Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:57, шпаргалка
Шпаргалка содержит 62 ответа на вопросы по "Политологии" .
— религия, которая часто выступает в качестве основного фактора консолидации больших масс людей;
— идеология — средство
духовного сплочения и
— средства массовой информации, сведения, которые они поставляют и интерпретируют;
— общественное мнение, в рамках которого осуществляется активное и непосредственное отражение жизненных потребностей, объективных тенденций общественного развития;
— политическая психология общества, проявляющаяся в настроении участвующих в политической жизни людей, темпераменте народа, особенностях характера лидера.
22.Аспекты политической жизни.
23. В чем своеобразие
политических ценностей? Этот
класс ценностей
24. Ценности-цели и ценности-
25. Можно ли назвать войну антиценностью в политике?
26. Для чего человеку власть?
Вся история человеческой
27. В чем особенности
антиобщественных элементов; публичность
(всеобщность и безличность). Политическая
власть обращается от имени всего общества
с помощью права ко всем гражданам; наличие
единого центра принятия решений; выполнение
роли арбитра в конфликтах между представителями
различных социальных групп; многообразие
используемых ресурсов; обеспечение максимальной
стабильности общества как целого в рамках
существующих отношений собственности,
действующих законов и конституции.
28. Природа власти Политическая власть возникает, формируется в ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как принудительная форма снятия порождаемых различием интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления человеческих сообществ. В сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому существует необходимость преодоления сопротивления других людей и сил, и политическая власть реализуется в принудительной форме. Функции политической власти как инструмента социального управления: сохранение социальной целостности; реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп; регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма. Политическая власть должна обеспечить сочетание разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга; поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга. Разрыв и противопоставление функций политической власти может существенно ослабить и дестабилизировать всю систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису. Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, если интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.
29. Особенности и функции политической власти. В политической науке власть анализируется или как политический феномен, или как явление, не ограничивающееся сферой политики. В первом случае любая власть является политической. Правда, в этом случае происходит стирание различия между приватным и политическим. Скажем, власть родителей над детьми также становится политической. Согласно второму подходу, не все виды власти являются политическими. Так, могут существовать различные виды власти: экономическая, социальная, культурно-информационная. Среди многочисленных разновидностей власти политическая имеет верховенствующий характер. Это проявляется, во-первых, прежде всего в том, что политическая власть устанавливает и определяет основные политические нормы и законы конкретного общества, которые регулируют и упорядочивают экономические и социальные отношения. Во-вторых, политическая власть в отличие от других видов власти обладает узаконенным правом на применение насилия (М. Вебер). Правда, в этом случае мы сводим всю политическую власть к государственной, ибо только государство в современном обществе обладает правом на легитимное насилие. Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе: определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития; обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности; регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение; осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.
30. Легитимность: политическая
власть в человеческом измерени
основывается на вере в основополагающие ценности общества и политического порядка. Структурная легитимность предполагает поддержку существующих основных политических институтов, веру в их эффективность и рациональность. Персональная легитимность характеризуется доверием граждан к лицам, исполняющим властные функции. Объектами легитимности являются политический режим и авторитеты.Обеспечение легитимности власти — ее легитимизация — предмет особой заботы любой власти. Выделяется несколько универсальных механизмов легитимизации власти.1. Социально-психологический, основывающийся на психологических свойствах групп и масс. При обеспечении легитимности акцент делается на: конформизме массы, стремлении среднего человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства, вере в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей, чувстве компетентности и иллюзии контроля. 2. Политическое участие граждан прежде всего в форме выборов. 3. Политическая социализация — процесс усвоения политических норм и ценностей, а также форм политического поведения, приемлемых для данного общества. 4. Демонстрация эффективности власти, и в первую очередь способности ее институтов к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества. 5. Образ «врагов», стремящихся к нарушению общественной стабильности. В противоположность легитимизации власти процессы делегитимизации — разрушения и кризиса легитимности — ведут к утрате поддержки власти со стороны общества. Причинами упадка и кризиса легитимности являются: обострение конфликта между ценностями большинства социальных групп и узкокорпоративными ценностями правящей элиты; отсутствие в политической системе институтов, выражающих и согласующих интересы различных социальных групп и доводящих их до органов власти; разрушение традиционных норм и ценностей политической культуры; рост коррумпированности в органах власти; низкая эффективность власти; развитие сепаратизма и национализма; утрата правящей элитой веры в правомочность осуществления власти. Делегитимизация оборачивается кризисом власти, который, в свою очередь, может вызывать радикальные перемены в политической системе.
31. Политическая система общества: понятие, структура, функции, типология. Политическая система — совокупность политических структур, норм, ориентаций, выполняющих функции интеграции общества, адаптации к окружающей среде и способствующих принятию наиболее важных политических решений. Понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д. Истоном. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе. Политическая система, по Истону, взаимодействует с окружающей средой. Последняя подразделялась им на внутреннюю и внешнюю. К внутренней системе относились экологическая, биологическая, социальная и другие системы. К внешней — международные экономические, политические и социальные системы. От окружающей среды исходят импульсы, на которые реагирует политическая система. Эти импульсы воспринимаются политической системой и преобразуются в политические решения и действия. Существуют два типа импульсов, воздействующих на политическую систему: требования и поддержка. Без требований, поступающих из окружающей среды, политическая система не смогла бы функционировать. Однако одни требования, без поддержки, способны разрушить политическую систему. Поэтому системе необходимы как требования, так и поддержка. Требования могут быть подразделены на несколько видов:1) касающиеся распределения благ и услуг (например, требования принятия законов о заработной плате, о рабочем времени, об образовании и др.); 2) касающиеся регулирования поведения (например, требования обеспечения безопасности, проведения протекционистской политики по отношению к национальным кампаниям и др.); 3) касающиеся коммуникации и информации (например, требования обеспечения (свободного и равного доступа к информации и др.). Поддержка политической системы выражается в: соблюдении законов; участии в политической жизни (например, участие в выборах); лояльном отношении к власти и во внимании к официальной информации; оказании услуг и материальном финансировании политической системы (например, исполнение воинской повинности, уплата налогов и др.). Поступающие импульсы перерабатываются политической системой, на основе чего принимаются решения и осуществляются политические действия. Содержанием исходящих импульсов выступают: 1) регулирование поведения и взаимодействия в обществе; 2) распределение ценностей и услуг; 3) создание законов и норм. Значительный вклад в разработку теории политической системы внес Г. Алмонд. Американский политолог понимал под политической системой особый тип социальной системы такой, которая задействована в принятии властных публичных решений. Основное внимание он сосредоточил на функциях «входа» и «выхода» политической системы. К функциям «входа» он отнес: артикуляцию и агрегирование интересов, политическую социализацию и рекрутацию, а также политическую коммуникацию. Артикуляция интересов — процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения. Агрегирование интересов — придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов и их иерархизация, соединение требований в партийные программы. Политическая социализация представляет собой процесс приобщения индивидов к нормам и ценностям политической системы. Политическая рекрутация сводится к отбору лиц для осуществления властных функций в политической системе. Под политической коммуникацией понимается распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Перечисленные функции выполняют ряд политических структур: группы интересов, партии, законодательные органы власти. В функции «выхода» были включены: нормотворчество, исполнение законов, правил и норм, а также контроль за их соблюдением. Эти функции реализуются законодательными, исполнительными и судебными органами власти.