Сравнение мажоритарной и пропорциональной избирательной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:06, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы будет в изучение и сравнение двух избирательных систем мажоритарной и пропорциональной и их подвидов.
В связи с поставленной целью в ходе работы необходимо будет решить следующие задачи:
1.Дать определение мажоритарной избирательной системы, указать ее виды, назвать достоинства и недостатки.
2. Дать определение пропорциональной избирательной системы, указать ее виды, назвать достоинства и недостатки.
3.Дать сравнительный анализ двух выше указанных избирательных систем.
4.Дать краткую характеристику избирательной системы, применяемой для формирования Государственной Думы Федерального Собрания России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3-5
§1. Мажоритарная избирательная система: понятие, виды, особенности..6-12
§2. Пропорциональная избирательная система: понятие, виды, особенности………………………………………………………………….13-20
§3. Сравнительный анализ мажоритарной и пропорциональной избирательных систем….…………………………………………………………………….21-24
§4. Избирательная система Российской Федерации………………………24-27
Заключение……………………………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

контрольная по конституции зарубежных стран..doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

им.О.Е. Кутафина.

ФИЛИАЛ МГЮА им.О.Е. Кутафина в г. ВОЛОГДЕ

 

 

 

 

 

 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАН

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Сравнение  мажоритарной и пропорциональной избирательной  системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:

 

 

Выполнил:

                                            студент IIIкурса 5 группы

                                        заочной формы обучения

                                           Кузьминский Вадим Николаевич

                                                          Адрес:  г. Тотьма,  п. Текстильщики. ул.Гагарина.д 3а.кв3.

Вологда 2011год.

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..…3-5

§1. Мажоритарная избирательная система: понятие, виды, особенности..6-12

§2. Пропорциональная избирательная система: понятие, виды, особенности………………………………………………………………….13-20

§3. Сравнительный анализ мажоритарной и пропорциональной избирательных систем….…………………………………………………………………….21-24

§4. Избирательная система Российской Федерации………………………24-27

Заключение……………………………………………………………………...28

Список используемой литературы…………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Чтобы говорить о сравнении  избирательных систем, нужно сначала  иметь четкое представление о  том, что такое избирательная  система.

Избирательная система-это  способ распределения мандатов между  кандидатами в зависимости от итогов голосования.

Виды избирательных систем» заключается в исключительно высокой роли избирательной системы в развитии политической системы общества. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти - от местных органов самоуправления до президента. Все мы граждане своей страны. У каждого из нас есть свои права и обязанности.  Мы обладаем политическими правами и должны, на мой взгляд, участвовать в политической жизни страны.

Сущность любой  избирательной  системы - характер  соотношения   голосов   избирателей, поданных за отдельного кандидата или  партийный  список,  и  полученных  ими мандатов[3].

Избирательная система  употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

        Избирательная система в широком смысле — это весь организм формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая организацию и проведение выборов, а также определение их результатов и соответствующее распределение депутатских мандатов. Ясно, что по своему содержанию понятие избирательной системы в узком смысле охватывает лишь часть содержания понятия избирательной системы в широком смысле. Это последнее включает в себя, помимо первого, также характеристику всего избирательного процесса на различных его этапах, органов, ответственных за организацию и проведение выборов, и их деятельности, отношений между другими субъектами избирательного процесса (избирателями, кандидатами, политическими партиями и иными объединениями) и их избирательного статуса и т.д., а не только способа подведения итогов голосования и распределения депутатских мандатов.

Регулируется избирательная  система нормами избирательного права, понимаемого как система  правовых норм, представляющая собой  подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

Избирательная система в узком смысле - это система непосредственного распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.  Избирательная система в узком смысле подразделяется на: мажоритарную,   пропорциональную и смешанные системы. В свою очередь мажоритарная система делиться на: мажоритарную систему относительного большинства, мажоритарную систему абсолютного большинства. Пропорциональная система делиться на: пропорциональную и полупропорциональную системы[2].

В данной работе нас больше интересует избирательная  система  в  так  называемом узком  смысле.  Это  способ  определения  того,  кто  из   баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве  депутата.  В  зависимости  от того, какая будет использована  избирательная  система,  результаты  выборов при  одних  и  тех  же  итогах  голосования   могут   оказаться  различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой  за  более выгодную для себя избирательную систему .

Отсюда главной Целью контрольной работы будет в изучение и сравнение двух избирательных систем мажоритарной и пропорциональной и их подвидов.

В связи с поставленной целью в ходе работы необходимо будет решить следующие задачи:

1.Дать определение мажоритарной избирательной системы, указать ее виды, назвать достоинства и недостатки.

2. Дать определение пропорциональной избирательной системы, указать ее виды, назвать достоинства и недостатки.

3.Дать сравнительный анализ двух выше указанных избирательных систем.

4.Дать краткую характеристику избирательной системы, применяемой для формирования Государственной Думы Федерального Собрания России.

Контрольная работа имеет свою определенную структуру:оглавление,введение,4 раздела, заключение и список используемой литературы. Все главы между собой взаимосвязаны, раскрывают содержание выбранной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Мажоритарная избирательная система: понятие, виды, особенности

      Исторически первой избирательной системой  стала, естественно, мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (от фр. majorite-большинство):избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.

    Законодательство  конкретного  государства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские  или местные),  какое   именно   большинство   голосов   необходимо   набрать   - относительное или абсолютное. В соответствии с этим  различают  мажоритарную систему  относительного  большинства  и  мажоритарную  систему   абсолютного большинства[1].

Самая простая разновидность – это Мажоритарная система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, у нас в России. Очень часто она применяется при местных выборах.

 Именно с нее  начали проводиться выборы в  парламенты.

Она результативна: единственный случай, когда результат может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами.

Данная система может применяться  как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.

При этой системе обычно не устанавливается  обязательный минимум участия избирателей в голосование: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него.

Однако данная система крайне несправедлива к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Приведем пример .Предположим, что в одномандатном избирательном округе, где было подано 50 тыс. голосов, баллотировались четыре кандидата от разных партий,из которых кандидат А получил 19 тыс. голосов, кандидат Б-12 тыс., кандидат В-10 тыс. и кандидат Г-9 тыс.Мандат достается кандидату А, тогда как за его соперников проголосовали 31 тыс. избирателей, т.е. более чем в полтора раза больше, чем за него .Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным их большинством. Минус в том, что голоса, поданные не за победившего кандидата, вообще пропали. То есть партия, за которую голосует большинство избирателей ,получает в парламенте меньшинство мест[1].

     Анализ действующего избирательного законодательства Франции на предмет его соответствия базовым демократическим стандартам необходимо начать с анализа самой мажоритарной системы относительного большинства, применяемой при выборах Национального собрания. Мажоритарная двухтуровая система относительного большинства действовала на всех выборах в Национальное собрание Франции с 1958 года по 1981 год, и после однократного отказа от нее на выборах в 1986 году в интересах пропорциональной системы, снова была возобновлена в конце 1986 года. При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей[4].

Предположим, по одному округу баллотируются 4 кандидата, и голоса избирателей распределились между  ними следующим образом:

А—11%;  Б—23%;  В—34%;  Г—32%.

Победившим на выборах  будет признан кандидат В, набравший 34% голосов избирателей, несмотря на то, что фактически против него проголосовало 66% избирателей. Таким образом, голоса 2/3 избирателей остаются неучтенными, «выброшенными», а депутат в выборном органе представляет лишь 1/3 избирателей своего округа. Вероятно, французский законодатель считает эту систему достаточно эффективной для решения текущих задач парламентской деятельности, однако назвать ее хоть сколь ни будь отвечающей общеевропейским демократическим электоральным стандартам, увы, не приходится. Традиционно уже много лет во Франции существует ситуация где партии большинства, собирающие менее 50% всех голосов избирателей, имеют почти 75% мест в парламенте.

 Мажоритарная система относительного большинства, применяемая во Франции, является одной из наименее демократических избирательных систем, основными пороками которой являются:                                  

·              значительное число голосов избирателей (зачастую более половины) остаются «выброшенными» и не учитываются при распределении мандатов;

·              искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест.

Во  Франции  партии  большинства,  собиравшие   менее   50%   всех   голосов избирателей, имели почти 75% мест в парламенте.

     Следует,  правда,  отметить,  что  избирательные  законы   некоторых   стран устанавливают минимальное  число  голосов  избирателей,  которое  необходимо набрать для победы: кандидат считается избранным, если  он  набрал  в  своем округе большее число голосов, чем его конкуренты, но  при  условии,  что  за него подано более 20% всех действительных голосов.

        Единственным, пожалуй,  преимуществом  мажоритарной  системы  относительного большинства является то, что  голосование  проводится  в  один  тур,  т.  к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы[4].

Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства.

Мажоритарную систему абсолютного большинства иногда называют французской моделью, потому, что она традиционно используется во Франции и в ранее зависимых от Франции территориях. По этой системе кандидату для избрания в первом туре нужно набрать 50% голосов плюс 1 голос. Если в первом туре никто не набирает эти «50+1», то проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, которые набрали больше других голосов. Для победы во втором туре достаточно набрать больше хотя бы на один голос, чем конкурент.

От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, т.е.более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким:1)общее число зарегистрированных избирателей.2) общее число поданных голосов 2)общее число поданных действительных голосов[5].

    При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут он считается недействительным или несостоявшимся. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но нередко и меньше. В  случае,  когда  он равен половине зарегистрированных  избирателей,  абсолютное  большинство  от общего  числа  поданных  голосов  может  теоретически  составить  25%  +   1 юридического  избирательного  корпуса.  Если  же  для   избрания   требуется абсолютное большинство действительных  голосов,  то  доля  от  общего  числа зарегистрированных  избирателей   может   быть   еще   меньше.   Например французский Избирательный кодекс применительно к выборам депутатов Национального собрания устанавливает упомянутый нижний порог не прямо в качестве такого, не как условие действительности выборов, а несколько иначе:

Информация о работе Сравнение мажоритарной и пропорциональной избирательной системы