Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:57, шпаргалка

Описание

Шпаргалка содержит 62 ответа на вопросы по "Политологии" .

Работа состоит из  1 файл

шпоры по политологии.doc

— 462.00 Кб (Скачать документ)

 

16. Сила и насилие. Политика  издавна связывается или даже  отождествляется с насилием. Как  уже отмечалось, ее важнейшим  отличительным признаком является  применение организованного насилия.  Легальное политическое насилие  на своей территории осуществляет лишь государство, хотя его могут применять и другие субъекты политики: партии, террористические организации, группы или отдельные личности. Насилие представляет собой преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека (или других живых существ) или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воле. Насилие может быть физическим, экономическим, психологическим и др. Применительно к политике, говоря о насилии, обычно имеют в виду физическое насилие (или ненасилие) как средство ее осуществления. Политическое насилие отличается от других форм не только физическим принуждением и возможностью быстро лишить человека свободы, жизни или нанести ему непоправимые телесные повреждения, но также организованностью, широтой, систематичностью и эффективностью применения. В относительно спокойные, мирные времена его осуществляют специально подготовленные для этого люди, обладающие оружием и другими средствами принуждения, объединенные жесткой организационной дисциплиной и централизованным управлением, хотя в периоды восстаний и гражданских войн круг субъектов насилия значительно расширяется за счет непрофессионалов. Негативную оценку социальной роли всякого насилия дают пацифисты и сторонники ненасильственных действий (о них речь пойдет ниже). В целом же в общественном сознании, в том числе среди ученых и политиков, преобладает отношение к насилию как к неизбежному злу, вытекающему либо из природного несовершенства человека (или его "первородного греха"), либо из несовершенства социальных отношений. "Не убий" - одна из важнейших библейских заповедей. В число нравственных образцов христианского поведения входят также непротивление злу насилием и любовь к врагу своему, хотя эти принципы носят характер скорее нравственных идеалов святой жизни, чем требований, предъявляемых к обычным людям. Оцениваемое в целом, в общей форме насилие - антипод гуманизма и нравственности, ибо означает действия, направленные против человека, или его достоинства. Систематическое применение насилия разрушает нравственные основы общества, совместной жизни людей - солидарность, доверие, правовые отношения и т.п. В то же время вследствие несовершенства, прежде всего, самого человека, а также форм его коллективной жизни общество не может полностью устранить из своей жизни всякое насилие и вынуждено в целях его ограничения и пресечения использовать силу. Проявление насилия и его масштабы определяются многими причинами: экономическим и социальным устройством, остротой общественных конфликтов и традициями их разрешения, политической и нравственной культурой населения и т.д. На протяжении многих веков насилие выступало важнейшим способом разрешения острых социальных противоречий, их оборотной стороной, особенно в отношениях между народами. Политикам, не обладающим нравственной культурой, гуманными убеждениями, оно кажется наиболее эффективным и соблазнительным методом достижения своих целей, поскольку способно физически устранить противника. Как говорил Сталин, отдавая распоряжения об уничтожении неугодных ему людей, "есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы". Однако эффективность политического насилия чаще всего является иллюзией. Насилие, применяемое одной стороной, как правило, вызывает адекватное противодействие, ужесточает сопротивление противника, масштабы и ожесточенность конфликта, ведет к эскалации насилия и в конечном счете приводит к неожиданно высоким для его инициаторов людским потерям и материальным затратам. Победа же, если она достигается, как правило, имеет слишком высокую цену. Демократический строй создает важнейшие предпосылки для ограничения насилия, разрешения конфликтов мирными, ненасильственными средствами. Это достигается, прежде всего, в результате признания равенства прав всех граждан на управление государством, выражение и защиту своих интересов. В условиях демократии каждая общественная группа имеет возможность свободно выражать и отстаивать свое мнение, добиваться признания его справедливым и принятия парламентом или правительством.

Уже многие века лучшие умы человечества озабочены проблемой устранения насилия из политической и общественной жизни. Впервые идеи ненасилия зародились в глубокой древности в недрах религиозной мысли - в буддизме, индуизме, конфуцианстве, иудаизме, христианстве и некоторых других религиях. В дохристианских культах ненасилие понималось преимущественно как безропотное подчинение божественной, природной и общественной необходимости (в том числе власти), терпимость ко всему живому, непричинение вреда окружающему миру, стремление к добру, ориентация человека в первую очередь на религиозно-нравственные ценности. В некоторых религиях, например буддизме и иудаизме, законность самой власти рассматривалась в зависимости от ее соответствия нравственным законам. Несмотря на то, что ненасильственные средства могут использоваться не только в нравственных, но и в безнравственных целях, в целом их применение несравненно гуманнее, чем использование насилия. Их широкое внедрение в политику за счет вытеснения из нее насилия было бы огромным шагом на пути ее очеловечивания. В последние десятилетия такой процесс, несмотря на свою противоречивость, становится заметным политическим явлением. На международной арене он проявляется, в частности, в стремлении к созданию нового мирового порядка, основанного на неприменении силы для разрешения спорных вопросов и на равноправном сотрудничестве государств. В современном мире ограничение и исключение насилия из жизни общества стало общей задачей многих религиозных и светских движений, международных институтов, демократических партий и других объединений.

 

17. Искоренимо ли политическое насилие? Уже многие века лучшие умы человечества озабочены проблемой устранения насилия из политической и общественной жизни. Впервые идеи ненасилия зародились в глубокой древности в недрах религиозной мысли - в буддизме, индуизме, конфуцианстве, иудаизме, христианстве и некоторых других религиях. В дохристианских культах ненасилие понималось преимущественно как безропотное подчинение божественной, природной и общественной необходимости (в том числе власти), терпимость ко всему живому, непричинение вреда окружающему миру, стремление к добру, ориентация человека в первую очередь на религиозно-нравственные ценности. В некоторых религиях, например буддизме и иудаизме, законность самой власти рассматривалась в зависимости от ее соответствия нравственным законам. Несмотря на то, что ненасильственные средства могут использоваться не только в нравственных, но и в безнравственных целях, в целом их применение несравненно гуманнее, чем использование насилия. Их широкое внедрение в политику за счет вытеснения из нее насилия было бы огромным шагом на пути ее очеловечивания. В последние десятилетия такой процесс, несмотря на свою противоречивость, становится заметным политическим явлением. На международной арене он проявляется, в частности, в стремлении к созданию нового мирового порядка, основанного на неприменении силы для разрешения спорных вопросов и на равноправном сотрудничестве государств. В современном мире ограничение и исключение насилия из жизни общества стало общей задачей многих религиозных и светских движений, международных институтов, демократических партий и других объединений.

 

18.Является ли террор средством  политики? Как и любое явление  в современном обществе терроризм  имеет множество определений,  ни одно их которых не является  полным и точным. Каждое из них содержит характерные особенности данного явления. Терроризм определяют следующим образом:

как стратегию действий, основанную на принципах насилия, репрессий, физического  уничтожения; устрашение смертными  казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства (словарь Даля); политика и практика террора, направленная как непосредственно на противника, так и, в большей степени, опосредованно, то есть путем террора над не участвующими в конфликте группами населения с целью вызвать их апелляцию к противнику, имеющую целью прекращение по отношению к ним террора ценой удовлетворения требований террористов; метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия; наиболее опасный способ политической дестабилизации общества; наиболее общественно-опасное из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством; экзистенциальный протест против формально-юридических отношений, выражающийся в прямом действии против "сторонников системы", коренящийся в недрах традиционного общества; сознательное использование нелегитимного насилия со стороны группы людей или индивидуума, для достижения определенных целей, заведомо недостижимых легитимным путем. Из всех определений можно сделать вывод, что основной и содержательной стороной терроризма выступает устрашение политических или иных противников, применение или угроза применения насилия.  Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны является центральной особенностью насильственного давления, называемого терроризмом. Все-таки существуют террористические организации, деятельность которых основывается на мировоззренческом начале, не подверженных периодическому изменению. В большинстве своем именно эти организации интересуют исследователей идеологий терроризма. Идеологию терроризма можно определить как совокупность крайне радикальных идейных установок, являющихся теоретическим обоснованием применения насилия различными способами, на нелегитимной основе для достижения политических целей террористических организаций. Националистический терроризм. Данный вид терроризма широко распространен в мире, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от какой-либо страны или обеспечить превосходство одной нации над другой. Более всего проявляет себя терроризм ирландский, сикхский, курдский, армянский, уйгурский, тамильский, албанский, баскский, а также имеются многочисленные примеры в ходе межплеменной войны в африканских странах. Религиозный терроризм. Связь между религией и терроризмом - явление не новое. Сопротивление зилотов в Иерусалиме в I веке до нашей эры, ритуальные действия тагов в Индии в VII веке, насилие ассасинов - это ранние формы проявления религиозного терроризма. В XX веке вместе с развитием политических школ ему на смену пришел терроризм сепаратистский и идеологический. Появление современного религиозного терроризма связывают с революционной борьбой в Иране в 1980 году. Тогда термин религиозный предполагал исламский. Пришли 90-е годы и с крушением коммунистической идеологии, образованием новых независимых государств сократилось число сепаратистских террористических организаций. Одновременно возросло количество религиозных движений, которые уже являлись не только исламскими, а были связаны со всеми мировыми религиями и многочисленными сектами и культами. Именно исламские террористические организации осуществили наибольшее количество террористических актов за последнее десятилетие. СМИ чаще всего рассказывают именно про действия этих организаций, что, безусловно, способствует достижению одной из целей данных образований – устрашение. В отношении этих организаций уместно использовать определение «самый» - они самые фанатичные и самые активные, и им как никому удается влиять на международную политику. В основе исламского терроризма лежит стремление распространить фундаментализм за счет других стран. Исламские группировки контактируют друг с другом, поскольку у них общий враг – западная цивилизация и государство Израиль, общая идеология – исламский фундаментализм. Для того чтобы понять сущность исламского терроризма необходимо понять, что собой представляет исламский фундаментализм – форма радикального ислама, утверждающая, что для возвращения былого могущества исламским странам необходимо отказаться от «всего западного» и вернуться к истокам, которые проповедовал Мухаммед. Исламская мысль может уместиться в одном предложении: «против тех, кто не соблюдает законы ислама, необходимо сражаться», таким образом, джихад возводится в ранг шестого столпа ислама лидерами. Появление современного религиозного терроризма представляется наибольшей угрозой существованию человечества, идущей от террористических организаций по сравнению с «традиционными» террористическими группами. Причина этого – представление о том, что террорист или их группа выступают спасителями, которых после смерти ожидает рай, а убивая «неверных», еще большие неземные блаженства и не на земле.

 

19. В чем выражается в политике  отчуждение?

 

20. Какую роль в политике  играют символы? Национально-государственные  символы и идеалы выступают  своеобразными связующими элементами  политической культуры. Символ представляет  собой концентрированное зримое  выражение основной идеи явления  или понятия, основанное на структурном сходстве с ним. Одной из форм символа является эмблема. Философ А.Ф.Лосев относил к эмблемам и государственную символику. Символ одновременно является специфическим средством общения между людьми, он помогает определять их принадлежность к конкретной социальной общности, усваивать пронизывающую эту общность центральную идею и т.д. Символы можно изображать условно-графически (христианский крест, серп и молот, нацистская свастика и т.д.), человеческими или иными фигурами (Марианна во Франции, Джон Буль в Англии, дядя Сэм в США, медведь в России, страус в Австралии и т.д.). Такие символы, как, например, флаг страны или сигнальный свет, имеют значение не сами по себе, а лишь в качестве средства выражения связи с обществом или действиями людей. Комплексные системы типа речи, письма или математических знаков - это тоже символы, поскольку и звуки, и знаки обладают значимостью только для тех, кто умеет их "читать", расшифровывать их смысл. На поведение людей часто гораздо более сильное влияние могут оказать не столько сами действия правительства, политических партий и деятелей, сколько господствующая в обществе система символики, ориентирующая людей на конкретный тип социальных отношений.  Единство всякой культуры зиждется на общем языке ее символики. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. Они строятся на длительной традиции, в которой важное место занимают разного рода знамена, флаги и гербы, другие символы и атрибуты государственно-политической самоидентификации. Часть символов формируется спонтанно в процессе жизнедеятельности всех или большинства членов национального сообщества, а другая часть создается и целенаправленно внедряется элитами.  Одно из центральных мест среди символов занимают национальные гимны, которые представляют собой официальные патриотические символы или музыкальный эквивалент девиза, герба или флага страны. Гимны, подобно другим национальным символам, становятся чем-то вроде визитной карточки нации. Они - современные тотемы - знаки, с помощью которых один народ отличает себя другого или подтверждает границы своей "идентичности". Каждая страна имеет свой государственный или национальный флаг, олицетворяющий ее независимость, суверенитет и место в мировом сообществе. Показательно, что главы государств (президенты, монархи), вступая в должность, произносят клятву верности при обязательном присутствии государственного флага. Оскорбление флага в большинстве стран рассматривается как уголовно наказуемое деяние. Флаг в сочетании с гимном и другими атрибутами государственности во многих странах превратился в эмоциональное воплощение нации. Можно привести примеры, когда граждане одной страны, выражая свое недовольство и протест действиями другого государства, публично сжигают флаг этого государства. Как правило, ни одна официальная церемония не обходится без государственного флага. Он водружается на зданиях резиденции главы государства и правительства. В дни официальных праздников государственный флаг вывешивается на общественных зданиях. Государственные флаги являются неизменным атрибутом при двусторонних или многосторонних переговорах между различными странами. Флаги перед зданием ООН символизируют страны входящие в эту международную организацию.

 

21.Политическая жизнь. 

С середины 50-х гг. XX в. в политологии активно используется введенное в научную терминологию Дэвидом Лэйном понятие “политическая жизнь”. Оно позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия, что выражается в следующих ее признаках:

— политика может выступать как в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, так и в качестве действий субъектов политических отношений;

— политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации, в качестве которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты;

— деятельный, активный характер политики позволяет людям  с ее помощью влиять на многие стороны  жизни: экономику, культуру, науку, мораль;

— в политическую жизнь  всегда вовлечены большие массы  людей: классы, этнические и профессиональные общности, от активности которых зависят направленность, облик, результативность политических событий;

— центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи  между личностью и государством.

Рассмотрение политики именно в таком аспекте принципиально важно для демократического общества и становления его институтов. Ведь демократия невозможна без человеческого участия, а оно, чтобы быть полезным демократическому обществу, должно быть квалифицированным и активным.

Внешние факторы, влияющие на течение политической жизни:

— элементы природной среды (территория, ресурсы, климат и т.д.). Оказывают воздействие на политические процессы, формируют политические проблемы и влияют на выбор путей и возможностей их решения;

— экономические отношения, господствующие в обществе, влияющие на политическую жизнь (а сама она активно воздействует на их формирование);

— развитие техники (ее воздействие  проявляется в таких феноменах, как война, увеличение скорости распространения  информации и т.д.);

— статусные характеристики социальной структуры общества, сочетающие в себе фиксацию объективного состояния участников политических отношений (доход, вид занятий, уровень образования) и их собственных представлений о своем месте в обществе;

— характер этнонациональных общностей, ибо устойчивые государственные системы формируются на основе нации, нации стремятся к суверенизации, образованию отдельных, самостоятельных государственных структур;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"