в себя все
существующие в обществе типы политических
взаим-ий, то есть все взаимодействия властвующего
и подвластного. Понятие «П.С.» используется
для характеристики взаимоотношений между
госуд-ом и обществом, между различными
социальными субъектами на негосуд-ном
уровне. В амер. политологии П.С. интерпретируется
как совокупность всех общественных структур
в их политических аспектах. По определению
амер. политолога Г. Алмонда, П.С.
включает социальные и экономические
структуры, исторические традиции и ценности
общества, культурный контекст его развития.
Термин «П.С.» был введен в
полит-ю в 1950-1960-е гг. До этого для описания
властных отношений обычно использ. понятие
«тип правления», позже - «сис-ма правления».
Процессы развития гражд. общ-ва, появление
автономной, самост-й личности с ее правами
и свободами привели к тому, что граждане
стали не только подчиняться, но и влиять
на гос-во, создавая для этого полит. организации
(партии, движения). Власть перестала быть
монополией гос-ва. Была более важная причина
введения системного подхода в полит-ю
- поиск универсальных закономерностей
и механизмов, которые обеспечивали бы
обществу устойчивость и выживаемость
в условиях неблагоприятной внешней среды.
Термин «система» в новом значении стал
использовать в 1920-е гг. австрийс. биолог
Л. фон Берталанфи
(1901—1972) для обозначения процессов обмена
клетки с внешней средой. Он рассм. сис-му
как совок-ть взаимозависимых элементов,
как целостность, состоящую из «элементов,
находящихся во взаим-вии». Т.Парсонс:
представил общество как взаимодействие
4-х подсистем, которые находятся в
отношениях взаим-сти и
взаимообмена: экономической
(«отвечает» за реализацию потребностей
людей в потребительских товарах), политической
(определение коллективных целей, мобилизация
ресурсов на их достижение, принятие решений),
социальной(обеспеч. поддержание устоявшегося
образа жизни, передает новым членам общества
нормы, правила и ценности, которые становятся
важными факторами мотивации их поведения)
и духовной(интеграция общества, установление
и сохранение связей солидарности между
ее элементами). Каждая из подсистем выполняет
опред. ф-ции, реагирует на требования,
которые поступают изнутри или извне,
а вместе они обеспечивают жизнедеятельность
общества в целом.
15.Политическая система как механизм власти.
Политическая система–совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Это механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий государство, политические партии, ассоциации, объединения, группы индивидов, их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы. Обмен ресурсами и взаимодействие полит. с-мы со средой осуществляются по принципу «входа - выхода». Д.Истон различал 2 типа «входа»:
1.- требование - обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе.
Виды требований: (Д.Истон)
а) распределительные (о заработной плате и рабочем времени, об условиях получения образования, медицинских и иных услуг);
б) регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над производителем и рынком);
в) коммуникативные (о предоставлении полит.информации, о пользовании политической силы)
2- поддержка - усиление полит. с-мы. Она охватывает все позиции и варианты поведения, благоприятные для системы. Формы проявления: исправная уплата налогов, выполнение воинского долга.
Поддержка обеспечивает относительную стабильность властных органов, создает необходимые условия для применения адекватных требованию момента социальных технологий, с помощью которых осуществляются преобразования. Имеет важное значение в обеспечении согласия между членами полит.сообщества.
Основные объекты поддержки (Д. Истон): политический режим, власть и политическое сообщество. В соответствии с объектами выделил 3 типа поддержки:
1) поддержка режиму, понимаемому как совок-ть устойчивых ожиданий, включая ценности (свобода, плюрализм, собственность), на которые опирается П.С., нормы (конституционные, правовые ) и структуры власти;
2) поддержка
власти, т.е. всех формальных и
неформальных полит.
3) поддержка полит. сообщества, т.е. группы лиц, связанных между собой разделением полит. труда.
В результате воздействия окружающей среды на систему возникает реакция — «выход», т.е. принятие авторитетных решений по распределению ценностей. Ответы системы на импульсы, получаемые извне, осуществляются в форме решений и действий.