Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:39, доклад
Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория.
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.
Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория.
Наиболее широкое
Есть и современные
Патриархальная теория трактует происхождение
государства как результат
В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер (ХУII в.), который в своей работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.
В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 - 1904 гг.).
Данная теория получила современное
звучание в идее государственного патернализма,
т.е. принятии государством на себя заботы
о своих гражданах и подданных
в случаях наступления
Согласно договорной теории государство
возникло в результате заключения общественного
договора. Люди договорились между
собой объединиться в государственный
союз, создать власть и подчиняться
ей. Необходимость объединения
Эта теория получила распространение в ХУII - ХУIII вв., и ее наиболее яркими представителями были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.- Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.
Представители договорной теории возникновения
государства считали, что договор
об образовании государства
Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние общества. Оно по-разному трактовалось различными учеными. Так, Гоббс считал, что это было состояние "войны всех против всех". Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом состоянии обладали естественными, прирожденными правами и свободами, что это был "золотой век" человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По Руссо, суверенитет в государстве принадлежит народу в целом, а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том числе и путем восстания.
Теория насилия объясняет
Органическая теория. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер, живший в ХIХ в. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.
Касаясь вопросов происхождения государства, он был близок к сторонникам теории насилия, полагая, что в истории нет ни одного примера, где бы государство не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство - результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации.
В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).
Психологическая теория. Один из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.
Психологической теории придерживались также ученые Г. Тард (США), английский этнограф Д. Фрезер (конец ХIХ - начало ХХ в.), русские юристы Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский.
Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.
Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации.
Государство как произведение искусства
На первый взгляд может показаться,
что понятия «государство» и
«искусство» несовместимы, но в действительности
все намного сложнее. Впервые
концепция государства как
Понятие искусство, использующееся в современной мировой культурной традиции берет свое начало в эпохе античности, в греко-римском понимании этого термина (от лат. аrs – мастерство, ремесло). Не смотря на обилие определений понятия «искусство», в целом они все дополняют друг друга и выделяют главной целью искусства познание, восприятие и отражение окружающего мира. С течением времени, искусство вбирало в себя различные виды освоения действительности, органично соединяя в себе формы созидания человеком не только природы, но и себя самого. Искусство – один из способов постижения мира, это образное осмысление действительности. На сегодняшний день, искусство – важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком02. Формой существования искусства является художественное произведение как система художественных образов, составляющая единое целое. Произведение, оставаясь самим собой, исторически меняется, вступая во взаимодействие с новым жизненным и художественным опытом и обретая новые свойства. Ведь с каждым новым поколением произведение искусства прочитывается заново, приобретает несколько иной смысл и наполнение, но его сущность при этом остается неизменной. Когда мы говорим, что произведение остается самим собой, то имеем в виду его «сущность», которая всегда и везде одна – она самотождественна и неизменна. Вещь должна оставаться в своей сущности равной самой себе на всем протяжении своего существования.03 Про внутреннюю сущность вещи писал И. Кант (понятие «вещь в себе»); по его мнению, она никогда не будет познана разумом, так как не доступна к познанию через опыт. Можно сделать вывод о том, что произведение искусства – ценность еще и потому, что человек вложил в нее частичку своего внутреннего мира; его трудно понять, но от этого произведение не теряет актуальности.
Существует несколько мнений относительно того, что понимать под произведением искусства. Ю. Борев04 приводит следующие: произведение – нечто материальное и в то же время духовное. Оно материальный предмет, способный в поле культуры выявить свои духовные и художественные свойства и оказать социально значимое воздействие. Произведение личностно и социально: оно и самовыражение художника, и решение общественных проблем, выражение общественной психологии и идеологии. В произведении сочетаются идеи и пластические образы, создающие художественную реальность. Художественное произведение отражает мир во всей сложности его отношений к личности и во всем его эстетическом богатстве (ценностном отношении к человечеству).
Искусство очень часто является отражением действительности, ответом реальности. Ведь всякое произведение многоуровнево, и при этом один из этих уровней – политическая составляющая, определяющая актуальность произведения, его включенность в политическую, идейную атмосферу эпохи, которой оно принадлежит. В литературе примерами включения политической (государственной) составляющей в художественные произведения являются «Бесы» Достоевского, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, в живописи – Ван Гог, пишущий людей с натуры, изображающий жизнь, какой он ее видит. На его полотнах изображены простые рабочие и их быт не в угоду тенденциям, течениям современного ему общества (например, «Едоки картофеля» – в ту пору художник еще не был в полном смысле этого слова импрессионистом). Можно также привести в пример наскальную живопись, изображающую быт и традиции первого человека05 или египетские саркофаги с изображением сцен загробной жизни и религиозными ритуалами. Искусство интересует вся система отношений человека и мира, отношение личности к себе, к другим людям, к обществу, человечеству, природе (и естественной, и искусственной, созданной человеком), ко Вселенной06. Таким образом, мы видим, что произведение искусства вырастает из окружающей реальности, вбирая в себя все: политику, религию, мораль, науку, философию, но дело в том, что и государство строится на этой же почве, понятой через призму конкретной культуры вместе с главенствующими в ней ценностями, особенностями развития общества в определенный временной период, в определенную эпоху.
Изучив, что входит и подразумевается
под понятиями «искусство» и
«художественное произведение», необходимо
перейти к понятию государство.
На протяжении столетий лучшие умы
философов, ученых и мыслителей пытались
ответить на вопрос, что есть государство,
как и для чего оно создается,
в чем его смысл и назначение.
Неоднозначны и их мнения по поводу
того, как оно возникает и