Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:05, контрольная работа

Описание

Введение
На любом этапе развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.
Общенациональное представительное учреждение демократического общества - парламент - имеет многовековую историю. Органы народного либо сословного представительства существовали ещё в античную эпоху, например, римский сенат. Первым прототипом парламента в понимании, близком современнику, стал английский парламент,

Содержание

Введение
Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти. Парламент
Понятие избирательной системы. Тип избирательной системы в Республике Беларусь
Основные типы политической культуры. Политическая культура Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 138.09 Кб (Скачать документ)

       Понятно, что такие обстоятельства социально-экономической  и политической жизни не способствуют формированию демократической политической культуры в широких слоях населения.

       Таким образом, можно говорить об отсутствии в Беларуси единой политической культуры и наличия характерной для  переходного общества фрагментарности. Преобладает патриархально-подданническая субкультура, социальными носителями которой являются социально-слабые слои и люди, работающие в структурах государства. Важнейшей чертой этой культуры является политическая бессубъектность. Вторая субкультура формируется вокруг ценностей, отражающих потребности развития общества. Ее носители – молодежь, предприниматели, интеллигенция. Можно отметить социальные группы, где доминируют ценности этих субкультур. Старшее поколение выступает за порядок – молодежь – за свободу и индивидуальные права; социально слабые слои – за государственное регулирование на цены – наиболее адаптированные (предприниматели, средние слои) – за рыночную модель; лица низкого социального статуса и образования за объединение в единое государство; лица с высоким социальным статусом и образованностью – за суверенитет. Основная линия размежевания политическо-культурного поля Беларуси – этатистско-патерналистская направленность или инициативная, предпринимательская позиция личности.

       Что в такой ситуации может объединить всех жителей Беларуси? На мой взгляд, каждому человеку сейчас наиболее близка и актуальна мысль о материальном благополучии и общественном согласии на своей земле. Можно согласится и с белорусскими учеными (Бабосов Е.М., Ровдо В.В.), относительно необходимости использования обновленной национальной идеи, как основы для национального консенсуса и платформы для осуществления целенаправленного реформаторского курса. Обновленная национальная идея переносит акцент с этнокультурного аспекта нации на политический аспект. Это отражает специфику белорусской ситуации. Процесс создания государства опережает процесс формирования национального сознания и нации. У всех нас общая Родина, общая судьба, общие коренные интересы, равные права и обязанности.

       Важнейшая задача всех граждан страны на современном  этапе – это сохранение и укрепление независимости Беларуси. Динамика процесса становления государственности  и граждан нового государства  взаимосвязанный процесс: 1) от каждого  человека требуется самоопределиться и осознать ответственность за состояние  дел в государстве; 2) государство  должно заслужить доверие своего народа. Устойчивость и перспектива  общества строится на логике развития личности. Будущее у того государства, которое сможет предоставить своим  молодым гражданам “жизненное пространство”  для самореализации.

       Осмысление  ментальных особенностей и исторически  сложившихся ценностей политической культуры Беларуси позволяет понять существующую сейчас нормативную модель взаимоотношений «личность –  общество – государство» и оценить  возможности той или иной модели развития. Существуют различные мнения относительно того, какая идеология  наиболее соответствует исторической ситуации, состоянию политической культуры и задачам реформирования белорусского общества? Все чаще высказывается  предположение, что в ее основе это  должна быть социал-демократическая  модель развития общества. Действительно, можно полагать, что характерные  для социал-демократии эволюционно-реформистский  путь; компромиссность (все хорошее от капитализма и социализма), плюрализм различных форм хозяйствования будет способствовать становлению социально-ориентированной рыночной экономики; социал-демократическая модель демократии (демократия участия) – формированию гражданской культуры; а принцип паритета прав нации и личности – утверждению ценности суверенитета и государственного сознания. Однако политическая культура общества не следует рассматривать как спущенную сверху государственную директиву. Это скорее продукт процесса взаимодействия различных идеологий, представляющих социально-экономические и политические интересы, ценности социальных групп белорусского общества. Поэтому политическая культура белорусского государства видится скорее как некий синтез компонентов социал-демократии, консерватизма и либерализма, в наибольшей мере выражающий потребности развития личности и общества.

 

       Заключение 

       Система управления страной, основанная на народном представительстве, получила название парламентаризма.

       Для парламентаризма характерна не только то, что в систему высших органов  государства включён орган, избираемый населением, - парламент, но и то, что  парламентаризм как особая система  означает разделение законодательного и исполнительного труда. Суть этого  разделения заключается в том, что  депутаты, избранные населением, участвуют  в принятии законов, но не в их исполнении, то есть принимают законы не "под  себя", а в интересах народа.

       Парламент, помимо того что является органом  представительным и законодательным, выполняет также функции финансовые (утверждение бюджета страны - его  исключительная прерогатива), функции  контрольные, вплоть до отставки высших должностных лиц, и участвует  в формировании иных органов власти. Его особенность состоит также  в том, что это - государственный  орган, представляющий собой арену  борьбы партий и общественных мнений.

       Выработанное  государством и закреплённое в текстах  конституций доктрина "свободного мандата" делает членов парламента представителями всей нации, а не только тех избирательных округов, в которых они избраны, и на этом основании запрещает избирателям  давать какие-либо обязательные наказы депутатам и отзывать их досрочно.

      Избирательное право образует важную составную часть конституционного права, как один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента, депутатов законодательных (представительных) органов власти, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления. Многообразие избирательных систем объясняется существованием большого числа способов распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов.

     Для оценки возможностей «одухотворения»  политики следует учитывать и  то, что в политике объективно существует «зона» инертная к культурным ценностям  – это, как правило, сфера политических технологий. Поэтому для выяснения  потенциала окультуривания политики следует  очертить сферу, где максимально  возможно их «пересечение», проникновение  культуры в политику, возникновение  условий для проявлений духовности. Тогда мы и будем говорить о  том, что обозначают термином политическая культура.

     Многие  исследователи феномена политической культуры полагают, что высшие духовные ценности могут проявляться в политической деятельности только опосредовано – через систему норм морали и права.

     Право в политике выступает неким компромиссом силы и справедливости, конечно при  условии, что содержание правовых норм предполагает хотя бы «минимум нравственности». По сути, политическая культура и есть совокупность политико-правовых норм, включающих в себя ценностное содержание, реально влияющих на характер политических отношений.

     Суть  правового государства в ценностном плане довольно часто сводят к  ограничению деятельности государства  правом, в котором выражается власть суверенного народа. Главенство права  над государством, – важное условие  обуздания группового или личного  произвола со стороны тех, кто  находится на вершине «политического Олимпа».

     Показателями  уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских  и политических прав личности, то, насколько  они соответствуют международным  правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская  лексика общения политических деятелей и многое другое. 

Список  использованных источников

      Список нормативных  источников

  1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями).- Мн.: Беларусь, 2006.—160с.
  2. Избирательный кодекс Республики Беларусь .– Мн.: Национальный центр правовой информации РБ, 2000
  3. Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь.-1997.-№ 24.- Ст. 463.
  4. Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» // НРПА.-2000.-№ 8.-2/137.
 

      Список литературных источников

  1. Курак А.И. Конституционное право (таблицы, схемы, определения): учеб. пособие.—Мн.: Тесей, 2006.—320с.
  2. Основы идеологии современного государства: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004 – 491 с.
  3. Республика Беларусь: общество, политика, экономика, люди /Пролесковский О.В., Шпак Н.С., Колос Е.П. и др.—Мн.: Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь, 2008.—432с.
  4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время). Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. // Сост. Н. А. Крашенинникова. – М.: Зерцало, 1999.
  5. Юридический словарь / Сост., предисл., прилож. А.Ф. Никитина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

Информация о работе Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти