Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:05, контрольная работа
Введение
На любом этапе развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.
Общенациональное представительное учреждение демократического общества - парламент - имеет многовековую историю. Органы народного либо сословного представительства существовали ещё в античную эпоху, например, римский сенат. Первым прототипом парламента в понимании, близком современнику, стал английский парламент,
Введение
Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти. Парламент
Понятие избирательной системы. Тип избирательной системы в Республике Беларусь
Основные типы политической культуры. Политическая культура Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
В
странах тоталитарного
В
подавляющем большинстве стран
депутаты и сенаторы имеют так
называемый свободный мандат. Они
рассматриваются как
Во многих странах члены парламента обладают депутатским иммунитетом. Это означает, что депутат не может быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является.
В
целом тенденция развития конституционного
права в демократических
Депутат
обладает также депутатским
Депутат вправе участвовать в работе парламента, его комиссий, других органов, свободно выступать и голосовать, обладает правом вопроса или запроса к высшим должностным лицам государства на заседании парламента или вне его. Депутат имеет право на оплаченных за счет государства помощников, секретарей (в США на конгресс, состоящий из 635 членов, работает около 31 тыс. государственных служащих), а также на бесплатный транспорт, служебную переписку, телефонные переговоры, на оплачиваемое государством жилище и др.
Обязанности депутата. Депутат обязан присутствовать на сессиях парламента, участвовать в пленарных заседаниях палат, в работе постоянных комиссий (комитетов). Во многих странах все парламентарии обязаны состоять в какой-либо одной комиссии, иногда депутаты состоят в какой-либо одной комиссии, иногда в нескольких.
В
подавляющем большинстве стран
депутатам и сенаторам не разрешается
состоять на государственной службе,
хотя разрешается иногда занимать министерские
посты. Парламентариям запрещается: участвовать
в сделках с государственным
имуществом; состоять в руководстве
частных фирм, государственных предприятий
с иностранными инвестициями; получать
вознаграждение иное, чем за педагогическую,
научную, творческую деятельность. Если
таких запретов нет, то существует правило,
что при обсуждении вопроса, в
отношении которого депутат может
иметь личный интерес, он должен заявить
об этом на заседании. Эти нормы и
неписаные правила часто
Внутренняя
организация парламента и его
палат. В парламенте и его палатах
формируются различные органы. Одни
из них имеют определенную компетенцию,
предусмотренную в конституциях
(председатель), другие представляют собой
вспомогательный аппарат, призванный
обслуживать деятельность парламента
(хозяйственные органы). Кроме того,
парламент создает отдельные
органы, которые занимаются определенной
сферой деятельности, обладают самостоятельностью,
но выполняют поручения
Заседаниями
палат и однопалатного
Руководящий орган палат парламента может быть избран либо на срок их полномочий, либо на период одной сессии. В большинстве стран считается, что председатель однопалатного парламента должен быть политически нейтральным, беспристрастным. Он зачастую приостанавливает членство в партии или выходит из нее на время председательствования. В других странах он сохраняет партийную принадлежность (в США это лидер парламентского большинства).
Бывает сильный и слабый председатель. В первом случае (Великобритания) он толкует правила процедуры, определяет способ голосования, назначает председателей комиссий и др. Слабым является, например, председатель палаты лордов в той же Великобритании, сената в США: он не руководит заседаниями, они проходят на основе саморегулирования, время для выступлений не ограничено.
К внутренним органам парламента относятся партийные фракции. Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии (блоку) или к нескольким, близким по своим программам. К фракциям могут примыкать и отдельные беспартийные депутаты.
Для создания партийной фракции (а фракция имеет определенные преимущества - свое помещение в парламенте, право выступать от имени фракции предоставляется вне очереди и т. п.) необходимо иметь определенное число депутатов от данной партии, устанавливаемое регламентами палат (например, 20 в нижней палате и 14 в сенате Франции). Фракция пропорционально представлена в комиссиях палат и объединенных комитетах парламента. Обычно представитель наиболее крупной фракции избирается председателем палаты, его заместители представляют другие крупные фракции. Фракции делят между собой посты председателей постоянных комиссий палат.
У фракций имеется свое руководство: председатель. Фракция принимает решение о характере выступлений ее членов и голосовании. Время, выделяемое для выступлений от имени фракции, обычно зависит от ее численности. Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппозиции, обычно создает свой "теневой кабинет": выделенные ею лица следят за работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах.
Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные комитеты и комиссии. Число их различно и часто меняется: в однопалатном парламенте Израиля 9 комитетов, в палате общин Великобритании - 15, в конгрессе США - 22. Постоянные комиссии бывают отраслевыми, или специализированными (по иностранным делам, по с/х, по здравоохранению и др.), и неспециализированными. Комиссия принимает решения на заседаниях. Кворум обычно составляет половину ее членов. Представитель комиссии выступает с содокладом при обсуждении проекта закона на пленарном заседании, и обычно от мнения комиссии в конечном счете зависит судьба законопроекта.[8]
Комиссии
обсуждают информацию министров
по своей отрасли. Министры не несут
ответственности перед
Палаты в случае необходимости создают временные комиссии - следственные, ревизионные и др. Во многих палатах создаются бюро палаты или совет старейшин, где решаются некоторые организационные вопросы. В парламентах часто избирается, обычно из числа молодых депутатов, несколько квесторов, в обязанности которых входит поддержание порядка в зале заседаний, в кулуарах, буфете, а также подсчет голосов при открытом голосовании.
Аппарат парламента включает
три вида органов и лиц:
1)
вспомогательные службы
2)
консультанты парламента, обычно
работающие в
3)
личные помощники
Полномочия
парламента. В зависимости от полномочий
различают три вида парламентов:
с неограниченными
Парламенты
с ограниченными полномочиями существуют
во Франции и в некоторых
Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских странах.
Главная задача парламента - принятие законов. Среди них важнейшее значение имеют основные законы - конституции и поправки к ним, которые принимаются по особой процедуре, правда, неодинаковой для разных видов законов.
Парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы государства, формируя их целиком или в части (другую часть может назначать президент). Делает он это самостоятельно или утверждая, давая согласие на кандидатуры, предлагаемые другим высшим органом государства. В некоторых странах парламент избирает президента, в других - образует весь состав правительства. Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно.
В области внешней политики парламент ратифицирует международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию, решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны. Парламент наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию.
Особое значение имеют финансовые и контрольные полномочия парламента. В большинстве стран только он вправе устанавливать материальные обременения государства, устанавливать налоги, принимать госбюджет.
Парламент всегда, будучи высшим органом народного представительства, обладает контрольными полномочиями, которые могут иметь политический характер (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий).
Используются следующие формы контроля за деятельностью исполнительной власти, хотя контроль парламента может осуществляться и в отношении других органов:
1. Вопросы к правительству,
2. Дебаты по заранее
3. Интерпелляция предусматривает
постановку какого-либо
4. Постановка вопроса о вотуме
недоверия правительству (
5. Доклады и отчеты
Информация о работе Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти